В интервью немецкому Auto Motor und Sport Сирил Абитебул, управляющий директор Renault Sport, рассказал о прогрессе французских мотористов, о задачах, которые стоят перед командой, и дал понять, что в ближайшее время Джолиону Палмеру увольнение не грозит.
Вопрос: Что можно сказать о силовых установках Renault по сравнению с продукцией конкурентов?
Сирил Абитебул: На основе данных телеметрии мы видим, что достигнут явный прогресс, который можно оценить в две десятых секунды на круге. Если говорить о мощности, о системе ERS и эффективности охлаждения, то нам ещё есть над чем работать. Но по сравнению с прошлым годом мы выглядим гораздо лучше. Тем не менее, на уровень Mercedes мы пока не вышли, поэтому нельзя сказать, что мы удовлетворены.
Вопрос: Как Renault удалось сделать шаг вперёд, если по ходу сезона вы не вносили никаких изменений в конструкцию двигателя?
Сирил Абитебул: Мы существенно продвинулись вперёд в начале года, разработав совершенно новый двигатель. В Баку мы привезли ту же версию силовой установки, что использовалась в Монреале, но мы несколько иначе настраивали двигатель. Одна из главных задач состоит в повышении надёжности. Пока она не решена, мы не можем в полной мере использовать потенциал двигателя.
И во время стендовых испытаний, и на трассе вскрываются те или иные проблемы. Какие-то из них уже удалось решить, и теперь у нас больше уверенности в том, что мы можем ближе подойти к пределу возможности силовой установки. Идёт процесс оптимизации всей системы – двигателя внутреннего сгорания, турбины, мотор-генератора MGU – это позволяет добиваться всё большей мощности, как это было в Баку.
Вопрос: Значит, эффективность двигателя ещё будет повышаться?
Сирил Абитебул: Безусловно. Зимой нам задавали вопросы, для чего переделывать двигатель, если сезон 2016 года мы отработали без особых проблем. Но возможности прежней концепции были исчерпаны. Нужно было выходить на новый уровень, и показатели этого года подтверждают нашу правоту, несмотря на то, что без отказов не обошлось. В краткосрочной перспективе нам ещё придётся разбираться с проблемами, зато в дальнейшем мы только выиграем.
Вопрос: Вы планируете вносить какие-то реальные усовершенствования в конструкцию двигателя в этом году?
Сирил Абитебул: В этом году постараемся уложиться в отведённый лимит в четыре силовых установки на сезон, хотя не исключено, что придётся использовать и пятый двигатель. Но план в том, чтобы ограничиться четырьмя, а это значит, что у нас нет возможности внедрять какие-то новшества. В третьем двигателе с начала сезона всё-таки будут небольшие конструктивные изменения в отличие от первых двух, но они в основном направлены на повышение надёжности.
Посмотрим, возможно, ближе к концу чемпионата нам удастся несколько повысить мощность. В настоящее время мы уже полным ходом ведём подготовку к 2018 году. Все улучшения, которых мы сможем добиться в этом сезоне, помогут нам в следующем.
Вопрос: Как вы оцениваете возможности двигателя и шасси Renault в настоящий момент?
Сирил Абитебул: Если вы действительно стремитесь к победам, нужно, чтобы и двигатель, и шасси были лучшими, чтобы все рабочие процессы были отлично организованы, а также нужны лучшие гонщики. Пока мы отстаём, знаем, что из-за двигателя проигрываем от трёх до пяти десятых секунды на круге. Поскольку в среднем мы уступаем лидерам примерно полторы секунды, значит, остальное надо списывать на шасси.
Но пока наша главная проблема – дефицит времени. Изначальная ситуация, в которой мы начинали, была неидеальной. Если вы с самого начала в положении отстающих, то должны прогрессировать быстрее конкурентов.
Вопрос: Сколько времени вы себе даёте?
Сирил Абитебул: В этом году мы хотели занять прочные позиции в середине пелотона. Это нам удалось, но выигрывать гонки Renault должна начать в 2019-м. Только кажется, что до этого ещё далеко. Мы отчётливо представляем расстановку сил в чемпионате. В Формуле 1 всё решают люди. Если я сейчас пытаюсь пригласить в команду кого-то из талантливых специалистов, прежде чем он реально приступит к работе, пройдёт год или даже два. В конечном итоге он сможет принять участие только в создании машины 2020 года, не раньше.
Вопрос: Ваша программа-минимум на 2017 год – 6-е место в Кубке конструкторов. Но пока очки зарабатывает только один из гонщиков Renault. Как долго вы ещё можете с этим мириться?
Сирил Абитебул: Мы не можем с этим мириться. Джолион Палмер тоже должен вносить свой вклад в общее дело, и он этого хочет, я не сомневаюсь. В Монако и Монреале он финишировал 11-м. Я не ставлю ему ультиматумов, все понимают, что за рулём этой машины он может зарабатывать очки и должен это делать.
Вопрос: С чем связаны его проблемы?
Сирил Абитебул: Однозначно, они связаны только с недостаточной уверенностью в себе. Он не разучился пилотировать гоночную машину, он умеет это делать, что доказал в серии GP2 и в прошлом году, выступая за нашу команду. Но начало этого сезона оказалось для него неудачным, его преследуют различные сложности; кроме того, его напарник – исключительно быстрый гонщик.
Джолиону не удаётся сравняться с ним по скорости, и одна проблема тянет за собой другую. Мне хочется защитить его, создать в команде атмосферу, в которой он сможет восстановить уверенность в своих силах.
Вопрос: А если не сможет, вы не исключаете, что придётся кем-то заменить?
Сирил Абитебул: В настоящий момент исключаю. Обе стороны понимают, что он должен справиться со своими проблемами. Сейчас сложный момент и для него, и для нас. Но в этом мы занимаем единую позицию.
Вопрос: Если посмотреть на рынок пилотов, есть ли на нём кандидаты, которые могли бы подойти Renault?
Сирил Абитебул: Я не буду называть имён, но понимаю, что многие гонщики заинтересованы в сотрудничестве с нами. Renault – заводская команда, и в перспективе мы будем выступать всё лучше и вступим в борьбу за победы. Гонщики, заинтересованные в сотрудничестве с нами, понимают, что мы лишь в начале пути, и в следующем году у нас ещё не будет машины, которая позволит выигрывать. Каждому, кто сейчас к нам присоединится, предстоит подключиться к процессу строительства команды. Именно эту задачу у нас выполняет Нико. Он хочет во всём этом участвовать и помогает Renault добиться успеха.
Вопрос: Какую позицию занимает Renault в дискуссии о двигателе будущего?
Сирил Абитебул: По-моему, мы выступили с продуманным предложением. Мы приветствуем современные технологии, но не должно быть такого, что одна или несколько команд в принципе не в состоянии бороться за победы. Результаты должны зависеть от двигателя, но разница между силовыми установками разных производителей должна быть незначительной. В двигателе должны быть воплощены технологии, актуальные для автопроизводителей, но всё это также должно идти на благо Формулы 1.
Мы считаем, что нужно применять гибридные технологии, но соотношение между весом двигателя и его мощностью должно быть выше. Проблема с применением электрических технологий состоит в том, что они ведут к увеличению веса, а это снижает эффективность. Поэтому предстоит найти золотую середину. Мы за гибридные технологии, но их не должно быть слишком много.