В 2013 году Жюль Бьянки одним из последних подписал контракт с командой Формулы 1, и вопреки его предположениям, оказался не в Force India, а в Marussia. До начала сезона француз провел всего полтора дня за рулем незнакомой машины, но это не помешало ему завоевать 15-ю позицию в Гран При Австралии, а спустя неделю финишировать 13-м в Малайзии, обеспечив Marussia десятую строчку в Кубке конструкторов.
В результате несколько изданий и французская федерация автоспорта признали Жюля Бьянки лучшим дебютантом, хотя этот год не обошелся для него без проблем. В интервью журналу AutoHebdo он подвел итоги первого сезона в Формуле 1 и говорил о своих перспективах в чемпионате…
Вопрос: Год назад ваши переговоры с Force India в последний момент потерпели неудачу, но в итоге вы подписали контракт с Marussia, хотя совершенно не знали ни их машину, ни команду. Всё это произошло за несколько дней до начала сезона в Мельбурне. Что вы скажете спустя 19 Гран При?
Жюль Бьянки: Я скажу, что добился того, чего хотел. Я помог команде реализовать ее главную цель – опередить Caterham и завоевать 10-ю строчку в Кубке конструкторов. Это достижение помогло нам и доказало, что мы отлично справляемся со своей работой. Учитывая ограниченные возможности команды, мы понимали, что не сможем рассчитывать на большее, поэтому я горжусь тем, что внес большой вклад в достижение этой цели.
Вопрос: Занимая свое место на стартовой решетке, вы думали о позиции команды в Кубке конструкторов?
Жюль Бьянки: Конечно, я чувствовал определенную ответственность. Не секрет, что вся команда полностью сосредоточилась на завоевании 10 позиции, но я старался не задумываться об этом, чтобы не создавать для себя дополнительный прессинг, ведь это может привести к проблемам. Кроме того, мы оказались в сложной ситуации – результат зависел не только от нас, но и от Caterham. Надо было концентрироваться на своей гонке, не упуская из виду соперников.
Вопрос: У ваших соперников было преимущество в скорости...
Жюль Бьянки: Оно не особенно заметно в квалификации – мне несколько раз удавалось опередить пилотов Caterham, но в гонке у нас начинались проблемы. Мы так и не нашли причину, но при подготовке к следующему сезону должны это сделать.
Вопрос: В каких аспектах вы были сильны в этом году?
Жюль Бьянки: Я был стабилен в гонке и быстр в квалификации, но мне хотелось бы чаще опережать Caterham по субботам. Это упростило бы мне жизнь в нескольких Гран При.
Вопрос: Какая гонка понравилась вам больше всего?
Жюль Бьянки: Разумеется, Гран При Малайзии, ведь завоевав 13-ю позицию, я обеспечил команде 10-ю строчку в Кубке конструкторов, которую она сохранила до финиша Гран При Бразилии. Если говорить о пилотировании, то я получил огромное удовольствие от финальных пяти или шести гонок – я провел их гораздо лучше, чем первые Гран При.
Вопрос: Какой Гран При вам хотелось бы вычеркнуть из памяти?
Жюль Бьянки: Гран При Монако. Я стартовал с пит-лейн и попал в трафик, потому что на этой трассе крайне сложно обгонять. Затем я стал жертвой инцидента между Максом Чилтоном и Пастором Мальдонадо. После рестарта в повороте Sainte-Devote у меня сломался тормозной диск…
Гоночный уик-энд в Сузуке складывался столь же неудачно. В первой тренировке я разбил машину и повредил монокок, поэтому пропустил вторую сессию свободных заездов. В субботу утром я проехал несколько длинных серий кругов. В начале квалификации мне помешали красные флаги, затем мне не поставили новый комплект шин, и в довершении всего на старте в мою машину врезался Гидо ван дер Гарде. Я не успел проехать и круга!
Вопрос: Должно быть, дебютный сезон многому вас научил…
Жюль Бьянки: Конечно. В конце года я гораздо лучше чувствовал себя на трассе и за ее пределами, я был гораздо более уверен в себе. Полагаю, я доказал, что заслужил место в Формуле 1.
Вопрос: Что вам остается освоить?
Жюль Бьянки: Много разных вещей. Мой приоритет – работа с шинами, но мне кажется, я не одинок в этом. Резина Pirelli открывала широкие варианты стратегии: можно было либо максимально выкладываться и чаще останавливаться в боксах, либо использовать более консервативный подход и совершать на один пит-стоп меньше соперников. Я не силен в контроле темпа – я не привык снижать скорость, тем более, если я знаю главную цель команды.
В 2014-м придется контролировать расход топлива. Надо принять эти правила игры, хотя для гонщика они не особенно естественны. Однако Формула 1 меняется, и пилотам приходится приспосабливаться.
Вопрос: Сыграло ли вам на руку решение Pirelli вернуться к прошлогодней конструкции шин?
Жюль Бьянки: Не могу сказать, что мы выиграли от этого: в отличие от Caterham, в начале сезона нам было комфортнее с предыдущей версией шин, а начиная с Венгрии ситуация кардинально изменилась. Пришлось многое переделать.
Вопрос: В Marussia довольно рано подтвердили новый контракт с вами. Вы довольны?
Жюль Бьянки: Да, это приятно. К тому же это говорит о доверии команды – она могла сделать другой выбор. Разумеется, я стремлюсь к победам, после дебютного сезона важнее всего получить новый контракт и продолжить прогрессировать.
Вопрос: Что вы думаете о росте числа рента-драйверов или пилотов, обладающих существенной финансовой поддержкой?
Жюль Бьянки: С каждым днем Формула 1 становится всё дороже, количество спонсоров уменьшается, а размер их инвестиций неуклонно сокращается. Я понимаю, что командам нужны гонщики, обладающие финансовой поддержкой. Конечно, мы думаем об этом, но говорим себе: «Лишь бы всё получилось». Если посмотреть на мою работу в этом году, я ничуть не сомневался в своем будущем, но даже если максимально выкладываться, этого может оказаться недостаточно, чтобы компенсировать отсутствие спонсоров.
Вопрос: В 2014-м Marussia перейдет с двигателя V8 производства Cosworth на турбомотор Ferrari, так что на вашем комбинезоне появится вышитый гарцующий жеребец…
Жюль Бьянки: Контракт на поставку моторов никак не связан с моим присутствием в команде. Он не обязывает команду работать со мной, но поскольку я слушатель Академии Ferrari, у меня есть некоторое преимущество.
Вопрос: Узнав об уходе Фелипе Массы из Ferrari, вы надеялись или мечтали занять его место?
Жюль Бьянки: Я думал об этом и не исключал переход в Ferrari, ведь это неплохой вариант. Но я еще молод и должен набираться опыта. В Ferrari отдали предпочтение другому гонщику – тому, кто сможет на равных выступать с Фернандо Алонсо, максимально раскрывая свой потенциал. Впрочем, когда-нибудь пробьет и мой час.
Вопрос: Каким вы представляете себе второй сезон в Формуле 1?
Жюль Бьянки: В Marussia много работают и могут добиться неплохих результатов, несмотря на небольшие ресурсы. Я не сомневаюсь, что сотрудничество с Ferrari в плане поставки двигателей, а также продолжение партнерства с McLaren в работе с аэродинамикой и симулятором помогут нам добиться прогресса. Переход Пэта Симондса в Williams стал для нас серьезным ударом, но команда справилась с этим и создала эффективную техническую программу.