В интервью испанской AS руководитель Ferrari Стефано Доменикали говорил о прогрессе команды, призвал увеличить количество тестов и рассказал о стратегии, которой будет придерживаться Скудерия в оставшихся гонках…
Вопрос: На первую гонку сезона в Австралии Ferrari приехала с машиной, которая полторы секунды проигрывала лидерам. О чем в такие минуты думает глава команды?
Стефано Доменикали: На самом деле, это было интересное время. Говоря откровенно, мы ещё до первой гонки сезона знали, что машине не хватает скорости. Никакой паники не было, мы действовали спокойно и рассудительно, пытаясь понять, что делать дальше, в каких областях необходимо прибавить. В итоге у нас всё получилось.
Вопрос: Сложно все время оставаться рациональным, возможно, иногда стоит давать выход эмоциям?
Стефано Доменикали: С одной стороны, если вы поддаетесь эмоциям, то проигрываете. Однако в Италии и в Испании принято выражать эмоции - это часть нашей культуры. Эмоции важны, но необходимо сохранять сдержанность.
С профессиональной точки зрения, если руководитель не действует рационально, он перестает быть примером для подчиненных, а в этом мало хорошего. Это нормально, что в неудачах стали обвинять меня, это тоже часть моей работы, но я должен был сохранять спокойствие и рассудительность.
Вопрос: Вы никогда не давали волю эмоциям?
Стефано Доменикали: Я старался держать себя в руках. В начале сезона все думали, что мы не сможем ничего изменить, но мы решили бороться до конца и доказать всему миру обратное.
Вопрос: Когда Фернандо Алонсо выиграл вторую гонку сезона в Малайзии, вы подумали, что у команды есть шансы на титул?
Стефано Доменикали: В то время мы не думали о победе в чемпионате, было важно как можно быстрее показать хороший результат, но победа в Малайзии стала неожиданной. Впрочем, она пошла на пользу команде и Фернандо. Мы знали, что этот успех не уменьшил наши проблемы, нам предстояли серьёзные работы по модернизации машины, но мы поняли, что в определенных условиях она конкурентоспособна. Мы старались сохранить эти положительные моменты и как можно быстрее устранить недостатки. Машине не хватало прижимной силы и скорости. Мы составили список всех слабых мест, чтобы планомерно работать над их устранением.
Вопрос: Похоже, ключевыми стали тесты в Муджелло?
Стефано Доменикали: Да, там мы смогли проверить подготовленные новинки. Мы всегда говорили, что тесты нужны Формуле 1.
Вопрос: Но вы согласны с тем, что не у всех есть финансовые возможности их проводить?
Стефано Доменикали: Нет, это не так. Если сравнить суммы, которые команды тратят на тесты и на работу на симуляторе… Тесты – это не так дорого, но нужно найти оптимальный баланс. Раньше мы проезжали на тестах почти сто тысяч километров за сезон – это очень много, а сейчас – около восьми, что уже очень мало. Нужно найти разумный компромисс.
Команды, спонсоры и организаторы хотят, чтобы машины как можно дольше находились на трассе. Кто видит, как Фернандо работает на симуляторе? Тифози хотят видеть его за рулем настоящей машины в Барселоне, в Муджелло. Мы настаиваем на увеличении тестов, хотя, конечно, есть команды, которые идут в другом направлении.
Вопрос: Фернандо лидирует в личном зачете. В этом больше его заслуга или команды?
Стефано Доменикали: Я не могу назвать точный процент, но вклад Фернандо очень велик. Он задал правильный вектор развития машины и мотивировал команду, когда у нас возникли проблемы.
Вопрос: Но ведь и сейчас нельзя сказать, что у вас самая лучшая машина…
Стефано Доменикали: В Сингапуре наша скорость оказалась ниже ожидаемой, и мы должны продолжать доработку машины, чтобы Фернандо выиграл титул. Я уже говорил, финишировать на подиуме недостаточно, нужно побеждать в гонках.
Вопрос: У вас будут новинки в Японии и в Корее?
Стефано Доменикали: Эти трассы больше подходят нашей машине, но, конечно, мы готовим новинки. Необходимо понять, почему обновленное заднее антикрыло не сработало в Сингапуре так, как мы рассчитывали. Я не думаю, что в предстоящих двух гонках мы окажемся сильнее соперников, но рассчитываю на прогресс.
Вопрос: Ferrari несколько лет не выигрывала титул, и некоторые думают, что вы, как руководитель команды, не в состоянии вывести Ferrari на тот же уровень, который был во времена Тодта, Брауна и Шумахера…
Стефано Доменикали: Я рациональный человек, у меня другое мнение на этот счет. Если у вас есть лучшая машина, вы побеждаете. Отличия от тех лет состоят в том, что сейчас мы стараемся построить команду, которая сможет эффективно работать над созданием быстрой машины. На это требуется время, но не стоит забывать, что в 2008-м мы выиграли Кубок конструкторов.
Вопрос: Иными словами, вы не принимаете критику?
Стефано Доменикали: Если честно, я не считаю её конструктивной. Я понимаю, если команда не добивается успеха, её критикуют, но нужно шире смотреть на вещи. В 2007-м мы выиграли оба титула, в 2008-м завоевали Кубок конструкторов. В 2009-м провели плохой сезон из-за перемен в регламенте. В 2010-м нам пришлось тяжело, но команда до последней гонки претендовала на титул и упустила его из-за собственной ошибки. Если бы тогда мы выиграли, люди бы говорили совершенно по-другому.
Я согласен с тем, что в прошлом году мы провели неудачный сезон, поэтому последовало несколько важных кадровых решений. Полагаю, сейчас мы на верном пути. Как руководитель команды, я должен принимать критику, но я также знаю, что она является частью игры. Говоря откровенно, она меня не задевает.
Вопрос: Вас многие считают хорошим человеком. Но разве может такой человек возглавлять команду Формулы 1?
Стефано Доменикали: Для меня важно, чтобы моя семья считала меня хорошим человеком, мнение остальных для меня имеет второстепенное значение. Я не собираюсь менять себя из-за работы. Формула 1 – это часть моей жизни, но не вся жизнь.
Вопрос: Фернандо Алонсо лидирует в личном зачете, но сможет ли он удержать лидерство до конца сезона?
Стефано Доменикали: Я отвечаю за то, чтобы предоставить ему лучшую машину, и чтобы команда работала с максимальной отдачей для достижения цели. У Фернандо хорошие шансы, но этого недостаточно, поэтому мы решили готовить новинки к каждой гонке. Это трудная задача, но единственный способ добиться цели.
Вопрос: В этом году второй пилот внёс не столь заметный вклад в успехи команды. Фелипе Масса останется в Ferrari?
Стефано Доменикали: Пока мне нечего сказать. Мы не торопимся принимать решение. Если в оставшихся гонках Фелипе проявит себя с хорошей стороны, будет зарабатывать очки, которые помогут команде в Кубке конструкторов, это пойдет ему на пользу. Скоро мы примем решение, однако нет никаких условий. Я чувствую давление со стороны, но в нужное время мы поговорим с Фелипе, приняв во внимание все факторы.
Вопрос: Не так давно Лука ди Монтедземоло заявил, что Серхио Перес ещё не готов выступать за Ferrari…
Стефано Доменикали: Наш президент высказал свое мнение по этому вопросу. Серхио - талантливый гонщик, но ему ещё многому предстоит научиться, и он это знает. Возможно, когда-нибудь он перейдет в Ferrari.
Вопрос: В прошлый раз Фернандо становился чемпионом мира шесть лет назад. Вы по-прежнему считаете его лучшим?
Стефано Доменикали: Когда вы оцениваете пилота, нельзя ориентироваться только на титулы. Не только от гонщика зависит, станет он чемпионом или нет, есть множество других факторов. Необходимо разделять возможности пилота и возможности машины. Если посадить быстрого пилота за руль медленной машины, он не будет успешным. Я считаю Фернандо лучшим, поскольку он способен добиться успеха за рулем не самой быстрой машины.
Вопрос: Если бы вы могли выбирать между Алонсо и Эдрианом Ньюи, кого бы вы предпочли?
Стефано Доменикали: Я знаю, как Фернандо мотивирует команду и ведет ее вперед. Если говорить откровенно, я бы выбрал Фернандо.
Вопрос: Давайте сравним Ньюи с гонщиком, который вам импонирует: Эдриан или Себастьян Феттель?
Стефано Доменикали: Один из них гонщик, второй – инженер. Не думаю, что я могу выбрать кого-то одного.
Вопрос: Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон – главные соперники Фернандо Алонсо. Кого бы из них вы выбрали?
Стефано Доменикали: Феттеля.
Вопрос: На ваш взгляд, почему в Формуле 1 нет итальянских пилотов?
Стефано Доменикали: Во многом это вопрос таланта. К сожалению, в Италии сейчас нет таких гонщиков. Есть двое пилотов 17 и 18 лет, у которых через три-четыре года может появиться шанс, например, у Рафаэле Марчьелло. Мы работаем с итальянской федерацией, но это сложный процесс. Если у нас все получится, через какое-то время мы сможем вырастить собственного Фернандо или Фелипе.
Вопрос: В Испании Фернандо для многих кумир, но некоторые считают, что журналисты преувеличивают его достижения…
Стефано Доменикали: Я вам отвечу, что наравне с Михаэлем Шумахером, который выиграл семь чемпионских титулов, Фернандо – лучший пилот в истории.
Вопрос: Если бы вы могли выбирать, на какой трассе выиграть титул, вы бы хотели, чтобы это произошло в Абу-Даби?
Стефано Доменикали: Если честно, я рациональный человек, и мне всё равно, на какой трассе выиграть титул. Было бы здорово, если бы мы выиграли в Абу-Даби, но не думаю, что это возможно. Принимая во внимание текущую ситуацию, думаю, борьба продолжится до конца сезона. Со своей стороны мы сделаем всё возможное, чтобы Фернандо добился результата, которого заслуживает.