В пятницу Эрик Булье выглядел озабоченным, и перед началом интервью F1News.Ru сказал, что это объясняется «мелкими проблемами». Но по ходу нашего разговора начал улыбаться, и даже разок рассмеялся, хотя речь шла о вещах весьма серьезных…
Вопрос: Все знают, что Renault F1 вновь ставит перед собой амбициозные цели. В какой мере их удалось достичь в этом году?
Эрик Булье: Частично удалось. Если в прошлом году команда заняла 8-е место в Кубке Конструкторов, то в этом году уже 5-е – это приятно. Одна из наших машин в каждой гонке была в первой пятерке, или финишировала шестой. Мы можем быть довольны результатами, поскольку команда доказала: она может прогрессировать, но теперь мы хотим большего: нам нужны подиумы, нужны победы, мы хотим быть в числе претендентов на титул.
Вопрос: Можете ли вы более детально проанализировать вклад обоих гонщиков в общее дело?
Эрик Булье: Скажем так: в работе команды есть два профиля. Во-первых, у нас выступает очень сильный гонщик, надежный, не допускающий ошибок, и опытный. Во-вторых, у нас есть Виталий, который в начале сезона был абсолютным новичком. Несомненно, у него есть и скорость, и талант. Но чтобы быть быстрым в Формуле 1, чтобы быть быстрым всегда, порой приходится менять стиль пилотирования: чувствовать, какого обращения требует машина.
Необходимо понимать особенности рабочей атмосферы команды, нюансы поведения машины, динамику износа резины, и так далее – и всё это гонщик должен понять на собственном опыте. И здесь Виталию приходится нелегко. Но есть и еще пара моментов, которые в свое время были недооценены: Виталий – из России, и это совсем другая страна, непохожая на Англию. И если гонщик хочет понимать англичан, а в команде их 90%, он должен говорить на их языке и понимать английскую деловую культуру. Прошло время, пока он это усвоил.
Я предъявляю к нему высокие требования, зато теперь вижу результаты. В последних двух-трех гонках ему не везло – это мы готовы простить. Но я вижу, что он начинает меняться, начинает осознавать, что надо гораздо больше работать. Если он останется в нашей команде в следующем году, то после Рождества я попрошу его окончательно переехать в Англию, чтобы жить в полностью английском окружении. Он должен сократить контакты с Россией до нормального уровня – нельзя же целый день общаться по телефону с семьей. Вот так.
Вопрос: Вы сказали «если он останется»?
Эрик Булье: Контракт не подписан. Мы бы хотели оставить Виталия, но пока ещё ничего не подписано. Когда будет подписано – мы об этом объявим.
Вопрос: Такое ощущение, что с вашей командой может быть связана одна из главных интриг межсезонья. В прессе много разговоров о возможных переменах в составе акционеров Renault F1, о смене названия: вы можете сказать что-то определенное?
Эрик Булье: Могу определенно сказать, что в следующем году мы будем выступать в Формуле 1! (смеется). У нас останется Роберт Кубица, и, надеюсь, Виталий тоже.
Вопрос: Вчера Виталий сказал, что у него нет доступа к информации о подготовке к следующему году, потому что контракт не подписан…
Эрик Булье: Дело не в этом, мы в такие игры не играем. Пока никто не имеет доступа к этой информации, кроме ряда сотрудников команды. Даже Роберт не имеет. Сначала надо закончить этот сезон. Но уже на следующей неделе мы приступаем к тестам новых шин, и заодно будем испытывать некоторые компоненты, предназначенные для новой машины. До конца её разработки еще далеко, но мы знаем, что дело продвигается неплохо. Пока все соответствует нашим ожиданиям. Надеюсь, в следующем году новая машина позволит бороться за подиумы.
Вопрос: В следующем году вновь изменится технический регламент: что в этой связи представляет главную трудность?
Эрик Булье: Система KERS. И новая версия аэродинамического обвеса, который тоже претерпит изменения.
Вопрос: Вы не опасаетесь, что рискуете оказаться в невыгодном положении по сравнению с McLaren и Ferrari, поскольку у них больше опыта в работе с KERS?
Эрик Булье: Мы пока не знаем. Система, используемая McLaren, была намного лучше, и нам предстоит потрудиться, чтобы наша KERS стала более конкурентоспособной. Но мы уже добились заметного прогресса.
Вопрос: Новые шины Pirelli – могут ли они стать проблемой для команды?
Эрик Булье: Если шины будут хорошими и безопасными – проблем не будет. Проблемы начнутся, если они будут слишком интенсивно изнашиваться или разрушаться. В любом случае, все команды окажутся в одинаковой ситуации.
Вопрос: Обычно в командах Формулы 1 решением стратегических технических задач занимаются конкретные конструкторы и инженеры. Из Renault F1 не так давно ушел один из ведущих технических руководителей, Боб Белл. Вы продолжаете реструктуризацию инженерного департамента? Решение новых задач будет доверено новым людям?
Эрик Булье: Команда должна постоянно развиваться. Очень важен приток свежей крови. Нужны новые идеи, новая мотивация. Наше техническое подразделение теперь возглавляет Джеймс Эллисон, и я очень доволен его работой. Фонд Genii Capital, владельцы команды, тоже довольны. Под началом Эллисона трудятся высококлассные специалисты, и к ним присоединится ещё пара опытных инженеров, которые переходят к нам из других команд.
Вопрос: В прессе появились слухи, что смена состава владельцев команды может привести к тому, что Роберт Кубица окажется свободным от контракта: вы можете это как-то прокомментировать?
Эрик Булье: Не обращайте внимания. Это не более чем слухи, у Роберта есть подписанный контракт, и он рад продолжить работу в нашей команде.
Вопрос: На следующей неделе начинаются молодежные тесты. Понятно, что молодым гонщикам это очень полезно, а как относится к таким тестам команда? Просто как к некой обязанности, которую надо исполнить?
Эрик Булье: В техническом плане команде это ничего не дает, но такие тесты, безусловно, необходимы для повышения мастерства молодых гонщиков. К сожалению, объем тестов весьма ограничен, а я бы хотел, чтобы молодые гонщики имели возможность больше времени работать на трассе. На примере Нико Хюлкенберга и Виталия в этом году мы видели, что начинать с нуля очень трудно. Поэтому надо, чтобы дебюту в Формуле 1 предшествовала тестовая сессия, которая бы длилась как минимум пять-десять дней.