В понедельник Эстебан Окон был гостем радиостанции Franceinfo и рассказал о недавнем Гран При Азербайджана, первых впечатлениях от Формулы 1, соперничестве с другими гонщиками и о своей семье.
Вопрос: Эстебан, дебютировав в прошлогоднем Гран При Бельгии в 19 лет, 11 месяцев и 11 дней, вы стали самым молодым французским гонщиком Формулы 1. Год назад вы выступали в небольшой команде Manor, теперь – в Force India, где сразу стали открытием года. После восьми гонок вы занимаете восьмую строчку в личном зачете, заработав 35 очков. Ваша лучшая позиция – пятое место в Испании. Руководитель Mercedes Тото Вольфф утверждает, что вы будущая суперзвезда. Должно быть, такие отзывы пробуждают в вас мечты?
Эстебан Окон: Конечно! Здорово слышать столько приятного. Спасибо, что считаете меня открытием сезона…
Вопрос: Но так считают все. В Баку вы финишировали шестым после старта с седьмой позиции. У вас был контакт с напарником, в результате которого Серхио Перес сошёл. Тогда он заявил, что вы не оставили ему места на трассе, и что у вас просто мало опыта. Что вы ему ответите?
Эстебан Окон: Я не хочу комментировать его слова. Одно можно сказать точно: нельзя допустить повторения такого инцидента. Плохо, когда контакт происходит между двумя машинами нашей команды. Мы потеряли время, очки и шанс добиться отличного результата. Но как я уже говорил, надо сосредоточиться на будущем и перестать думать о прошлом. Мы всё обсудили, так что это не повторится.
Вопрос: Вы совершили смелый поступок, разместив в социальных сетях запись аварии с бортовой камеры на своей машине. Зачем?
Эстебан Окон: Я сделал это, потому что по ТВ показали только запись с камеры Серхио. Я хотел, чтобы все получили исчерпывающую информацию и увидели, что произошло.
Вопрос: Как обычно развиваются события после такого инцидента? Вы созваниваетесь и обсуждаете инцидент? Как всё проходит?
Эстебан Окон: Да, как правило, мы созваниваемся и всё обсуждаем. Мы разговаривали с Серхио.
Вопрос: Значит, инцидент исчерпан?
Эстебан Окон: Конечно! Мы профессионалы, а не гонщики-любители, которые поколотили бы друг друга после финиша.
Вопрос: Вы говорили, что хороший гонщик должен быть не только конкурентоспособным на трассе, но также демонстрировать силу характера за её пределами. Что вы имели в виду?
Эстебан Окон: Да, я считаю, что гонщику Формулы 1 недостаточно просто быть быстрым на трассе – он должен также мотивировать команду, очень много работать, быть постоянно в курсе всего, а также любезно общаться с журналистами и достойно себя вести в сложных разговорах, типа того, что мы имели после Баку, ведь не всё и не всегда идёт гладко. Нужен целый комплекс качеств.
Вопрос: Как вы этого добились? Брали уроки? Все говорят, что вы всегда приветливы, всегда улыбаетесь… Вы учились этому? Или это врожденные качества?
Эстебан Окон: Я улыбаюсь, потому что посвятил всю жизнь, чтобы попасть в Формулу 1. Теперь я здесь, и никто не запретит мне улыбаться!
Вопрос: У вас есть специальный спортивный тренер?
Эстебан Окон: Да.
Вопрос: А кто помогает общаться с журналистами? Вы сами ведете свои страницы в социальных сетях?
Эстебан Окон: Да.
Вопрос: Такой вопрос возник, потому что у вас никогда не бывает орфографических ошибок…
Эстебан Окон: Допускать орфографические ошибки – это непрофессионально!
Вопрос: Посмотрите аккаунты футболистов – там повсюду ошибки!
Эстебан Окон: Правда? Я гонщик Формулы 1 – это более интеллектуальная профессия! (смеётся)
Вопрос: Вы так думаете?
Эстебан Окон: На самом деле, мне сложно судить…
Вопрос: Возможно, это странный вопрос, но им многие задаются: по обычным дорогам вы тоже ездите быстро или очень быстро?
Эстебан Окон: Нет.
Вопрос: Все гонщики Формулы 1, с кем довелось прокатиться, говорят, что надо быть внимательными на дорогах общего пользования, но при этом ездят как безумные!
Эстебан Окон: Кто вас катал?
Вопрос: Патрик Тамбэ, Жак Лафитт, Оливье Панис…
Эстебан Окон: На обычных дорогах так ездить опасно. У людей может быть странная реакция, просто потому, что они не привыкли к таким скоростям. Нет, на дороге надо быть внимательным, и мы как известные спортсмены должны нести за это ответственность и оставаться профессионалами за пределами трассы.
Вопрос: В этом году изменился регламент: скорость машин выросла, вы можете быстрее проходить повороты. Перегрузки в поворотах достигают 5-6g. Что вы чувствуете за рулем?
Эстебан Окон: Это очень серьезные перегрузки. Пилотировать современные машины – потрясающее удовольствие, настоящий кайф. Именно такой должна быть Формула 1. Здорово, что мы вернулись к прекрасным временам 2005-2006 гг., когда техника выглядела действительно классно. Машины нового поколения на неё похожи.
Вопрос: Два года назад, впервые сев за руль Формулы 1, вы сказали, что не почувствовали ничего особенного...
Эстебан Окон: Совершенно верно. Дело в том, что в 2014 году пилотировать машину Формулы 1 было не очень интересно – она была слишком мощной для того уровня сцепления. На скорости 230-240 км/ч машина скользила по трассе, и пилотировать её было не очень комфортно. Теперь мы выходим из поворотов на второй или третьей передаче и сразу же утапливаем педаль газа – у этих машин действительно хорошее сцепление. Это здорово!
Вопрос: Ваш отец был механиком. Вы стали бы гонщиком, если бы он работал, скажем, флористом?
Эстебан Окон: Нет. Мне кажется, это было бы очень сложно, потому что у нас не было денег на профессиональную команду в картинге. Он сам сделал для меня карт…
Вопрос: Сколько лет он был вашим механиком?
Эстебан Окон: До 2011-го. Под конец моей карьеры в картинге он оставался моим вторым механиком. Тогда я завоевал титул вице-чемпиона мира и чемпиона Франции по картингу. Таким образом, он был со мной на протяжении всей моей карьеры в картинге. И он по-прежнему может стать механиком в Формуле 1.
Вопрос: Он действительно собирается стать механиком в Формуле 1?
Эстебан Окон: Нет, я так не думаю. Он доверяет профессионалам. Но он стал бы хорошим механиком.
Вопрос: Он приезжает на Гран При?
Эстебан Окон: Не на все, но на некоторые.
Вопрос: В Европе?
Эстебан Окон: Да, там проще ездить на гонки.
Вопрос: Вы выиграли почти все чемпионаты, в которых участвовали, опередили Макса Ферстаппена в борьбе за титул в европейской Формуле 3. Почему первым в Формулу 1 прошёл именно Макс, а не вы?
Эстебан Окон: Дело в том, что я участвовал в другой программе. В то время в команде Lotus не было свободного места, а у Red Bull – было.
Вопрос: Вы поддерживаете отношения с соперниками из молодежных серий?
Эстебан Окон: Когда мы боролись с Ферстаппеном, мы не были приятелями. Во время сезона мы соперники, но в межсезонье снова общаемся – никаких проблем. И в Формуле 1 у нас нормальные отношения. Мы часто разговариваем.
Вопрос: Вероятно, о гонках?
Эстебан Окон: Конечно.
Вопрос: Оливье Панис – последний из французских гонщиков, кто выиграл Гран При. Как известно, вы не любите прогнозы, но какова вероятность, что вы выиграете гонку в этом году?
Эстебан Окон: Может быть, в дождь или в столь хаотичной гонке, как в Баку. Если бы не авария, мы могли бы побороться за победу.
Вопрос: Правда?
Эстебан Окон: Я был впереди Риккардо и Стролла. Но рассуждать об упущенных возможностях не в моем стиле. Впрочем, никогда не говори никогда. Моя цель – в этом году подняться на подиум. Но победа тоже не помешала бы!
Вопрос: Вы говорите, что никогда не прекращаете пилотировать. Что вы имеете в виду?
Эстебан Окон: Я приведу пример, хотя он и глупый. После гонки в Канаде мне не удалось поспать в самолете. Но когда я вернулся домой, то включил телевизор, сел за симулятор и играл почти целый день. Я вообще не спал.
Вопрос: Завершив карьеру в Формуле 1, чем вы займетесь в 35 или в 40 лет?
Эстебан Окон: Очевидно, что я не хочу завершать гоночную карьеру. Сейчас я полностью сосредоточен на Формуле 1 – для меня только это имеет значение. Я всегда говорил отцу, что когда уйду в отставку, займусь ралли или ралли-кроссом. Он смотрел на меня так, словно я сошёл с ума. Но на самом деле в будущем я с удовольствием занялся бы ралли.
Вопрос: Вы до сих пор живете с родителями?
Эстебан Окон: Да.
Вопрос: Почему? Это ваш выбор, или у вас недостаточно денег?
Эстебан Окон: Нет, у меня есть деньги, я могу жить отдельно, но не хочу менять привычки. По крайней мере, сейчас. У меня есть своя квартира, но я стараюсь проводить как можно больше времени с семьей – это помогает накапливать энергию между гонками.
Вопрос: Став чемпионом Франции по картингу, вы давали свое первое интервью телеканалу AB Moteurs. Оно у вас сохранилось?
Эстебан Окон: Да. И мой отец часто его пересматривает! (смеётся) Тогда я сказал, что хочу стать гонщиком Формулы 1. Это меня мотивировало.
Вопрос: Правда ли, что вы бегло говорите по-итальянски?
Эстебан Окон: Да, а также по-испански и по-английски.
Вопрос: Правда ли, что во время интервью вы никогда не позволяете себе пить кофе или воду?
Эстебан Окон: Кто вам сказал такую глупость?
Вопрос: Правда ли, что вам нужно 12 часов сна каждый день?
Эстебан Окон: Правда.
Вопрос: Вы ложитесь спать каждый день в 9 вечера?
Эстебан Окон: Нет, не каждый день – только в дни Гран При. В этом случае я работаю эффективнее.
Вопрос: Правда ли, что вы каждый день по два с половиной часа занимаетесь спортом?
Эстебан Окон: Да.
Вопрос: …а вне сезона – по шесть часов в день?
Эстебан Окон: Да.
Вопрос: Зачем?
Эстебан Окон: Как вы понимаете, за рулем машины Формулы 1 мы испытываем примерно такие же перегрузки, как пилот истребителя, но длятся они гораздо дольше. Следовательно, надо быть сильным и выносливым, а для этого нужны кардиотренировки, силовые упражнения. Мы должны тренировать разные группы мышц. Многие упражнения сложно сочетать, но надо быть сильными, чтобы оставаться в форме до конца гонки.
Вопрос: Правда ли, что Manor была настолько бедной командой, что у неё не хватало средств даже на симулятор, поэтому вам пришлось учить конфигурацию трасс на PlayStation 4?
Эстебан Окон: Да.
Вопрос: Ощущения такие же?
Эстебан Окон: Я всегда так тренировался, и не только на PlayStation 4 – сейчас много приставок, которые дают очень реалистичную картинку. Конечно, они уступают настоящему симулятору Формулы 1, но когда у вас нет выбора, надо использовать хотя бы их. В конце концов, у меня было то, что нужно.
Вопрос: Судя по всему, вам нравится и игра Formula One. Это так?
Эстебан Окон: Это не просто увлечение – это также моя работа. Эта игра становится всё ближе к реальности, там такие же результаты на круге, те же шины и трассы – это очень помогает.
Вопрос: Правда ли, что в прошлом году вы поехали в отпуск на берег Атлантического океана в город Осгор, и у вас украли часы?
Эстебан Окон: Это так. Невероятно! Откуда вы это знаете?
Вопрос: Это было написано в газете Liberation от 27 августа прошлого года. Вы никогда не читаете, что о вас пишут?
Эстебан Окон: Нет, никогда.
Вопрос: Правда ли, что тогда в вашу машину кто-то залез и разрисовал граффити?
Эстебан Окон: Да, а на дверцах камнями нацарапали «богатенький сынок»…
Вопрос: Какая у вас машина?
Эстебан Окон: Мне повезло заручиться поддержкой Mercedes. На тот момент у меня был C63S AMG. Мне разрисовали её ругательствами, а затем залезли внутрь и украли часы.
Вопрос: Злоумышленники знали, кто вы?
Эстебан Окон: Нет. Потому что «богатенький сынок» – это точно не про меня.