В минувший уик-энд в Бразилии прошли очередные встречи руководителей команд с Берни Экклстоуном, на которых представители Lotus, Sauber и Force India вновь выразили недовольство распределением доходов в Формуле 1. Руководитель Force India Виджей Малья заявил, что Экклстоун пообещал обсудить ситуацию с главой инвестиционного фонда CVC Дональдом Маккензи, но сам владелец коммерческих прав вскоре опроверг эту информацию. В интервью Motorsport-Total Малья внес конкретные предложения и призвал FIA вмешаться в ситуацию.
Вопрос: Сейчас обсуждается тема распределения доходов в Формуле 1. Force India вместе с рядом других команд требует более справедливого подхода. Что, по-вашему, должно измениться?
Виджей Малья: Что я могу сказать? В Остине Берни разговаривал с журналистами, которые затем сделали из его интервью громкие истории. Они цитировали Экклстоуна, который якобы согласился с тем, что доходы в Формуле 1 распределяются неправильно, и необходимо изменить эту ситуацию, но он не знает как. Это было довольно откровенное признание с его стороны. В конечном счете, он всё равно единственный, кто может как-то на это повлиять. Идея дополнительных выплат топ-командам, которые получают непропорционально больше денег, совершенно неправильная. Она не подходит для коммерческой основы.
Вопрос: К тому же это не вполне законно…
Виджей Малья: Я даже не рассматривал юридический аспект. Я прочитал некоторые из статей и должен признать, что журналисты провели основательное расследование. Благодаря идее бонусов, четыре крупные команды и Williams должны были гарантировать своё участие в чемпионате до 2020 года. Вместе с тем, на 2020 год было запланировано проведение IPO. Это очень важно.
В любом случае, все согласны, что доходы распределяются несправедливо. Есть люди, кто может решить эту проблему, но именно они создали эту систему. В конце концов, это владелец коммерческих прав. Я слышал, что Берни ожидает возвращения части денег от команд, с которыми он заключил договор. Я задаю себе вопрос: на какой юридической основе это должно произойти, если договор уже подписан? Если всё придет к тому, что крупным командам придется отдавать часть причитающихся им денег небольшим командам, то никакого решения не будет.
Я признаю, что планируя IPO, Формула 1 вынуждена идти на определенные уступки, которые привели к столь несправедливому распределению средств. Однако сейчас я читаю о том, что провести IPO планирует Ferrari. Если сейчас она потратит часть дохода на этот проект, то создаст добавленную стоимость. Так обстоят дела в реальности.
Владелец коммерческих прав ежегодно получает крупную прибыль от Формулы 1. Небольшие команды потребовали микроскопический кусок этого пирога. Если владелец коммерческих прав выделит немного денег, чтобы сделать Формулу 1 доступной для всех команд независимо от их размера, то это не должно вызвать больших проблем.
Я вхожу в состав Всемирного совета по автоспорту, но от меня ничего не зависит, поскольку я в меньшинстве. Я могу отстаивать свою позицию, но кроме меня, из Формулы 1 в этот совет входит Ferrari и Берни Экклстоун как владелец коммерческих прав. Я руковожу компанией уже 40 лет и знаю, что такое конфликт интересов, поэтому на Всемирном совете по автоспорту я представляю не Force India, а продвигаю идеи, которые считаю полезными для Формулы 1. Поскольку президент FIA при каждом удобном случае напоминает, что Формула 1 – это вершина автоспорта и самый важный чемпионат, федерация должна быть в той же степени озабочена его будущим. Эта проблема касается не только команд и владельца коммерческих прав.
Существует такой вопрос, как ограничение расходов. Либо FIA должна ввести лимит бюджетов, решив тем самым проблемы небольших команд, либо владелец коммерческих прав должен дать трём командам дополнительные деньги, которые покрывали бы возросшие расходы. Нельзя забывать, что новые силовые установки вдвое дороже предыдущих. За это надо сказать спасибо FIA.
Вопрос: А также председателю Комиссии Формулы 1, который подчиняется Экклстоуну…
Виджей Малья: Совершенно верно. Я уверен, что на следующей встрече Всемирного совета по автоспорту в Дохе будут обсуждаться события последних Гран При. Жаль, что, начиная с этапа в Остине, Формула 1 лишилась двух команд, и эта тема постоянно фигурировала в заголовках. Это внушает опасения. Мои друзья, бизнесмены и финансисты, не понимают, почему спорт, ежегодный доход которого превышает 1,7 миллиарда долларов, не может поддержать все 11 команд.
Вопрос: Что конкретно вы требуете от владельца коммерческих прав?
Виджей Малья: Мы говорили, что ежегодно нуждаемся в дополнительных 40 миллионах. Из них 30 миллионов сразу были потрачены на моторы.
Вопрос: Можно ли считать ошибкой, что Williams и Toro Rosso не потребовали на 30 миллионов больше? Это тоже частные команды, но в Toro Rosso никто не поднял руку?
Виджей Малья: Если Toro Rosso захочет присоединиться к этому требованию - добро пожаловать! Что касается Williams, то она уже получает деньги как команда, имеющая доступ к дополнительным выплатам... Это дело Williams и владельца коммерческих прав. Они всё равно получают больше нас. Почему? Только потому, что много лет назад выиграли Кубок конструкторов?
Вопрос: Но Mercedes получает гораздо меньше, чем Red Bull Racing, Ferrari и McLaren.
Виджей Малья: Совершенно верно. У них тоже есть повод для претензий, и я слышал, что представитель Mercedes уже выразил Берни своё недовольство. Однако не надо забывать, какую прибыль получает команда Mercedes от участия в Формуле 1 и от победы в Кубке конструкторов – именно это составляет основу их бизнеса.
Вопрос: Кроме того, у них есть доход от продажи силовых установок…
Виджей Малья: Конечно, они не отдают нам моторы бесплатно.
Вопрос: Должно быть, вы очень обеспокоены этой проблемой…
Виджей Малья: Нет. Я участвую в чемпионате уже семь лет, и за это время ничего не изменилось. Почему я должен внезапно волноваться по этому поводу? Меня больше волнует реконструкция нашей аэродинамической трубы и расширение базы команды.
Я горжусь вот чем: мы боремся с крупными командами и в Бразилии снова финишировали в десятке, заработав несколько очков, хотя у нас небольшой бюджет и устаревшее оборудование. Я хочу модернизировать Force India, и если я это сделаю, то смогу соревноваться с лидерами. Однако мое финансовое положение не позволяет мне подобные инвестиции.