В последние годы Айрат Мардеев превратился в настоящего лидера команды «КАМАЗ-Мастер» – в 2015-м он выиграл ралли-рейд «Дакар», а в прошлом году, несмотря на многочисленные проблемы, сумел финишировать вторым, уступив только Жерару де Рою. Перед вылетом в Южную Америку, где через две недели стартует очередной марафон «Дакар-2017», Айрат рассказал F1News.Ru о подготовке к главной гонке сезона.
Вопрос: Вы ожидаете, что в этом году «Дакар» будет больше похож на классические ралли-рейды, или на ралли, как в прошлом году?
Айрат Мардеев: Спортивный директор гонки Марк Кома заявил, что этот «Дакар» будет самым сложным за всю историю. Очень громкое заявление, конечно, но вряд ли такой знаменитый и опытный гонщик стал бы бросать слова на ветер. Кома совсем недавно выступал на «Дакарах» в Южной Америке сам, он знает, что нужно, чтобы сделать трассу интересной для гонщиков, так что, думаю, у него всё получится.
Вопрос: В чём главная сложность этого маршрута?
Айрат Мардеев: В большем числе высокогорных этапов. Мы проведём в Боливии пять дней, и все они пройдут на большой высоте над уровнем моря. Причём, организаторы ещё и нашли где-то там пески! Такого никогда прежде не было, на людей и технику ляжет большая нагрузка. Но это очень интересно, мы с нетерпением ждём именно этих спецучастков, хотим посмотреть на эти пески.
Вопрос: На чисто раллийных допах КАМАЗам сложно конкурировать с некоторыми из соперников, в частности с командой де Роя, так как их грузовики лучше подходят для таких условий. Но, например, в зачёте внедорожников в прошлом году Стефан Петрансель смог опередить всех остальных, в том числе чемпионов мира по ралли, за счёт всего двух дней в песках, где он создал решающий отрыв. Вам же и в песках год назад приходилось сбрасывать скорость из-за температуры двигателя. Эту проблему удалось решить?
Айрат Мардеев: Да, такая проблема была. За прошедший год мы очень хорошо поработали над охлаждением двигателя, изменили настройки, поставили радиаторы большего размера, более мощный вентилятор, так что, надеюсь, проблема решена. Во всяком случае, на «Шёлковом пути» в этом году тоже было очень жарко, и там всё оказалось в порядке. Мы очень обрадовались, поскольку понимаем, что на «Дакаре» нас ждут такие же температуры, а кое-где будет даже прохладнее, чем было в Китае.
Что касается извилистых трасс, то мы очень много работали над развесовкой грузовика, провели множество испытаний в Карелии, в Тверской области, в Выборге, так что, думаю, наш уровень в этом компоненте подрос, и машина теперь больше подходит подобным спецучасткам. Но важно сделать грузовик универсальным, а не подходящим какому-то одному типу трассы.
Например, в прошлом году в MAN подготовили классную машину, очень быструю на раллийных участках. Мы все удивлялись, как такая высокая машина может показывать такую управляемость, но центр тяжести там очень низкий, и их грузовик просто феноменально ехал на извилистых трассах. Но создать большой отрыв от нас и от де Роя на таких допах у них не получилось, а в песках они всё проиграли. Поэтому мы стараемся сделать машину более универсальной. Кроме того, очень важна надёжность. Результаты очень плотные, так что любая ошибка, любая поломка – и ты окажешься за пределами первой десятки. А учитывая скорость всех команд в последние годы, пробиваться снова наверх сейчас очень сложно.
Вопрос: В прошлом году де Рою в какой-то степени сопутствовала удача – за весь «Дакар» у него не было ни одной поломки, ни одной серьёзной проблемы. Это редкий случай для ралли-рейдов. Можно ли говорить, что такое вряд ли повторится в этом году?
Айрат Мардеев: Да, что-то подобное было у меня в 2015 году – за весь «Дакар» ни одной значительной потери времени, мы даже ни одного колеса не пробили. В итоге я тогда победил, но в 2016-м всё сложилось совершенно иначе.
Что касается де Роя, то в последнее время он начал по-другому ездить – если раньше постоянно атаковал, пытался выиграть каждый этап, и в результате допускал ошибки, то теперь выступает очень ровно, как настоящий марафонец. И побед на этапах у него было не так уж много, но он постоянно приезжал в первой тройке, первой пятёрке, и за счёт этого наращивал преимущество в общем зачёте.
В этом году посмотрим, случайность это была или закономерность. Мы же, со своей стороны, постараемся сделать всё, чтобы закономерностью это не стало. Будем бороться! Ралли-рейды – непредсказуемый спорт, но мы готовились целый год, и будем надеяться, что на этот раз удача будет сопутствовать нам.
Вопрос: В «КАМАЗ-Мастер» традиционно рассматривают ралли-рейд «Шёлковый путь» как главную репетицию перед «Дакаром», но он проходил ещё в июле. Машина с тех пор сильно изменилась?
Айрат Мардеев: Конечно, всё это время мы продолжали работать с машиной. На «Шёлковом пути» все наши грузовики бескапотной компоновки имели разные радиаторы, и мы выбрали один, наиболее подходящий – с самым большим радиатором, который только смогли запихнуть в машину, потому что размер в этом случае действительно имеет значение. Поработали мы и с настройками мотора, изменился и центр тяжести. Мы опустили его на минимальную высоту – на «Шёлковом пути» с таким низким центром тяжести ехал только Антон Шибалов, фактически в тестовом режиме. Но на извилистых участках разница во времени была явно видна, так что теперь все машины сделаны такими.
Вопрос: В последние годы именно вы приносили КАМАЗу лучшие результаты – победа в 2015-м, второе место в 2016-м. Это влияет на ваш статус в команде? Можно сказать, что вы – первый номер команды?
Айрат Мардеев: У нас нет такого разделения между пилотами. На «Дакар» отправляются четыре грузовика, они подготовлены одинаково, разница только в том, что Антон Шибалов будет выполнять роль «боевой технички», на его КАМАЗе будет установлен модуль с запчастями. В отношении трёх оставшихся экипажей никакой командной тактики нет. Конечно, у всех свой стиль пилотирования, кто-то больше атакует, кто-то старается ехать более аккуратно. Но важно понимать, что гонка длится 12 дней, и в первый день выиграть «Дакар» невозможно.
Вопрос: Который год подряд вы будете отмечать свой день рождения, 1 января, в далёкой Южной Америке. Вас не спрашивают дома, когда же, наконец, вы проведёте этот праздник в кругу семьи?
Айрат Мардеев: Не знаю, когда, надеюсь, ещё очень нескоро! (смеётся) Надеюсь, «Дакар» будет существовать ещё долго, и всё это время мы будем там выступать. Приходится отмечать день рождения и Новый год вдали от дома, но я занимаюсь своим любимым делом. К тому же, это нужно не только нам, но и нашим партнёрам, друзьям, руководству…
В этом году мне исполняется 30 лет, первый большой юбилей, но он пройдёт в кругу близких мне людей, так что я не буду чувствовать себя обделённым. Для меня команда уже давно стала семьёй, все меня знают буквально с рождения, так что, уверен, ни о чём жалеть мне не придётся.