В следующем году стартует дебютный сезон Формулы E – новой гоночной серии на электромобилях под эгидой FIA. Руководитель чемпионата Алехандро Агаг рассказал о концепции серии и выразил уверенность, что она будет пользоваться успехом…
Вопрос: Как появилась идея создания Формулы E?
Алехандро Агаг: Инициатива исходила от FIA. Федерация хотела создать новую гоночную серию, которая бы дополняла другие чемпионаты и играла важную роль в развитии экологически чистых технологий, в том числе электрических и перспективных.
Вопрос: FIA объявила об этих планах, а вы предложили им свои услуги промоутера?
Алехандро Агаг: Да, совершенно верно.
Вопрос: Что привлекло вас в Формуле E?
Алехандро Агаг: Мы сразу поняли потенциал «экологичных» гонок, и какой интерес они могут представлять для партнеров и спонсоров. Многие компании и корпорации по всему миру интересуются автоспортом, разделяют его ценности, но не решаются дебютировать из-за вопросов экологии.
У нас огромный опыт участия в автоспорте, в GP2 и в GP3, так что бензин у нас в крови. Кроме того, у нас большой опыт работы со спонсорами, и некоторые из них говорили, что по определенным причинам не могут себе позволить спонсировать автоспорт. В результате, когда мы увидели возможность принять участие в интересном чемпионате, где во главе угла ставятся вопросы экологии, мы не захотели её упускать.
Вопрос: Вы считаете, что выбрано верное время для старта новой серии?
Алехандро Агаг: У нас есть две причины думать, что момент выбран правильно. Во-первых, во всем мире проблемам экологии и изменения климата уделяется все больше внимания. Люди начинают понимать, что мы должны действовать, и действовать быстро, чтобы избежать очень серьезных проблем, с которыми можем столкнуться в будущем. Это первая причина.
Вторая причина – технологии, которые уже вышли на тот уровень, при котором мы можем создать увлекательное шоу. Мы стали первыми и находимся в самом начале пути, но в ближайшие годы произойдет прорыв, и мы увидим, насколько вырастет эффективность гоночных электромобилей. На данный момент, технологии позволяют нам объявить о запуске серии. Соединив вместе эти две причины, мы пришли к выводу, что выбрали верное время.
Вопрос: Ранее вы говорили, что ваша целевая аудитория – подрастающее поколение, и вы хотите, чтобы сегодняшние дети, вырастая, покупали электромобили. Однако молодежь смотрит Формулу 1. Как вы собираетесь привлечь их внимание к Формуле E?
Алехандро Агаг: Мы не сравниваем себя с Формулой 1. Мы любим Формулу 1, я считаю её лучшим гоночным чемпионатом. Формула E – другая, не лучше и не хуже. Это все равно, что сравнивать катание на лыжах и сноуборде – совершенно разные вещи. Есть люди, которые предпочитают лыжи, есть те, кто любит сноуборд. Мы иначе позиционируем Формулу E, и считаем, что она может быть интересной новому поколению, выросшему на интерактивных цифровых технологиях. Мы будем использовать различные каналы для привлечения болельщиков – в этом состоит отличие.
Вопрос: Вы ожидали, что сможете быстро заполнить вакансии среди команд и составить календарь, а также получите поддержку от таких известных компаний, как Renault и Michelin?
Алехандро Агаг: На самом деле, мы были приятно удивлены реакцией на наши идеи. Мы надеялись на подобную реакцию, но она все же превзошла все ожидания. Например, более 40 городов выразили желание принимать у себя этапы серии. Кроме того, у нас очень серьезные партнеры – Michelin, Qualcomm, Tag Heuer, Renault, DHL. В ближайшие недели и месяцы будет объявлено о новых контрактах.
В Формуле E будут выступать отличные команды, у нас уже не осталось вакансий. Мы получили невероятно позитивные отклики и довольны достигнутым прогрессом, хотя, конечно, ещё многое предстоит сделать до сентября, когда стартует первый сезон.
Вопрос: Насколько было сложно убедить потенциальных партнеров?
Алехандро Агаг: На самом деле, непросто, ведь мы начинали новое дело, о нас мало, кто знал, но всё же не так сложно, как могло показаться. На самом деле, во всем мире много компаний, которые занимаются внедрением передовых технологий, и они разделяют наше стремление сделать что-то новое, стремление стать первыми. Конечно, есть риск, а когда вы рискуете, то можете все потерять, поэтому все, кто к нам присоединился, обладают таким же стремлением к новаторству и готовностью к риску. Мы быстро нашли единомышленников и людей, которые захотели к нам присоединиться.
Вопрос: Ранее вы участвовали в проекте A1GP, еще одной зимней серии, которая потерпела неудачу. У Формулы E будет другая бизнес-модель, которая гарантирует устойчивое развитие чемпионата?
Алехандро Агаг: A1 была хорошей серией с отличной концепцией, но проблема заключалась в том, что было невероятно сложно конкурировать с Формулой 1. Концепция A1GP была похожа на Формулу 1 и поэтому оказалась нежизнеспособной.
Если говорить про Формулу E, то у нас другой подход, и эта бизнес-модель может оказаться успешной, ведь мы можем привлечь партнеров и спонсоров, уделяющих внимание экологии. Полагаю, это уникальное предложение, которое делает чемпионат привлекательным.
Другой важный аспект – контроль расходов. У нас очень жесткий контроль – у команд ограниченные бюджеты, установлена максимальная стоимость машин. Если кто-то построит очень дорогую машину, то должен будет продать её ещё двум командам, существуют и другие ограничения. Думаю, это ключевые элементы, которые принесут финансовый успех чемпионату.
Вопрос: Правда ли, что операционные расходы команды не превысят пяти миллионов долларов?
Алехандро Агаг: Речь идет о трех миллионах евро, что немногим меньше пяти миллионов долларов.
Вопрос: В Формуле 1 используют разные бухгалтерские уловки, чтобы скрыть расходы. Вы не опасаетесь, что в Формуле E будет так же?
Алехандро Агаг: Речь идёт о двух бюджетах. Один – операционный бюджет команд, не превышающий 3 миллионов евро. Кроме того, у нас есть ограничения на количество персонала, мы контролируем стоимость запчастей и шин. Однако мы не можем контролировать издержки производства. Если кто-то решит потратить 100 миллионов на проектирование машины, мы не сможем контролировать эти расходы, однако затем команде придется продать свою машину двум другим командам по максимальной цене в 350 тысяч евро. Подобный подход позволит избежать «гонки вооружений», но если кто-то решит так поступить, то у нас в чемпионате будет минимум три команды, которые смогут на равных бороться друг с другом.
Вопрос: Вместе с партнерами вы инвестировали в проект 100 миллионов евро. Это правда?
Алехандро Агаг: Да, бюджет всего проекта 100 миллионов. Как вы вероятно знаете, не так давно у нас появились новые инвесторы, управляющие баскетбольным клубом NBA Boston Celtics. Сумма в 100 миллионов евро разделена между всеми партнерами, и мы считаем, что ее хватит для успешного запуска чемпионата.
Вопрос: Как скоро вы ожидаете окупить инвестиции?
Алехандро Агаг: Думаю, мы начнем получать прибыль уже в первый год, но многое зависит от спонсорских контрактов.
Вопрос: Вы говорили что у вас есть интересные идеи о том, как сделать проект увлекательным для болельщиков. Вы можете рассказать о них подробнее?
Алехандро Агаг: Есть разные идеи. Наибольшее внимание мы хотим уделить двум из них. Во-первых, это использование кнопки прибавки максимальной мощности при обгонах – болельщики будут голосовать за пилота, который сможет воспользоваться этой кнопкой. Мы еще окончательно не определили, как это будет работать – болельщики будут голосовать в социальных сетях во время гонки или всю неделю перед этапом, а затем победитель будет назван за минуту до старта. У выбранного пилота во время гонки будет активна кнопка прибавки максимальной мощности, и на протяжении десяти секунд он сможет использовать дополнительную мощность для обгонов.
Вторая идея – видеоигра в реальном времени. Болельщики смогут загрузить мобильное приложение, и во время гонки в режиме реального времени соревноваться с настоящими пилотами. Есть вещи, которые мы считаем важными, и с помощью которых сможем взаимодействовать с болельщиками.
Вопрос: Я уверен, вам неоднократно задавали этот вопрос, но что насчет звука электрического двигателя?
Алехандро Агаг: Вы знаете, мне нравится звук мотора Формулы 1 и IndyCar. Мне нравится громкий звук, но в Формуле E он будет другим. С громкими моторами нам не разрешили бы проводить гонки в центре многих городов, так что тихий звук дает нам преимущество. С другой стороны, он достаточно громкий – в районе 80 децибел – такая же громкость у спортивных машин или мотоциклов, и этого достаточно, чтобы болельщики на трибунах были в восторге.
При этом в полутора километрах от трассы вы ничего не услышите, можете спокойно проводить время дома, и гонки не будут вам мешать. В этом огромное преимущество с точки зрения влияния на жизнь города. Кроме того, в какой-то степени это звук будущего, и, как я уже сказал, наша серия отличается от других гоночных чемпионатов.
Вопрос: Первый сезон состоит из десяти этапов. Это правда, что затем вы хотите добавлять по две гонки каждый год?
Алехандро Агаг: Да, это так.
Вопрос: Из какого максимального количества этапов будет состоять сезон?
Алехандро Агаг: Думаю, в районе 18 гонок. Может быть и 20, но 18 – хорошее число.
Вопрос: В каких еще городах пройдут этапы чемпионата? Рассматривается возможность проведения гонки в Индии?
Алехандро Агаг: Да, Индия – один из вариантов. В этой стране у нас отличные партнеры – Mahindra Group, и вместе с ними нам бы хотелось провести этап. Как вы знаете, мы будем проводить гонки в центре городов, но из-за трафика существуют определенные ограничения. Однако мы уверены, что вместе с Mahindra сможем найти место для проведения зрелищной гонки в Индии.
Сейчас мы рассматриваем другие варианты. Вероятно, во втором сезоне один из этапов пройдет в Гонконге. Мы не смогли включить его в дебютный сезон из-за небольших сложностей с трассой. Мы ищем города для проведения гонок в Северной Америке, хотим проводить больше этапов в Европе, в Австралии, в Африке. Да, есть несколько вариантов, которые мы рассматриваем.