В интервью F1News.Ru советник президента РАФ по Формуле 1 Игорь Ермилин рассказал о вопросах, связанных со строительством автодрома в Сочи и проведением Гран При России в сезоне 2014 года…
Вопрос: Вы побывали на месте проведения будущего Гран При России в Сочи. Учитывая ваш опыт организации автоспортивных соревнований, было бы интересно получить профессиональную оценку происходящего. Расскажите о своих впечатлениях…
Игорь Ермилин: Очень радует, что после длительной паузы началась активность в этом направлении. Команда, которая сформировалась в ОАО «Формула Сочи» совсем не из автоспорта, но энергичная, молодая, амбициозная, реально желающая учиться, работать и продвигать этот проект. Это очень позитивный момент.
Подготовка шоу «Формула Сочи» как раз продемонстрировала работоспособность, стрессоустойчивость и слаженность команды. Они быстро входят в курс дела. Учитывая, что они не получили от людей, которые занимались проектом до этого, практически никакой информации, можно сказать, что проект пришлось начинать с нуля. Сейчас налажены отношения с Российской автомобильной Федерацией, в том числе в плане подготовки судей и официальных лиц для Гран При, новая команда начала активно работать и уже видны первые результаты. За предыдущие полтора года с момента подписания контракта внешней активности никакой не было, как, похоже, и внутренней, поэтому и результата не осталось никакого.
По поводу строительства было много разговоров, что там ничего нет, что всё пора спасать, но стройка идёт своим чередом. Как в любом сложном проекте, не обходится без нюансов, в частности, техническое задание на проектирование было согласовано с FIA с задержкой на восемь месяцев. Сейчас это согласование получено, практически все рекомендации реализованы, процесс идёт абсолютно нормально.
Вопрос: Обычно бюро Германа Тильке реализует проекты «под ключ», включая не только проектирование, но и контроль строительства до омологации FIA. Учитывая их опыт, сложностей быть не должно?
Игорь Ермилин: Да, Тильке делает такие вещи «под ключ» и в контракте прописана помощь в омологации трассы. Но даже при том богатейшем опыте, который есть у Тильке, стандарты FIA меняются, постоянно ужесточаются требования по безопасности. И даже по трёхмерному проекту невозможно всё точно себе представить, к примеру, оптимально расставить те же судейские посты. Мы знаем, что в Индии и Корее где всё было согласовано с FIA, всё равно перед Гран При пришлось переносить судейские посты, и на Moscow Raceway ситуация была такой же. Это абсолютно нормально. Когда вы видите реальный объект, восприятие немного меняется, и некоторые моменты требуют уточнений.
Вопрос: Как вы оцениваете текущее состояние строительных работ?
Игорь Ермилин: Я был на Moscow Raceway приблизительно за девять месяцев до запуска проекта, состояние стройки по боксам и основным зданиям было примерно таким же. Учитывая, что ресурсов в Олимпийском парке существенно больше, у меня нет никаких сомнений в том, что здания и сооружения будут достроены в срок. То, что они будут полностью отвечать требованиям – тоже сомнений быть не может, ведь и проектирование и авторский надзор осуществляет Tilke GmbH, и они добьются, чтобы качество было соответствующим. Тем более, взаимодействие и понимание со строителями сейчас полное, ответственность понимают обе стороны, можно сказать, что наступил «период мирного строительства».
Вопрос: Сомнений в том, что трасса будет построена, больше нет?
Игорь Ермилин: Сомнений нет. Это будет классный автодром, с отличной панорамой – горы, море, олимпийские объекты. В Абу-Даби только один объект может похвастаться такой архитектурой, а в Сочи, не говоря о пит-билдинге, четыре-пять объектов такого же уровня, такой же продвинутой архитектуры, на фоне гор, которые в октябре будут уже со снежными вершинами. Мы получим одну из самых красивых телевизионных картинок.
Вопрос: Берни понравится?
Игорь Ермилин: Ему уже нравится. Те, кто с ним реально общается по этому проекту, передали всю информацию, и ему всё нравится. Он общается по проекту с первыми лицами, в курсе происходящего, и сегодня его ничего не беспокоит.
Вопрос: Вы упоминали про подготовку судей, расскажите подробнее...
Игорь Ермилин: Российская Автомобильная Федерация по соглашению с австралийской конфедерацией СAMS, лицензированной FIA для обучения судей и официальных спортивных лиц самого высокого уровня, проводят подготовку персонала для обслуживания Гран При России. Эта же организация готовила персонал для Кореи, Индии, Бахрейна. Началось сотрудничество и с Абу-Даби – туда поедет небольшая группа судей от РАФ, чтобы работать на Гран При. Это часть обучающей программы.
По мнению австралийцев, времени, чтобы к Гран При в Сочи подготовить российскую команду по обслуживанию мероприятия, вполне достаточно. В этом направлении – спортивном и судейском, с появлением новой команды отвечающей за организацию, всё тоже движется нормально.
Вопрос: Привлечение в команду «Формулы Сочи» людей, прежде далеких от автоспорта, в текущей ситуации – это хорошо или плохо для организации российского Гран При?
Игорь Ермилин: Дело в том, что опыт наш национальный… Мои высказывания будут непопулярны в наших автомобильных спортивных кругах, но дело в том, что мы жили в мире, который заметно отличался от мирового автомобильного спорта. Это история советская, постсоветская – мы варились в собственном соку – техника, уровень трасс, гонщики, судейство.
У нас большой опыт проведения и судейства национальных мероприятий, но он отличается от международного. Мне кажется позитивным, что это молодая команда, и не совсем из автоспорта. Они могут критично оценить ситуацию со стороны, и им будет проще, поскольку их не обременяет наш богатый, достойный уважения, но не совсем правильный опыт.
Вопрос: Предстоит решить задачу по заполнению трибун. Как вам видится привлечение российских и западных болельщиков на Гран При?
Игорь Ермилин: С одной стороны, этому мероприятию предшествует Олимпиада, которая позитивно скажется на популярности Сочи. Панорама во время трансляций Олимпиады и большой объем предшествующей рекламы сделает курорт Сочи известным на международном уровне. А тут ещё и Гран При.
Когда начнётся рекламная компания Гран При России, все уже будут знать, где именно пройдёт этап. Если кто-то не поехал на Олимпиаду, то, возможно, приедет на Гран При – место стало известным, картинку они видели. Это очень позитивный момент. Если бы не было Олимпиады, её нужно было придумать для рекламы Гран При (смеётся).
Болельщики уже будут хорошо понимать, что такое Сочи – это облегчит задачу промоутера, а дальше важно, чтобы регион сработал максимально эффективно, превратив болельщика в туриста, чтобы тот приезжал и на гонку, и отдыхать на курорт. Это уже задача сервиса курорта Сочи, администрации региона. Хороший сервис, чистое море, красивые склоны. С этой точки зрения всё позитивно, если сервис региона сработает так, как он должен работать на курорте хорошего уровня, в который, собственно, и инвестировались деньги.
Есть ещё несколько моментов по привлечению зрителей – самые успешные Гран При ориентированы на иностранного зрителя. В этом заинтересован и регион, и страна. В этом случае Гран При генерирует деньги, источники которых находятся вне региона, вне страны. Это очень эффективно с точки зрения экономики проведения Гран При.
Если говорить о регионе, то задача – максимально привлечь зрителей из других регионов, если говорить о стране, максимальная задача – привлечь иностранного зрителя. На это должны быть сориентированы информационные, маркетинговые программы промоутера. И опять же, Олимпиада здесь очень сильно поможет, особенно для иностранных туристов.
Если говорить о российских болельщиках, то я думаю, что в основном это будут жители Москвы и Санкт-Петербурга. И снова деньги придут в регион. Думаю, Урал, Сибирь, наши нефтеносные районы поедут по VIP программам, потратят много денег. Чем их привлечь? Это отдельная история.
Возможно, здесь уже возникает очень серьезный момент, который в последнее время постоянно поднимается – это российский пилот и российская команда. Думаю, для многих российских болельщиков это, скажем, не совсем критично. Сейчас есть Виталий Петров и Marussia, но многие болеют за Алонсо, Шумахера, Хэмилтона и так далее. Современный российский болельщик космополитичен. Ему наличие российского пилота в Формуле 1 греет душу, но при этом не факт, что он является его кумиром. Думаю, что и в отношении Marussia, и в отношении Виталия Петрова это недоработка менеджмента. Они не стали кумирами для абсолютного большинства.
Виталий, к сожалению, не стал национальным героем. Он прекрасно отработал, он профессионал, хороший гонщик. Это же касается Marussia – если в первый год их появления информационная и PR-активность какая-то была, сейчас её просто нет. Голое информационное поле – Marussia где-то там ездит и она якобы российская команда. Ни одного российского лица там нет, во всяком случае, не показывают, не пишут, не говорят. Вопрос российская это команда или нет? У неё российская лицензия, но команда не стала национальной. Это или проблема менеджмента или политика владельцев команды. Возможно, им и не нужно – будем уважать их право определять свое позиционирование. Marussia сегодня публично не позиционирует себя российской командой. Это её право.
У нас довольно много молодых пилотов разного возраста, выступающих в европейских формульных сериях. Это и Формула Renault 2.0, и Формула Renault 3.5 – в тех сериях, которые готовят гонщиков к Формуле 1. Многие известные гонщики прошли эту школу. С высокой долей вероятности, одной из гонок поддержки станет Формула Renault 3.5, и наших там будет много.
Во-вторых, я почти на 99% уверен, что российский пилот в Формуле 1 поедет в 2014 году. Не только Виталий Петров. Хорошо, если Виталий останется в чемпионате, но если вдруг у него не получится, я уверен, что на старте всё равно будет российский гонщик, к примеру – Даниил Квят. Судя по тому, как его сегодня ведет Red Bull, по тому, как уверенно он выступает, как его пестует Хельмут Марко, я уверен – он выведет его в Формулу 1.
Мы часто слышим, что Формулу 1 как бизнес в России никто не понимает, в российского пилота не вкладывают деньги. Без шума и пыли одна из крупнейших мировых компаний, австрийская Red Bull, сегодня берет российского мальчика и ведёт его в Формулу 1. Получается, что компания, которой интересен российский рынок ведет российского пилота в Формулу 1. Есть масса компаний, которым интересен российский рынок, надо просто уметь с ними разговаривать. Тому же Виталию Петрову можно было подобрать спонсора не из числа российских компаний, которые может быть пока не понимают или не испытывают потребности в Формуле 1.
В целом, беспокойств по поводу Гран При России по строительству, с организацией нет. С финансами – по сравнению с Олимпиадой и российским футболом – это просто крохи. Российская команда в Формуле 1 – это позиция её владельцев. Возможно, они и не захотят её иметь. И это их право. Армия болельщиков Marussia как российской команды не очень велика. Она себя как российская не позиционирует, мы этого не видим.
Наличие или отсутствие команды Marussia на Гран При России не есть мерило успеха. В отношении российского пилота – появление Виталия Петрова лишь немного увеличило аудиторию российских болельщиков Гран При. Конечно, у него появились свои персональные фанаты, которые его обожают и поддерживают и правильно делают – он достоин этого. Но его наличие или отсутствие тоже не критично для Гран При России. И в тоже время мы понимаем, что есть достаточно большое количество пилотов, которые ездят в формулах, так или иначе позиционируя себя, как людей, идущих на вершину. И есть Даниил Квят, который выбран одной из крупнейших мировых компаний, владеющей командой-чемпионом последних лет, и они ведут его в Формулу 1. Российский пилот, с большой долей вероятности, будет на российском этапе.
Я настроен очень оптимистично. Теперь надо собрать все позитивные ресурсы и работать, чтобы Гран При России состоялся. Как, собственно, наша страна всегда и делает, когда проводит крупнейшие соревнования и мероприятия. Думаю, что сейчас у нас все очень хорошо.