В интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung консультант Red Bull Хельмут Марко говорил о ситуации в чемпионате и Себастьяне Феттеле…
Вопрос: За шесть гонок до конца сезона Феттель уступает Алонсо 29 очков и не может позволить себе ни одной ошибки, чтобы сохранить шансы на титул…
Хельмут Марко: Себастьяна и Фернандо объединяет одно общее качество – чем больше прессинг, тем лучше они выступают. Феттель знает, чего он хочет добиться и как это сделать. Если он чувствует у себя какое-то слабое место, то интенсивно работает, пока проблема не будет решена.
Вопрос: Многие говорят об исключительных интеллектуальных способностях Феттеля. Как это помогает выигрывать гонки?
Хельмут Марко: У Себастьяна настоящий талант к управлению гоночной машиной, но в Формуле 1 много быстрых пилотов, так что разница действительно в голове.
К примеру, в Спа мы необъяснимо плохо провели квалификацию. Себастьян стартовал десятым и поначалу не мог обгонять – из-за неудачного выбора передаточных чисел коробки при активации DRS мотор упирался в ограничитель, и машине не хватало скорости.
Тогда он нашел другое место на трассе и атаковал соперников с помощью KERS, хотя остальные использовали энергию системы рекуперации на других участках. Мы увидели пять или шесть эффектных обгонов на участке, где никто больше не обгонял. В итоге он финишировал вторым.
Вопрос: Он умеет решать подобные головоломки на скорости за 300 км/ч?
Хельмут Марко: Знаете, с ним можно общаться по радио в любой ситуации. С одним из гонщиков, который выступал в нашей команде, можно было говорить только на прямых. Только в относительно спокойной обстановке он мог понять, чего от него хочет команда, и дать вразумительный ответ. Когда Себастьян едет по прямой, она для него уже в прошлом – ментально, он находится впереди своей машины, уже в следующем повороте.
Вопрос: В молодёжной программе Red Bull вы тестируете интеллектуальные способности гонщика?
Хельмут Марко: Мы проверяем время реакции, проводим психологические и интеллектуальные тесты. У дураков нет шансов.
Вопрос: Когда вы поняли, что Феттель способен добиться успеха?
Хельмут Марко: Когда в 2004-м он выиграл 18 из 20-ти гонок в Формуле BMW и был этим недоволен. В тот момент он получал аттестат зрелости. Знаете, когда дети начинают спортивную карьеру, родители порой забирают их из школы, но для нас важно, чтобы у гонщиков было образование. С одной стороны, это является необходимым базисом в случае, если в гонках ничего не получится, с другой – помогает на трассе, учит мыслить логически, разбираться в технике.
Вопрос: Вы говорите о сильных сторонах Феттеля, а в чём его слабые стороны?
Хельмут Марко: Поначалу он был слишком нетерпелив, ему не хватало зрелости – как при обгоне Баттона в Спа'10. Потом он нарушил правила за автомобилем безопасности в Венгрии, был оштрафован, финишировал лишь третьим и был очень расстроен на подиуме.
Тогда я сказал ему, что на него в команде работает сто человек, а для многих гонщиков третье место на подиуме могло бы стать лучшим результатом в карьере. Он сделал выводы, забыл об огорчении и стал более дисциплинированным. Себастьян и сейчас очень честолюбив, но понимает, что очень важна стабильность.
Вопрос: Успешные гонщики часто очень непростые в общении люди. С Феттелем сложно работать?
Хельмут Марко: У него есть свои особенности. Он живёт только гонками, текущим сезоном, и я знаю, что вечером он будет тренироваться, а не пойдёт на вечеринку. При этом его нельзя чрезмерно эксплуатировать на рекламных мероприятиях, да и к деньгам он относится спокойно.
Вопрос: Феттель провёл 95 гонок, одержал 23 победы и дважды завоевал титул. Можно ли мечтать о большем?
Хельмут Марко: Конечно, ведь теперь у него есть необходимый опыт, он может стремиться к большему, избегая ненужного риска. К примеру, он может ехать быстрее и при этом не допускать излишнего износа резины. Опыт увеличивает свободу действий на трассе.
Вопрос: В этом году цель осталась прежней?
Хельмут Марко: Мы делаем всё возможное, чтобы помочь ему в борьбе за титул. В этом году у нашей машины было несколько слабых мест, но работа продолжается, в каждой из шести оставшихся гонок победитель получит 25 очков – шансы есть.
Вопрос: Вы чувствуете попытки соперников вывести Себастьяна из равновесия?
Хельмут Марко: Безусловно.
Вопрос: К примеру, перед гонкой в Сингапуре Алонсо говорил, что у него только один соперник – Хэмилтон…
Хельмут Марко: Любопытно, что McLaren и Ferrari, враждовавшие много лет, внезапно стали друзьями.