В паддоке ходят слухи, что после серьёзной аварии в 2011-м поляк может вернуться в Энстоун в качестве основного пилота. Сам Роберт не торопит события, но высоко оценивает свои шансы...
Вопрос: Когда вы выезжали на трассу, польские болельщики кричали: «Роберт, возвращайся!». Их мечта увидеть поляка чемпионом Формулы 1 до сих пор жива?
Роберт Кубица: Мы заходим слишком далеко. Невероятно далеко. Для меня лучший сценарий – понять, что могу пилотировать эту машину и делаю это не хуже, чем до аварии. Это моя главная цель, и мне кажется, она вполне реализуема.
Вопрос: Расскажите о тестах в Валенсии. Вы проехали 115 кругов – примерно столько проезжают гонщики за уик-энд…
Роберт Кубица: Да. Я знал об этих тестах заранее – у меня не было полной уверенности, но я начал интенсивно тренироваться, старался подготовиться как можно лучше. У меня есть ограничения в подвижности правой руки, которые я должен компенсировать левой. И я в хорошей форме. Моя физическая форма никогда не была лучшей, чем сейчас. На тренировки уходит много времени, я занимаюсь ежедневно.
Вопрос: Вы выбрали трассу в Валенсии из-за многочисленных поворотов?
Роберт Кубица: До тестов меня спросили, на какой трассе я хотел бы поработать, и я ответил, что у меня нет предпочтений. Да, в Валенсии пришлось сложнее, но тесты прошли именно там. Важно было выяснить свой уровень и возможность выполнять эту работу, понять, как я буду себя чувствовать.
В Валенсии ровная трасса – там нет перепада высот, поэтому нагрузка на спину не так велика, но там много поворотов и мало прямых. Физическая нагрузка довольно высокая – конечно, не настолько, как на некоторых других трассах, но в кокпите у вас много работы. Кроме того, в Валенсии было жарко – температура асфальта превышала 60 градусов, так что работать с резиной оказалось непросто. Но это было здорово. Должен признать, это был один из лучших дней в моей жизни.
Вопрос: Как обстоят дела сейчас?
Роберт Кубица: Для начала я хотел понять, могу ли справиться с работой. Сейчас всё это более или менее сделано. Во-вторых, скажем так – если реально оценивать шансы, надо постепенно и не торопясь двигаться дальше. Формула 1 – это сложные гонки, в которых я очень долго не участвовал.
Я нашёл ответы на большинство своих вопросов, и меня они устраивают. Я почувствовал облегчение, сказав себе: «Да, я могу это делать».
Вопрос: Ставки были настолько высоки?
Роберт Кубица: Лично для меня – да. Знаю, это может показаться странным, ведь я очень долго оставался вдали от Формулы 1, но я никогда не говорил, что не вернусь в Гран При. Я знал, что у меня есть шанс, но всегда говорил, что сделать это будет очень сложно. Тесты в Валенсии показали, что всё чуть проще, чем я предполагал. Я рад, что со всем справился.
Если мне позвонят, теперь не придется говорить: «Ммм, возможно, я не справлюсь». Я отвечу: «Да, я могу это сделать. Давайте попробуем!»
Вопрос: Значит, теперь вы ждете телефонного звонка?
Роберт Кубица: Я не 18-летний дебютант, желающий любой ценой попасть в Формулу 1. Я хочу выступать в Гран При, только если буду полностью уверен, что я могу справиться с этой работой. Именно к этому я стремлюсь. Впереди ещё несколько этапов, посмотрим, как всё пройдет. Но избавившись от 80% сомнений, которые у вас когда-то были, вы испытываете потрясающее чувство. Именно это произошло в Валенсии.
Честно говоря, я был в шоке. Я сейчас не говорю о темпе – несколько десятых здесь или там, но чувства и впечатления, которые я с самого начала испытал – это потрясающе.
Вопрос: Следующий шаг – новые тесты?
Роберт Кубица: Конечно. Я не могу сразу же начать гоняться в Формуле 1. Я не сделаю это. Это было бы безумием. Если бы кто-нибудь позвонил и пригласил выступить на следующей неделе, я не стал бы этого делать. Дело не в том, что у меня нет уверенности, просто я не считаю нужным торопиться.
Конечно, будет сложно ответить на такой звонок отказом, но после аварии я очень много занимался психологической подготовкой. Последние месяцы стали самыми счастливыми за эти шесть лет, но если слишком рано сесть за руль, то велик риск, что всё пойдет не так.
До тестов я оценивал возможность вернуться в Формулу 1 на 10%, максимум 20%. Ведь время идет – дело не только в позициях в рейтинге, но и в возрасте, а Формула 1 быстро развивается.
Вопрос: Значит, раньше вы оценивали шансы в 10-20%, а сейчас?
Роберт Кубица: Я реально смотрю на ситуацию и трезво оцениваю свои возможности, поэтому назвал бы 80% или 90%.
Вопрос: Разница огромная...
Роберт Кубица: Да. Уже после первой серии кругов в Валенсии у меня пропали сомнения. Это придало мне уверенности и позволило выйти на совершенно другой уровень. Как только я почувствовал себя комфортно, забыв о своих ограничениях за три круга, я смог сосредоточиться на возвращении в привычный темп. Я был удивлен тем, как всё прошло – казалось, что я не садился за руль Формулы 1 всего месяц, а не шесть лет.