Вопросы строительства трассы для проведения Гран При России в Сочи освещаются достаточно широко, но в эксклюзивном интервью для F1News.Ru с Александром Богдановым – генеральным директором компании "Формула Сочи" – промоутером российского этапа Формулы 1, мы говорили о не менее важных аспектах подготовки к проведению гонки…
Вопрос: В какой стадии сейчас находится проект Гран При России? Постройка трассы – это ещё не Гран При. Что делается для проведения российского этапа?
Александр Богданов: Все верно. Параллельно со строительными работами, компания-промоутер готовится к организации гонки. Проанализированы заключенные контракты, у нас на руках бизнес-план, составлен сетевой график мероприятий, подробно отражающий последовательность и ответственность за все этапы подготовки к проведению Гран При России.
На всех уровнях он уже согласован и утвержден, его видел господин Экклстоун, соответственно, по нему мы и работаем. Там четко отражены все позиции, и мы им следуем. Сейчас должен состояться очередной этап финансирования, который будет дальше продвигать проект.
Всего два месяца назад почти полностью обновился состав команды промоутеров – это новый, но амбициозный коллектив. Люди, которые попали в проект, пришли из бизнеса – это не чиновники, не административный аппарат. Мы знаем цену деньгам, умеем их считать и эффективно использовать. Мы понимаем, каким образом они достаются, и как «отбить» эти инвестиции.
Вопрос: Поклонники автоспорта заинтересованы, чтобы российский этап прочно вошел в календарь чемпионата мира, а лучшая гарантия проведения Гран При – его экономическая эффективность. Очевидно, если проект прибыльный, он будет развиваться. Бизнес-план предполагает прибыльность этапа для региона?
Александр Богданов: Бизнес-план для нас разработала всемирно известная компания Deloitte, он содержит четыре сценария развития – от самого пессимистичного до наиболее оптимистичного.
Я всегда предпочитал и предпочитаю быть предельно осторожным в расчетах и не надевать розовые очки. Соответственно, если брать средний вариант по рентабельности и прибыльности, то этот проект окупаемый. Он не может принести существенную чистую прибыль, но окупается за счет мультипликативного эффекта.
Инвестировав деньги в строительство трассы и проведение гонок, вы привлекаете дополнительные инвестиции за счет малого и среднего бизнеса вокруг обслуживания и проведения гонок. Это рекреация, гостиничный комплекс, бары, рестораны, развлекательные комплексы, торговые центры, транспортные терминалы, железнодорожная развязка, дополнительные пункты в аэропорту и прочее.
Всё это влечет за собой постоянное расходование денег приглашенными клиентами, посетителями, зрителями, которые сюда приедут. Учитывая, что Сочи ещё и здравница – здесь уникальный воздух, море, это всемирно известный курорт, который сейчас значительными темпами развивается. Стимулируя возникновение дополнительных бизнесов, государство возвращает вложенные инвестиции за счет налоговых отчислений в региональный и федеральный бюджет.
Инвестиции на строительство трассы идут из двух источников – это федеральные деньги и деньги бюджета Краснодарского края. Соответственно будут распределяться и поступления – часть в краевой бюджет, часть – в федеральный.
Вопрос: При подписании контракта были представлены четыре крупнейших российских компании, которые должны выступить партнерами Гран При России – «Лукойл», «Ростехнологии», «Мегафон» и «Базовый элемент». В какой стадии находится ваше взаимодействие?
Александр Богданов: Действительно, есть четыре партнера, которые в документальной форме гарантировали свои инвестиции в этот проект. В равных долях. Это названные «Лукойл», «Мегафон», «Ростехнологии» и Акционерное общество «ГАЗ», которое входит в «Базовый элемент». Есть соглашения, в которых прописаны четкие условия финансирования проекта Формулы 1 вплоть до 2020 года. Это зафиксировано в документах – суммы и сроки.
Второе – когда пришла новая команда управления проектом мы, скажем так, «сверили часы» с менеджментом этих компаний и получили письменные гарантии, в которых они подтвердили готовность исполнить соглашения в те сроки и в тех суммах, которые ранее зафиксированы.
Сейчас, когда мы проводили мероприятие «Формула Сочи 2012», нас поддержал дополнительными инвестициями «Лукойл». Мы получили устные гарантии и почувствовали большую заинтересованность со стороны «Мегафона». Пока руководством «Мегафона» принято решение «заморозить» выделение спонсорских средств и иных форм инвестиций в спорт в пределах 2012 года, но в 2013-м наше сотрудничество уже будет полноценным.
Вопрос: И ещё один вопрос на коммерческую тему – в какой стадии сейчас находится работа по привлечению генерального спонсора этапа?
Александр Богданов: Он ещё не определен. Работа, безусловно, ведется, она регламентируется соглашением, подписанным российской стороной с FOM. Условия контракта я не могу разглашать, но по нему ни одна из сторон не имеет права в одностороннем порядке принимать решение о номинировании титульного спонсора. Это совместная работа, совместное принятие решения.
Вопрос: Оставим вопросы экономические, поговорим об организационных аспектах подготовки к Гран При…
Александр Богданов: Здесь не надо стремиться быть «белой вороной» и изобретать велосипед, который давно придуман. Повторюсь, все наши действия включены в план мероприятий, без которых невозможно качественно провести Гран При.
В нём есть обучение и аттестация маршалов, обучение и аттестация медицинского персонала, действия по привлечению волонтеров. Там огромное количество пунктов и огромное количество мелочей, вплоть до того, где и сколько должно быть вертолетных площадок для медицинского персонала, сколько должно быть вертолетов, где должны находиться автобусные остановки, сколько нужно биотуалетов, какой высоты и парусности могут быть сборно-разборные трибуны и прочее, прочее, прочее. Там колоссальное количество пунктов.
У нас есть этот план, в соответствии с ним мы работаем. Например, сейчас Российская Автомобильная Федерация приступила к обучению маршалов. В том числе и сотрудники Формулы Сочи проходят обучение.
Вопрос: Вы будете сочинцев отправлять на обучение или это будет пул маршалов из разных городов?
Александр Богданов: Мы будем и сочинцев отправлять. Но нецелесообразно взять триста человек из Сочи, обучить работе маршалов, задействовав их один раз в год. В России, к счастью, уже появились и ещё строятся несколько трасс. Это и Нижний Новгород, и Moscow Raceway, Владивосток, Санкт-Петербург, Казань.
Российская Автомобильная Федерация занимается этим вопросом – нужно и важно обучать людей из тех регионов, где есть трассы. Чем больше таких регионов, тем легче и быстрее добиться нужного эффекта по сбору людей на проведение масштабного мероприятия, либо замены одних на других, не привлекая иностранных специалистов в больших объемах.
Без иностранных специалистов мы вряд ли справимся, мы будем их привлекать, но, по крайней мере, не триста маршалов из трехсот необходимых. У нас пока нет этой культуры, нет института, где обучают таким навыкам, поэтому, повторюсь – чем больше регионов задействовано, тем быстрее это будет распространяться по нашей огромной стране. Тем легче станет будущим инвесторам, планирующим строительство трасс, привлекать квалифицированный персонал – маршалы будут допускать меньше ошибок и обеспечат должный уровень безопасности.
Вопрос: Расскажите о планах использования трассы за рамками этапа Формулы 1. Это тоже входит в вашу компетенцию?
Александр Богданов: Это будет полностью наша компетенция, когда компания «Омега» достроит трассу и передаст её в управление «Формуле Сочи».
Кроме того, что мы отвечаем за проведение гонки Формулы 1, в нашу задачу входит эксплуатация трассы для проведения других мероприятий. В первую очередь, нас интересует стационарный 2200-метровый трек, на котором можно проводить этапы большинства российских серий, где не нужно собирать – разбирать временные трибуны, заборы, ограждения. При низкой себестоимости эксплуатации мы будем добиваться снижения стоимости аренды этого трека, так как корпоративные клиенты, по большому счету – основной источник дохода.
Учитывая уникальный климат Сочи, позволяющий почти круглый год эксплуатировать трассу, у нас очень хорошее конкурентное преимущество перед другими автодромами Российской Федерации.
Вопрос: Сколько времени в году планируется использовать трассу?
Александр Богданов: Трассу можно эксплуатировать десять месяцев в году. Двухмесячная пауза нужна из-за погодных условий и для профилактических и ремонтных работ, чтобы поддерживать трек в идеальном состоянии.