В 2017-м году вступает в силу новый технический регламент. Его главными отличиями от нынешнего станут более широкие шины, создающие дополнительное механическое сцепление с трассой, а также более эффективная аэродинамика – за счёт широких антикрыльев и возвращения больших диффузоров.
Технический директор Force India Энди Грин рассказал о том, как это отразится на характеристиках машин следующего сезона.
Вопрос: Машины 2017 года выглядят столь же агрессивно, как и ожидалось?
Энди Грин: Определённо. Они шире, ниже, с большими шинами. Их пропорции длины и ширины выглядят здорово. Они напоминают о машинах 80-х и 90-х годов. Визуально это очень хороший шаг. Эти машины мне нравятся.
Вопрос: Повлияют ли новые габариты на колёсную базу?
Энди Грин: Мы должны учесть в расчётах, что запас топлива возрастёт на 5 кг. Из-за этого шасси станет больше. Кроме того, регламент написан таким образом, что у более длинных машин будет преимущество.
Вопрос: Насколько большую прибавку в прижимной силе можно ожидать?
Энди Грин: В начале сезона она будет выше на 20-25%. А к концу ещё увеличится – думаю, до 30-35%. Это самое большое увеличение, с которым я когда-либо сталкивался.
Вопрос: То же верно и для лобового сопротивления воздуха?
Энди Грин: Сопротивление воздуха возрастёт, но в основном из-за более широких шин. Я думаю, что оно увеличится на 5-10%.
Вопрос: Как это скажется на максимальных скоростях?
Энди Грин: На прямых, где сейчас машины разгоняются до 330 км/ч, скорость будет на 20 км/ч меньше.
Вопрос: А в поворотах?
Энди Грин: Всё зависит от типа поворота. Скажем, Eau Rouge и сейчас проходится в пол. Более высокий уровень прижимной силы там ничего не изменит – мы снова будем проходить его на полном газу. Однако в среднем чуть медленнее, потому что в Eau Rouge скорости и так были максимальными. Если же взять, например, третий поворот в Барселоне, то сейчас пилоты проходят его почти на полном газу. А в следующем году без проблем будут проезжать его "в пол". Таким образом, прижимная сила очень сильно скажется на поведении машины. Такие серии поворотов, как на втором секторе в Венгрии, будут проходиться значительно быстрее. То же произойдёт и в медленных поворотах, потому что более широкие шины и большая ширина шасси увеличат механическое сцепление и уменьшат смещение веса машины. Я думаю, что на Хунгароринге время на круге упадёт на 3-4 секунды.
Вопрос: Как всё это повлияет на тормоза?
Энди Грин: Нагрузка на них снизится, потому что мы будем медленнее на прямых, и быстрее – в поворотах. Это значит, что нам придётся замедлять машины менее интенсивно.
Вопрос: Скажется ли это на системе охлаждения тормозов?
Энди Грин: В среднесрочной перспективе – да. Но поначалу мы должны будем сосредоточиться на других вещах. Нужно дождаться результатов тестов новых шин на реальных трассах. Многое зависит от того, будут ли в Pirelli и дальше придерживаться высокого давления в шинах или вернутся к средним значениям. После того, как мы всё это узнаем, можно будет сосредоточиться на деталях. Три команды, участвующие в тестах с Pirelli, получат огромное преимущество. Всем остальным в первой части сезона 2017 года придётся набирать тот опыт, который уже будет у Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing.
Вопрос: Но вы получите данные Pirelli?
Энди Грин: Мы получим некоторую информацию, но команда генерирует и собственные данные, которые не имеют ничего общего с теми, что есть у шинников. Например, по части аэродинамики новых шин. Они сидят в водительском кресле, а мы только в пассажирском.
Вопрос: Разве это не стоило тех $2 млн, в которые обошлось бы создание тестовой машины для регламента 2017 года?
Энди Грин: Если бы у нас были эти $2 млн, мы бы это сделали. Мы всё серьёзно обдумали и постарались оценить затраты на создание тестовой машины. Но у нас просто не было возможности сделать её в отведённые сроки, да к тому же одновременно заниматься собственной гоночной программой.
Вопрос: Сегодня практически на всех трассах команды стараются добиться максимума прижимной силы. Как будет в следующем году?
Энди Грин: Будет лишь несколько трасс, где нам придётся использовать максимальный уровень прижимной силы. Это Монако, Будапешт, Сингапур и, может быть, ещё Барселона. На остальных разброс будет достаточно велик. Как и в прежние времена, на каждый уик-энд нам потребуется различный уровень прижимной силы. С другой стороны, временами нам придётся очень непросто. Я не могу придумать такую конфигурацию заднего антикрыла, которая подошла бы трассе в Монце. Любая из них будет иметь слишком высокое значение лобового сопротивления. Мы увидим действительно миниатюрные антикрылья.
Вопрос: Из-за более высоких нагрузок в поворотах подвеску придётся усиливать?
Энди Грин: Да, и это действительно проблема. Мы не знаем точные значения тех сил, что будут действовать на машину в начале года. Мы должны предугадать, какими эти силы окажутся к концу сезона. В первый год нам придётся очень многому научиться. Сегодня эта задача решается в симуляторе. На компьютерах мы создаём модель машины с широкими шинами в соответствии с ожидаемыми значениями. Эти значения станут основой для созданиях всех компонентов шасси.
Вопрос: Вы ожидаете, что новые машины будут выглядеть иначе?
Энди Грин: Моя интуиция говорит, что нет. Большинство людей цепляются за уже известные им концепции и берут их за основу. В начале формы будут знакомыми. Боковые понтоны по-прежнему будут широкими спереди и сужаться к задней части машины. Вероятно, впоследствии развитие пойдёт разными путями. Новые правила дают конструкторам больше свободы.
Вопрос: Диффузор станет шире и выше. Возможно ли при этом сохранить столь же узкую заднюю часть шасси?
Энди Грин: Это та область, в которой я пока не совсем уверен, потому что изменения там очень значительные. Низкое заднее антикрыло и высокий диффузор создают совершенно новые условия. Мы фактически сдавливаем пространство между ними. Так что пока не до конца ясно, как будет выглядеть хвостовая часть машины – будет она выше и тоньше, или, наоборот, шире и более плоской. Мы оцениваем все варианты на компьютерах.
Вопрос: Дополнительные 5 кг топлива потребуют устанавливать более широкие и длинные баки?
Энди Грин: Ширину ограничивает шасси – бак не может быть шире, чем машина. Увеличивать высоту тоже никто не захочет из-за центра тяжести. Я считаю, что шасси станут несколько длиннее.
Вопрос: Большой диффузор заставит увеличить или уменьшить угол продольного наклона машины?
Энди Грин: Это зависит от концепции, которую изберёт та или иная команда. В нашем случае каких-то серьёзных изменений в вопросе дорожного просвета мы не увидим. Угол наклона – одна из отправных точек при проектировании машины, вы сами её выбираете. Но так как уровень прижимной силы увеличится, то диапазон настроек в части клиренса сузится.
Вопрос: Исчезнут ли такие технологии, как S-образные воздуховоды и аэродинамические воздуховоды по оси машины?
Энди Грин: Это уже мелкие детали аэродинамики. На сегодняшний день нам ещё не хватает понимания новых машин, чтобы оценить, будут ли подобные решения столь же эффективны, как и раньше. Я надеюсь, что эти системы останутся. В действительности же машины просто станут шире. Фундаментальных изменений в новых правилах нет.
Вопрос: Вам также придётся иметь дело с более широким передним антикрылом.
Энди Грин: Проблемы остаются, но более широкое переднее антикрыло даёт больше возможностей. В то же время конструктивно сделать его сложнее. Крыло шире и с большей силой прижимает машину к трассе. Тем не менее, нам нужно будет пройти тест на сгибаемость и организовать воздушные потоки в районе передних колёс.
Вопрос: Будет ли трудно сбалансировать машину? Похоже, уровень прижимной силы сзади увеличился больше, чем спереди?
Энди Грин: Именно поэтому нижняя плоскость заднего антикрыла сильно уменьшилась. Иначе давление оказалось бы слишком велико. Более широких передних антикрыльев недостаточно, чтобы компенсировать этот эффект. Но между передним колесом и боковым понтоном у нас теперь гораздо больше места для дефлекторов. Они помогут нам сбалансировать машину, так как именно они определяют качество воздушного потока. Без больших дефлекторов это было бы невозможно.
Вопрос: Мы увидим в этой области много идей?
Энди Грин: Да, это зона, где машины будут сильно отличаться друг от друга. Мы увидим много новых форм и сложные системы. Они будут быстро развиваться, так как благодаря дефлекторам вы можете влиять на поток воздуха, идущий к задней части машины. В последние годы их развитие практически замерло, так как правила очень сильно ограничивали нас в области перед боковыми понтонами.
Вопрос: Чего вы ожидаете от шин?
Энди Грин: Учитывая энергию, которую мы генерируем, с прогревом шин не должно быть никаких вопросов. Пока неизвестно, каким окажется уровень износа резины. Она должна выдерживать большие нагрузки. Чтобы справиться с ними, шинам потребуется совсем другая структура.
Вопрос: Будет ли трудно уложиться в лимит веса в 722 кг?
Энди Грин: Без Halo – нет. С системой защиты головы пилота это будет тяжело, но выполнимо. Но самое сложное – вовсе не остаться в пределах этого лимита. Гораздо труднее правильно распределить вес. Правила дают тебе всего 1% свободы действий в этом вопросе. Тут есть два подхода: один состоит в том, что вы формируете структуру машины, просто стараясь для всех элементов найти правильное место, и таким образом распределение веса окажется естественным. Но это рискованно, потому что мы не знаем, какие технические особенности нас ждут. Может быть, в 2017-м нам придётся сосредоточиться на каком-то конкретном техническом или аэродинамическом моменте, и тогда, с учётом 1% свободы, вы окажетесь в затруднительном положении. Поэтому лучше иметь как можно больше балласта, чтобы добиться гибкости. Так что всё упирается в то, как много веса я смогу сэкономить, чтобы получить столько балласта, сколько возможно.
Вопрос: Большие колёса – это и дополнительные неподрессоренные массы. Тут есть проблема?
Энди Грин: Нет, это вторичный эффект.
Вопрос: Насколько эффективной окажется DRS с большим задним антикрылом?
Энди Грин: Столь же или чуть более эффективной. Естественно, это зависит от уровня прижимной силы, который вы выбираете.
Вопрос: Сложнее ли будет преследовать другую машину?
Энди Грин: Сегодня это сложно оценить. Многое зависит от того, как много механического сцепления дадут нам новые шины.
Вопрос: Сколько элементов машины 2016 года вы установите на шасси 2017-го?
Энди Грин: Всего несколько. Прокладки, может быть педали тормоза и газа. Вряд ли намного больше.