Вопрос: Герхард, расскажите о ситуации вокруг клиентских шасси и вашем конфликте с Force India по этому поводу...
Герхард Бергер: С уходом Super Aguri ситуация изменилась – теперь все оставшиеся команды имеют право на получение части доходов от телетрансляций. Хотя я на 100% уверен в том, что Toro Rosso следует правилам, юристы пытаются найти компромисс, который устроил бы всех. Вряд ли кому-то интересно тратить кучу денег на адвокатов и нести судебные издержки – мы все должны думать о спорте.
Вопрос: Ходили слухи, что в Red Bull готовы заплатить Force India отступные… Это правда?
Герхард Бергер: Все в руках юристов – посмотрим, каким будет итог. По-моему, ситуация должна проясниться в ближайшие пару дней.
Вопрос: А вопрос об использовании клиентских шасси после 2008 года? Вы говорили, что еще ничего не решено…
Герхард Бергер: Команды сошлись во мнении, что к 2010-му году в правилах должно быть закреплено четкое определение термина «конструктор». Если ничего не изменится, согласно новому Договору Согласия с 2010-го мы должны считаться конструкторами.
Вопрос: Владелец Red Bull Дитрих Матешиц не станет спонсировать вторую команду, если это не принесет никакой пользы его основному детищу. Но если клиентские шасси все-таки будут разрешены, откажется ли он от продажи своей доли в Toro Rosso?
Герхард Бергер: Не знаю, спросите Дитриха.
Вопрос: После ухода Super Aguri всем стало ясно – бюджеты команд пора ограничить. Как можно изменить саму структуру расходов?
Герхард Бергер: Это очень сложный вопрос, требующий пристального внимания специалистов. Нужно, чтобы все без исключения понимали – расходы необходимо сокращать. В паддоке еще есть те, кто заявляет: "У нас нет финансовых проблем. Это Формула 1, и мы хотим продолжать в том же духе, а остальные пусть ищут деньги".
Не знаю, чья точка зрения победит – автопроизводители хотят продемонстрировать свои технические возможности, и если бы у нас и Force India была поддержка какого-нибудь автогиганта, кто знает – может быть, ни о какой дискуссии и речи бы не шло. Но поскольку таковой поддержки у нас нет, вопрос о существовании независимых команд остается открытым. У частников должна быть возможность выступать на уровне, а не плестись в хвосте пелотона.
Вопрос: Частным командам нелегко обрести поддержку спонсоров. Как помочь?
Герхард Бергер: Нужно придумать, как сделать команду самоокупаемой. К примеру, если ты знаешь, что бюджет должен быть равен 120-150 миллионам евро, то легко можешь прикинуть, по какой цене продать рекламные площади на машине. Правда, далеко не факт, что затраты спонсора в итоге окупятся – такое происходит только с чемпионскими командами вроде Ferrari, а тем, кто только завоевывает себе репутацию, приходится очень нелегко.
Вопрос: Каков путь решения проблемы?
Герхард Бергер: Не уверен, следует ли мне говорить об этом – люди наверняка скажут, что это мое сугубо личное мнение, но я считаю, что если бы призовые делились поровну, это, во-первых, пошло бы на пользу делу, а во-вторых, так было бы намного честнее, ведь каждая команда – часть общего шоу. Toyota такую сумму даже не заметит, кроме того, лидеры гораздо чаще других мелькают на телеэкранах, что позволяет им активнее привлекать спонсоров. Думаю, так было бы лучше для всех, но вот Рон Деннис вряд ли со мной согласится.
Вопрос: Если Toro Rosso хочет остаться в Формуле 1, она должна стать командой-конструктором, причем этот дорогостоящий процесс должен быть завершен к 2010 году. Когда он начнется?
Герхард Бергер: Toro Rosso уже конструктор! Minardi (купленная Red Bull и превращенная в Toro Rosso) всегда была конструктором! Да, нашу машину создают инженеры Red Bull Technology, и в будущем эти 30-40 человек должны, по идее, работать на отдельном заводе, но в правилах нет запрета на использование чужих аэродинамических труб или деталей, разработанных на стороне. Как мне кажется, людям хочется закрепить само понятие «конструктор». В любом случае, у нас есть два года на реорганизацию.
Вопрос: Что вы думаете об обязательствах команды перед своими пилотами? Их контракты предусматривают несколько иные условия...
Герхард Бергер: Такое происходит всегда – Льюис Хэмилтон подписал контракт с McLaren, не зная, что команда вскоре продаст 30% своих акций холдингу Mumtalakat. Трудно предсказать, чем обернется та или иная ситуация, могу лишь сказать, что мы сработали неплохо, и будет очень жаль, если этот труд окажется напрасным. Пилоты получили то, на что рассчитывали, во второй половине сезона все должно быть гораздо лучше.
Вопрос: Каким вы видите свое будущее в Формуле 1? Ходили слухи о должности Президента FIA…
Герхард Бергер: Я в курсе – приятно, что люди хотят видеть меня на столь важном посту, но это не то, чем мне хотелось бы заниматься. Мне интересен сам спорт, машины, пилоты, борьба на трассе. И разве древние не предупреждали: «Не пытайся бегать в туфлях, которые тебе велики?»
Вопрос: А что насчет слухов о появлении покупателя на долю Дитриха Матешица в Toro Rosso?
Герхард Бергер: Мы ведем переговоры с несколькими заинтересованными сторонами, имя покупателя будет известно только после подписания контракта.