Несмотря на сложные условия в Гран При Малайзии, Caterham F1 Team добилась неплохого результата в домашней гонке: Виталий Петров финишировал 16-м, а Хейкки Ковалайнен – 18-м. В интервью официальному сайту чемпионата руководитель команды Тони Фернандес подвел итог первым этапам чемпионата и рассказал о планах команды на будущее...
Вопрос: Тони, ваша команда начинает третий сезон – говорят, в третий раз должно повезти. Если считать Гран При Австралии «генеральной репетицией», вы разочарованы результатом Caterham на «премьере» в Малайзии?
Тони Фернандес: Отличный вопрос – он передаёт суть Формулы 1, которая, прежде всего, остается развлечением. Наша цель – создать самое яркое шоу на планете, а его ключевые элементы – это накал страстей, который держит вас в напряжении, и зрелище, которое заставляет болельщиков сидеть на краешке стульев каждый раз, когда мимо проносятся машины. Сотни миллионов людей во всем мире не упускают из виду ни одно событие в чемпионате. Судя по тому, что болельщики увидели на трассе и по телевизору, Формула 1 остается успешным спортом.
Если говорить о нашей команде, вы правы, Гран При Австралии можно считать «генеральной репетицией» сезона, но у нас долгосрочный план реализации целей. Даже начиная третий сезон, мы по-прежнему находимся в начальной стадии развития команды.
В дебютном сезоне необходимо было просто занять десятое место, и то, что нам это удалось, – невероятное достижение, ведь мы начали с нуля, всего за полгода до первой гонки. В прошлом году мы стремились укрепить свои позиции в десятке сильнейших и продолжить работу по созданию основы команды. В этом сезоне нам удалось еще больше сократить отставание от более сильных соперников, но впереди ещё много работы: нужно сделать команду конкурентоспособной и постараться навязать борьбу более быстрым соперникам, обладающим многолетним опытом.
«На премьере» в Малайзии у нас был тот же гоночный темп, что и в Австралии: оба пилота показывали такое же время на круге, что и гонщики, которые регулярно зарабатывали очки в прошлом сезоне. Учитывая то, какое место занял действующий чемпион мира на финише, мы вернулись после очень сложной гонки с высоко поднятой головой. Конечно, мы знаем, насколько сложно сократить отставание от команд из середины пелотона, но изо всех сил стараемся это сделать как в домашней гонке в Малайзии, так и в любом другом Гран При.
Вопрос: Команде нет и трех лет, но на вашем пути уже было много трудностей.
Тони Фернандес: У нас был период испытаний, но мы знали, что этот путь окажется непростым. Я всегда верил, что трудности, с которыми вы сталкиваетесь, могут многому вас научить, помочь двигаться вперед. В начале третьего сезона у нас есть все необходимое для успешного будущего, значит, что бы ни произошло в прошлом, это не помешало нам двигаться вперед. Мы не ожидали, что придется потратить столько энергии на решение юридических вопросов, которые возникли в два первых года существования команды, но все это позади. Я всегда твердо верил, что ничто не приходит просто так.
С первого дня работы AirAsia нам пришлось решить множество проблем. То же самое можно сказать и о моей команде в Формуле 1, и о моем футбольном клубе Queens Park Rangers (QPR). Но трудности мотивируют – благодаря им успех становится гораздо приятнее. Компания Caterham стала платформой для реализации наших амбиций в области технологий и автомобилестроения. Мы полностью контролируем своё будущее, и это решает множество проблем, с которыми мы столкнулись в первые два года существования команды.
Вопрос: У вас был план переноса базы команды в Малайзию. Он по-прежнему значится в планах? Эта страна становится настоящим домом для автоспорта…
Тони Фернандес: Лично я чрезвычайно горжусь тем, каких высот достиг автоспорт в Малайзии за столь короткий промежуток времени. Вы правы – эта страна становится настоящим домом автоспорта в целом, а не только для Формулы 1. Гран При в Сепанге стал одним из наиболее ярких событий в сезоне, но популярность остальных категорий автоспорта тоже растет. AirAsia сыграла важную роль в развитии автоспорта в Малайзии в юго-восточной Азии в целом. Это имеет огромное значение не только для меня, но и для всех сотрудников нашей компании.
Возьмем, например, Мухаммада Зулфами Хаируддина - у этого молодого малайзийского мотоциклиста большое будущее в MotoGP. Мы сыграли важную роль в его карьере, помогли ему раскрыть свой талант. Теперь он стал кумиром малайзийских поклонников мотоспорта.
С другой стороны, есть исполнительный директор Caterham Group Риад Асмат, которого ошибочно недооценивали в Proton, и я пригласил его в команду. Теперь он руководит группой компаний, в сфере интересов которой и Формула 1, и GP2, и рынок дорожных машин, и композитные материалы, и новые технологии. Возглавляя международную компанию, он доказывает, что Малайзия занимает передовые позиции в развитии автоспорта по всему миру. Мне кажется, между Мухаммадом и Риадом есть нечто общее, и я очень рад, что они и все, кто мечтал работать в этой области, добиваются своих целей.
В прессе было много информации о том, что мы собираемся перевезти базу Caterham F1 Team в британский Лифилд, и этот процесс уже идет. Мы работаем в Малайзии с 2010 года – здесь расположена часть инфраструктуры команды, и здесь работают люди, обслуживающие наш шоу-кар. Они постоянно в разъездах по Азии – таким образом мы привлекаем новые таланты в Формулу 1. При этом механики и инженеры из ASEAN могут работать в спокойной обстановке прежде, чем переходить в GP2 или в Формулу 1. Мы продолжим расширять базу в Малайзии. Caterham F1 Team постоянно развивается, но мы по-прежнему считаем Малайзию сердцем команды.
Вопрос: Руководитель технического департамента Caterham Майк Гаскойн теперь участвует и в работе Caterham Group. Технический директор команды Формулы 1 должен быть дальновидным. Неплохо, если он обладает харизмой. С этой точки зрения вы занимаете хорошие позиции...
Тони Фернандес: В любом случае, мы занимаем хорошие позиции. Майк работал с командой с начала ее существования, он старался помочь нам стать серьезным соперником и создал основу для дальнейшего развития. Теперь у него более широкие полномочия в Caterham Group – он поможет нам на следующем этапе нашего развития.
Одним из ключевых изменений в штате команды стало приглашение Марка Смита на пост технического директора. Теперь Марк приезжает на все Гран При и полностью вовлечен в работу в гоночный уик-энд. Кроме того, он руководит проектным бюро на базе команды. Мы выполнили одну из главных задач любого бизнеса – мы продолжаем привлекать молодые таланты и ставим новые задачи перед каждым сотрудником.
Вопрос: В этом году Виталий Петров заменил Ярно Трулли. Почему вы решили, что выбрали верный путь?
Тони Фернандес: Ярно сыграл очень важную роль в развитии Team Lotus. Вместе с Хейкки Ковалайненом он делился своим опытом с командой и мотивировал нас –
это было необходимо, чтобы два сезона подряд закончить на десятом месте в Кубке конструкторов. Они принесли в Team Lotus стандарты, которые использовались в их прежних командах.
Прошлогодние результаты Ярно помогли нам завоевать столь важное для нас десятое место в Кубке конструкторов, но он первым сказал, что его время в Формуле 1, вероятно, подходит к концу. У него была долгая и очень успешная карьера, и мы очень благодарны тому, что смогли поработать с ним в первые два года существования команды.
Мы хотели пригласить молодого талантливого гонщика, а Виталий доказал, что отвечает требованиям команды. Это быстрый и талантливый пилот. Кроме того, он быстро адаптировался в Caterham. Я слышал от нескольких человек, что он довольно спокойный человек, но на самом деле подтвердилось обратное - он жаждет успеха и очень хочет доказать, что у него есть талант, чтобы бороться с лидерами. Помимо этого, у него отличное чувство юмора. Виталий принес прилив сил той части команды, которая с ним работает. Мы рады ему. Забавно, что его родной город находится недалеко от границы с Финляндией, но вопреки истории этой части света, у него отличные отношения с Хейкки, а это большой плюс.
Вопрос: Вам приходится разделять спортивные амбиции между командой Формулы 1 и футбольным клубом. Кто сейчас занимает главное место в вашем сердце?
Тони Фернандес: С физической точки зрения, ни тот, ни другой. Конечно, мне помогает работа в авиационной компании – я могу этим пользоваться, чтобы в равной степени посещать футбольные матчи и гонки.
С психологической точки зрения, я посвящаю Формуле 1, GP2, нашей программе развития молодых гонщиков и Queens Park Rangers столько времени, сколько могу, но мне помогают люди, которые работают в Caterham и QPR, а также мобильная связь.
На прошлой неделе я был в Токио, когда QPR победили «Ливерпуль». Думаю, вся Япония слышала, как я радовался сообщениям о том, что, проигрывая 2:0, мы победили со счетом 3:2. Множество людей держали меня в курсе событий с помощью sms и Twitter. Благодаря современным средствам связи и хорошим людям я могу следить за всем, что происходит в моем спортивном мире.
Вопрос: В отличие от некоторых команд, Caterham осталась в FOTA. Почему вы не стали покидать Ассоциацию команд? Со стороны может показаться, что даже среди оставшихся в FOTA команд нет единства...
Тони Фернандес: Не думаю, что мы не доверяем друг другу. Со спортивной точки зрения, команды всегда будут недовольны тем, что некоторые соперники получают преимущество благодаря нестандартной интерпретации регламента – это часть спорта. Если шире посмотреть на деятельность FOTA, она по-прежнему представляет интересы восьми команд из разных частей пелотона, а мы принимаем в этом активное участие. Какие бы проблемы не возникли у каждого из нас, они уходят на второй план, когда речь идет о FOTA – это хорошая практика, которая используется в бизнесе.
Чего бы мне действительно хотелось, так это сокращения расходов. Управление командой должно приносить доход, поэтому в паддоке должно быть больше людей, ориентированных на бизнес. Они должны делать все необходимое, чтобы интересы спорта правильно использовались. Нам нужны хорошие специалисты, которые управляли бы инженерными аспектами Формулы 1. Нужно больше маркетологов, тех, кто понимает, что Формула 1 – это шоу, и тех, кто может поставить себя на место болельщиков, а не инженеров и команд. Кроме того, нам нужен четкий регламент, который исключал бы разные интерпретации. Правила должны быть прописаны черным по белому, чтобы мы перестали обсуждать технические требования, которые совершенно не влияют на зрелищность гонок.
Вопрос: Вы бизнесмен, поэтому, прежде всего, вы стремитесь добиться успеха. Что бы вы посчитали успехом к середине сезона в этом году?
Тони Фернандес: Цель на середину сезона ничем не отличается от той, что была на весь год. Мы знаем наш потенциал, но нам очень сложно навязать борьбу командам из середины пелотона, так что реальная цель – снова удержаться на десятом месте в Кубке конструкторов. У нас есть и другая цель, ради которой мы делаем все, что в наших силах, - мы хотим бороться в середине пелотона. Если вспомнить наш темп в Австралии, это вполне в наших силах.
Если сравнить наши данные в начале сезона с тем, что было в прошлом году, станет ясно, что мы добились прогресса. Всего нескольким командам удалось прибавить в начале сезона, и Caterham в их числе. Нужно продолжить напряженно работать, чтобы прибавить в квалификации, исключить возможные проблемы с надежностью и никогда не сдаваться.
К середине сезона мы планируем сделать несколько объявлений, касающихся Caterham Group. Каждая компания, входящая в эту группу – Caterham Cars, Caterham Composites, Caterham Technology & Innovation – ведет работу над проектами, которые должны увидеть свет через три или четыре месяца. Это интересное время для всех наших сотрудников. Мы преодолели невероятный путь, но нас ждет еще более успешное будущее.