В пятницу в Малайзии Роман Грожан проехал всего 18 кругов: утром возникли проблемы с силовой установкой, а во второй тренировке сгорел кабель проводки. В групповом интервью француз пытался шутить, но было заметно, что его терпение на пределе...
Вопрос: Что произошло в тренировках?
Роман Грожан: Могу сказать, что вполне доволен работой водителей скутеров на трассе. Если серьезно, то это катастрофа. Сегодня мы хотели проехать максимальную дистанцию, а в результате утром возникли проблемы у инженеров Renault – они предложили решения, оказавшиеся совершенно неэффективными. В сущности, в первой тренировке нам не удалось поработать на трассе.
Во второй сессии возникли неполадки на машине, точнее - с коробкой передач из-за дефекта проводки. Если бы на предсезонных тестах мы проехали больше кругов, то эта проблема была бы решена до первой гонки.
Впрочем, есть несколько положительных аспектов: по крайней мере, мы улучшили систему brake-by-wire, хотя она по-прежнему далека от идеала, и у нас много работы в этой области. Я считаю, что мы лучше работали с резиной, чем в предыдущем Гран При. Нам удалось сократить отставание от более сильных команд: этого недостаточно, но в отличие от Австралии мы уже не уступаем им по пять или шесть секунд, а отстаем примерно на две с половиной, хотя не использовали восьмую передачу, DRS и квалификационный режим. У нас ещё много работы - с системой ERS, турбиной и тормозами.
На данный момент наша главная проблема в том, что каждый раз, когда мы хотим поработать на трассе, нам это не удается. Это замкнутый круг. Кроме того, нам не везет.
Вопрос: Если проблемы прекратятся, удастся ли вам финишировать в воскресенье?
Роман Грожан: Да, если проблемы прекратятся. Нам не хватает скорости, чтобы бороться за подиум, система торможения будет работать неправильно, но, в отличие от свободных заездов, кабель проводки уже не должен стать причиной схода.
Вопрос: У вас достаточно хороших специалистов, чтобы определить причину возникших проблем и найти решение?
Роман Грожан: У нас есть специалисты, но их не так много. Мы неплохо справляемся, имея гораздо меньше ресурсов, чем топ-команды. Каждой проблемой занимается один или два человека, но не более – мы не можем себе этого позволить. К сожалению, с одной стороны, возникают проблемы с машиной, с другой – мы становимся жертвами неполадок у Renault. Я уверен, что, в конце концов, мы найдем решение, но сейчас это не так просто.
Вопрос: Ресурсы Renault тоже небезграничны. Нет ли у вас ощущения, что они больше внимания уделяют Red Bull Racing, чем Lotus?
Роман Грожан: Это тоже нам не помогает. Кроме того, конечно же, иногда из-за недостатка опыта случаются странные ситуации. Сегодня утром у меня не было проблем с управляемостью, я не понимаю, почему меня попросили протестировать новую систему Renault, которая была призвана улучшить управляемость машины. В итоге мы потеряли сессию, хотя должны были проехать 30 кругов. Впрочем, всё наладится, все стараются максимально выложиться. Кроме того, иногда надо себе сказать: у нас это есть, оно работало, поэтому сейчас мы должны продолжать это использовать, особенно в нашей ситуации.
Вопрос: Сегодня Lotus расплачивается только за свое отставание, а ее…
Роман Грожан (перебивает): Задайте этот вопрос парню, который сидит на ступеньках за вами (бывшему исполнительному директору Lotus Патрику Луи, который провел массовые увольнения в Энстоуне в межсезонье). Поблагодарите его от моего лица!
Вопрос: Удается ли вам сохранять спокойствие?
Роман Грожан: Конечно, напряжение существует. Кроме того, у меня вспыльчивый характер – иногда это даёт преимущество, а иногда играет против меня. Но я работаю над собой, чтобы использовать самое лучшее. Разумеется, я выхожу из машины далеко не в лучшем расположении духа…
Вопрос: Технический директор Lotus Ник Честер заявил, что прогресса команды придется подождать до Гран При Испании. Вы готовы ждать до середины мая?
Роман Грожан: У меня нет другого выбора. Хуже всего – начать нервничать. Честно говоря, учитывая наши ресурсы, мы хорошо справляемся со своей работой. В отличие от McLaren, у нас нет 700 сотрудников, поэтому надо правильно расставлять приоритеты.
Мы поздно начали проектировать машину и позже остальных стали готовиться к сезону. Нам пришлось пропустить первые тесты в Хересе, затем мы ничего не смогли сделать в Бахрейне, а в пятницу в Мельбурне обнаружили, что система торможения brake-by-wire работала неправильно.