Чемпион 1997 года Жак Вильнёв всегда критиковал переход на новые моторы, считая этот шаг слишком дорогим и несвоевременным, но после предсезонных тестов изменил своё мнение. В интервью итальянскому сайту Il Sole 24 Ore канадец рассказал о первых впечатлениях от новинок, расстановке сил и планах на год.
Вопрос: Формула 1 решила измениться. Одним нужна революция, чтобы сохранить зрелищность, другие считают переход на новые моторы рискованным шагом с непредсказуемыми последствиями. Кого поддерживаете вы?
Жак Вильнёв: Я считаю, что Формула 1 стала слишком сложной. Ещё недавно мне не нравились эти двигатели – им не хватало мощности. Гонщикам даже не надо было работать с педалью газа – они и так ехали на максимальной скорости и не могли сделать больше.
Переход на турбомоторы произошел, но я считаю ошибкой вводить ограничения, к примеру – количества топлива, используя электронный контроль расхода. Я надеялся, что у гонщиков появится чуть больше свободы действий. Меня не устраивает ограничение числа двигателей на сезон. В Формуле 1 должны использоваться моторы, способные работать на полную мощность с самого начала и до конца каждой гонки, иначе где интерес?
Вопрос: Поговорим о начислении двойных очков за финальную гонку, личных номерах пилотов и новом формате квалификации, по которому прошедшие в финальную сессию гонщики смогут использовать специальные шины...
Жак Вильнёв: Начну с последнего. Я считаю совершенно верным решение изменить формат квалификации. Более того – он совершенно нормальный и логичный. Надо было сделать это уже давно.
Мне не нравится идея начислять двойные очки за финальную гонку: она сводит на нет значимость победы. Это искусственный способ сохранить интригу чемпионата, но ничего не изменится, поскольку всех это устраивает. Настоящая проблема в том, что вы начинаете гонку лидером, затем оказываетесь на третьей позиции, то в итоге всё равно можете выиграть титул, а тот, кто финиширует вторым в финальной гонке, заработает больше очков, чем тот, кто выиграл предыдущий Гран При.
Если вы хотите сделать нечто подобное, лучше взять пример с NASCAR, где в четырех финальных этапах участвуют гонщики, занявшие первые шесть позиций, и всё начинается с нуля. Это имело бы смысл, в отличие от внезапного перехода к двойным очкам.
Личные номера? Это самая лучшая идея. Хотя я даже не знаю, почему Нико Хюлкенберг выбрал номер 27. Я выбрал бы номер 12 – я использовал его в дебютном сезоне в IndyCar. Я знаю, что все ожидали бы, чтобы я выбрал номер 27, под которым выступал мой отец в том сезоне, когда погиб, но мне больше нравится 12.
Вопрос: «Технологии и романтика порой не ладят между собой», - сказал недавно президент Ferrari Лука ди Монтедземоло о последних новостях из мира Формулы 1. Вы согласны?
Жак Вильнёв: Он прав на 100%. Мне нечего добавить, я полностью с ним согласен.
Вопрос: Неделю назад в Бахрейне завершилась финальная серия зимних тестов. Что вас удивило больше: прогресс Mercedes или проблемы Red Bull Racing?
Жак Вильнёв: Разница между самой быстрой и самой медленной машиной в целом соответствуют прогнозам. Уже в середине прошлого сезона прогресс Mercedes был очевиден, хотя я не ожидал, что разница окажется столь большой. У Red Bull Racing серьезные проблемы, я не знаю, когда и как они их решат. Кто выиграет в этом сезоне? Я не могу это сказать. Но, конечно, не Феттель.
Вопрос: В 1997 вы выиграли титул за рулем машины, разработанной Эдрианом Ньюи. Что вы можете сказать о его манере работать?
Жак Вильнёв: Он добивается успеха, поскольку считает себя главным в работе с машиной. Он использует агрессивный подход, а потом возвращается немного назад, чтобы адаптировать машину к гонщику. Пилотировать его машины непросто, их нельзя назвать особенно комфортными. Неудачи Red Bull Racing? В этом нет вины Ньюи – всё дело в двигателях Renault.
Вопрос: Что вы скажете о Ferrari? Этот год действительно станет для них переломным?
Жак Вильнёв: Это один из самых приятных сюрпризов: им удалось создать силовую установку, которая весьма эффективна в гонке. Даже уступая Mercedes несколько десятых, они всё равно могут рассчитывать на надёжность, благодаря которой смогут зарабатывать очки в первой половине сезона. Более того, в Маранелло работают два гонщика, способных максимально выкладываться от старта до финиша, что может сыграть решающую роль.
Вопрос: Кстати о победах. Вы один из немногих, кто опережал Михаэля Шумахера в равной борьбе. Он действительно лучший гонщик всех времён?
Жак Вильнёв: Нелегко говорить о нём в столь сложное время. Я могу сказать только одно: я сомневаюсь, что Формуле 1 пошли на пользу все перемены, которыми она ему обязана. Опередить его в гонке было крайне сложно, поэтому я получал огромное удовольствие, когда мне удавалось это сделать.
Вопрос: В мае исполнится 20 лет со дня смерти Айртона Сенны. Что вы о нем думаете? Чем он отличался от соперников?
Жак Вильнёв: Прежде всего, у него часто была лучшая машина, как у Алена Проста и всех тех, кто выиграл несколько титулов. Он завораживал и заставлял людей мечтать, поскольку было видно, что он жил со страстью. Он получал огромное удовольствие от гонок, думаю, именно благодаря этому Айртон вошёл в историю Формулы 1.
Вопрос: В этом году вы будете выступать в ралли-кроссе и в "500 милях Индианаполиса". Вам по-прежнему нравятся гонки?
Жак Вильнёв: Я уже побеждал в "500 милях Индианаполиса" 19 лет назад, но хочу вновь выйти на старт. Плюс в том, что у нас есть неделя на тесты. У меня хорошая машина, и я знаю, что должен занять выжидательную позицию в гонке, поскольку если оказаться в нужном месте в нужное время, можно добиться неплохого результата. Так произошло и в первый раз. Теоретически должен был победить не я, к счастью, прогнозы не сбылись. Я отправляюсь в Индианаполис, чтобы снова попробовать. Посмотрим, что получится.
Ралли-кросс – это новый и интересный вызов. Там быстрые и легкие машины с двигателем мощностью 600 л.с. Гонки на бездорожье и на асфальте, борьба с лучшими – это всегда интересно. Главное в этом году – набраться опыта, а в следующем сезоне я буду бороться за победу.