Марк Смит - один из лучших конструкторов Формулы 1, хотя он не так хорошо известен публике, как Эдриан Ньюи. Многие команды в последнее десятилетие вели настоящую охоту за талантливым специалистом, но его непростой характер и творческие разногласия с коллегами подчас становились препятствием для продолжения сотрудничества.
Марк - одиночка, и в 2009-м мы увидим интересный проект в его исполнении - Force India VJM02. У индийской команды нет такой технической базы, как у соперников, ограничены ресурсы и сроки, но всё же - это машина Марка Смита. Любопытно, какой она получится?
В интервью для пресс-службы команды, глава проекта VJM02 рассказал о разработке машины...
Вопрос: Кроме очевидных перемен в аэродинамике, в чём отличия от прошлогодней машины?
Марк Смит: Для Force India главное изменение - переход на моторы Mercedes-Benz и коробки передач McLaren. Подписав контракт 10 ноября 2008 года, мы серьёзно скорректировали свои планы. Вопрос не в том, чтобы просто установить на машину новые компоненты – мы изменили компоновку задней подвески из-за иных габаритов коробки передач, а доработав заднюю подвеску, должны были внести коррективы в переднюю. Переработаны топливные баки и система охлаждения под новый двигатель – перемены достаточно серьёзные, хотя и не столь радикальные, как в аэродинамике.
Вопрос: Контракт был подписан 10 ноября, пришлось работать в плотном графике?
Марк Смит: Приспособить новый мотор и коробку передач - задача не слишком трудная, сложнее было скорректировать планы. В тот момент мы уже работали над новой машиной, и проект пришлось уточнить под нового поставщика. Обычно мы начали бы эту работу в августе, но в результате график был сжат до пяти месяцев. Все действительно упорно трудились, чтобы добиться цели, но в результате у нас получилась хорошая машина - выходит, смена графика оказалась полезной.
Вопрос: Что именно включает партнёрство с McLaren-Mercedes?
Марк Смит: Контракт, о котором было объявлено, включает поставку двигателей, коробок передач, гидравлической системы и KERS.
Вопрос: Вы планируете использовать KERS в этом сезоне?
Марк Смит: Наша машина полностью адаптирована для KERS, но вопрос её использования будет совместно решен представителями Force India, McLaren и Mercedes.
Вопрос: В Формулу 1 возвращаются слики, как это повлияло на проект?
Марк Смит: Шины – важный фактор, тем более, что у нас было ограниченное время на тесты новой резины. Есть определенные решения в геометрии подвески, но пока мы базировались на информации, полученной от Bridgestone.
Вопрос: Новое партнёрство привело к переменам, вам пришлось перестроить команду?
Марк Смит: Эффект от этих перемен пока не очень заметен - мы были сосредоточены на машине, но в целом всё складывается положительно. Мы быстро нашли общий язык, сотрудничество развивается продуктивно. Много времени ушло на договоренности о том, как мы будем работать над развитием машины, как отслеживать точки отсчета, как вводить существенные обновления. Всё идёт хорошо.
Вопрос: Сложно переоценить важность предстоящих тестов, учитывая столь позднее появление новой машины. Каков ваш план?
Марк Смит: У нас есть восемь дней на тесты, плюс две проверочных сессии. Первая прошла в Сильверстоуне 25 февраля и позволила нам провести базовую проверку систем, убедиться в том, что всё функционирует. Тесты в Хересе позволят поработать с аэродинамикой и получить обратную связь по настройкам, после этого можно оценить ситуацию в целом, понять, в чём необходимо прибавить перед Мельбурном. Следующие тесты пройдут в Барселоне с 9 по 12 марта.
Вопрос: Поздний дебют может стать источником проблем?
Марк Смит: В идеальной ситуации хотелось бы больше времени провести на тестах, но это не главная проблема. Сложнее сейчас судить о ресурсе новых компонентов. Обычно на предсезонных тестах мы нагружаем новые узлы больше, чем в условиях гонки, но сделать это за восемь дней невозможно, а значит, команде придётся больше работать на стендовых испытаниях и пятничных свободных заездах.
Вопрос: Запрет тестов по ходу сезона помешает прогрессу команд, вроде Force India, которые поздно представили новые машины?
Марк Смит: Запрет тестов действительно осложняет жизнь, но вы не должны испытывать сомнений, когда решаете поставить на машину новый узел. Тесты нужны для проверки надежности и ресурса, а не для того, чтобы понять, сработает ли это решение.
Запрет изменит подход к тестированию надежности, поэтому роль свободных заездов в пятницу, по ходу Гран При, будет важнее, чем когда-либо. Я думаю, мы увидим реальную, напряженную работу команд, которые будут тестировать свои решения на дистанции, а не просто сравнивать составы резины. Гоночный уик-энд станет интереснее.