На мероприятии для СМИ, организованном пресс-службой Williams, Нико Росберг и Казуки Накаджима говорили о своих надеждах на сезон 2009 года, переменах в регламенте и ситуации в команде...
Вопрос: Чего вы ждёте от Williams в этом сезоне?
Нико Росберг: Хочу сказать, что перемены в регламенте - это действительно здорово - никакого копирования, только ваши собственные идеи, все начинают с нуля. У вас есть регламент, свод правил, по которому вы должны построить лучшую машину. Сейчас особенно важен творческий потенциал, важна ценность научной идеи, изобретательность. Используя "серые" области регламента, которые не совсем точно описывают конкретные узлы, можно добиться преимущества, понять то, что удалось понять другим командам. Это серьёзный фактор, и фантастический шанс для нас.
За прошлые годы в отдел аэродинамики приглашено много новых специалистов, там есть бывшие сотрудники Ferrari и Renault, работавшие в этих командах в годы чемпионства. Они очень мотивированы, лично я верю в их талант.
Я говорю об аэродинамике потому, что это важный фактор, определяющий эффективность машин Формулы 1, потому, что верю в наш отдел аэродинамики и остальные подразделения, потому, что считаю, что это действительно большой шанс для Williams.
Казуки Накаджима: Я тоже считаю, что для нас это отличный шанс. На тестах результаты весьма плотные, но пока рано сравнивать. Для нас всё выглядит очень неплохо, я с нетерпением жду нового сезона.
Вопрос: Велика ли разница между новыми и прошлогодними машинами?
Нико Росберг: У нас на 20% меньше аэродинамической прижимной силы и на 17% лучше контакт шин с асфальтом - время на круге будет похожим, да и в управлении машины весьма схожи, но их баланс изменился. По сравнению с прошлым годом появилась большая избыточная поворачиваемость в медленных поворотах, и здесь можно получить преимущество, если у вас более эффективная аэродинамика. Избыточная поворачиваемость - это проблема, она заставляет вас иначе вести себя на трассе, провоцирует ошибки. Нужно следить за поведением машины, аккуратнее входить в поворот, хотя аккуратность и прежде была важна. Всё это требует адаптации гонщиков и может стать важным фактором.
Вопрос: Вы уже ехали вплотную за другой машиной, чтобы оценить перемены?
Нико Росберг: Да, в декабре, и был впечатлён. Ситуация изменилась к лучшему, вопрос в том, достаточно ли этого, чтобы облегчить обгоны? Вопросов пока много.
Вопрос: Вы заметили эффект от регулировки переднего антикрыла?
Нико Росберг: Эффект есть, мы можем выбрать одно из шести положений, и это поможет, когда вы преследуете соперника. Это может стать фактором при обгоне или для компенсации настроек. Это интересно и полезно для нас.
Вопрос: Вы выступаете за команду со славной историей, которая переживает сложные времена. Вы чувствуете ответственность за возвращение Williams на вершину?
Нико Росберг: Чувствую, ведь это команда, в которой жив дух гонок. Я знаю, что каждый сотрудник базы, даже если он работает с мелочами, делает все возможное, чтобы внести свой вклад в результат на трассе. Эта команда с максимальными ожиданиями, и вы чувствуете прессинг, если результаты не соответствуют её статусу.
Вопрос: Что вы думаете о продлении контракта?
Нико Росберг: Для меня этот сезон - решающий, я хочу добиться успеха, я гоняюсь ради побед и надеюсь, что в этом году у меня будет быстрая машина. Если этого не произойдёт, нужно ещё раз рассмотреть ситуацию - я хочу сесть за руль действительно конкурентоспособной машины не позже 2010 года. Жаль, если это будет не Williams, я хотел бы добиться успеха именно в этой команде.
Вопрос: Казуки, в этом году вы будете единственным японским гонщиком Формулы 1. Постараетесь доказать свою конкурентоспособность?
Нико Росберг: Меня ждёт второй, решающий сезон в Williams. Говорить о машине пока рано, я должен сосредоточиться на себе, на своей работе, прибавить во всех аспектах. Прессинг растёт, но с опытом первого полного сезона я чувствую, что смогу добиться большего - большей стабильности, лучшего понимания машины. Я знаком с большинством трасс, результаты должны быть лучше.
Вопрос: В спорте у каждого есть шанс, у вас в прошлом году были возможности добиться успеха, некоторыми вы воспользовались, некоторыми - нет. Какой урок вы извлекли?
Нико Росберг: Какой урок? На ошибках нужно учиться, именно это я и сделал. В прошлом году у меня четыре раза был шанс, дважды я им воспользовался, дважды - нет. Нужно добиваться большего. Я был очень расстроен гонкой в Монако, условия были сложными, но это не оправдание - я действительно мог добиться успеха.
Вопрос: Как вы изменили подготовку к этому сезону?
Нико Росберг: Я хочу добиться от себя максимума, стать лучшим гонщиком. Этой зимой встал вопрос снижения веса - вес всегда был проблемой в Формуле 1, но после появления KERS вы можете получить преимущество, если весите меньше соперников. Я сосредоточился на этом при подготовке к сезону.
Вопрос: Сколько килограмм удалось сбросить?
Нико Росберг: Дело не в числах, важен комплексный подход, сочетание диеты и тренировок.
Вопрос: Вы говорили об энтузиазме и мотивации сотрудников базы - сколько времени вы там проводите?
Нико Росберг: Я живу в Монако, бываю на базе раз в месяц, и всегда пытаюсь задержаться, когда есть такая возможность. К примеру, вчера я прошел по цехам, пытался всем уделить время. Приятные ощущения - я спрашивал людей, в чём они видят повод для оптимизма, они говорили о положительном настрое. У них пока нет информации об эффективности новой машины, но всех объединяет позитивное настроение.
Казуки Накаджима: Я живу в Оксфорде, недалеко от базы, провожу здесь достаточно времени и много работаю на тренажере. На протяжении двух недель я приезжал на базу каждый день, и согласен с Нико - атмосфера очень позитивная, инженеры и механики, с которыми я говорил, с нетерпением ждут начала сезона.
Вопрос: Насколько полезна работа на тренажере?
Казуки Накаджима: Сейчас в нём есть практически все трассы чемпионата, я готовлюсь к Австралии и Малайзии. Из-за перемен в регламенте нужно было скорректировать некоторые параметры тренажера, но сейчас ощущения очень похожи на поведение реальной машины, и я могу использовать его для работы с настройками или моделирования гонки, в зависимости от поставленных задач.
Вопрос: Как повлияет на подготовку перенос австралийской гонки на более позднее время?
Нико Росберг: Я не знал о переносе, спасибо за информацию. Не думаю, что что-то изменится, но может будет не так жарко, как в прошлом году. Судя по прогнозу, завтра в Мельбурне +36 - действительно жарко, но до гонки ситуация может измениться.
Вопрос: В этом году кнопок на руле прибавится, вам придется думать о том, как добиться максимума от машины...
Нико Росберг: Да, это одна из серьёзных перемен. Вы должны думать о том, где лучше использовать KERS - она перезаряжается на каждом круге, и этим нужно пользоваться, независимо от того, есть перед вами соперник, или нет.
Вопрос: Где вы будете использовать KERS?
Нико Росберг: Думаю, только на длинных прямых, но гонщику и кроме этого есть, чем заняться. Позвольте перечислить - регулировка дифференциала, KERS, подвижный элемент переднего антикрыла, баланс тормозов - всё это нужно от круга к кругу использовать оптимально.
Казуки Накаджима: Нужно проверить позицию элемента антикрыла, радио...
Нико Росберг: Радио, кнопка подачи воды - там много всего. В машине отца был только руль и рычаг переключения передач.
Вопрос: Нико, вернёмся к вашему контракту и желанию получить в 2010-м машину, способную побеждать. У Williams почти не остаётся времени, чтобы доказать конкурентоспособность машины перед обсуждением нового контракта...
Нико Росберг: Я не хочу сейчас обсуждать эти вопросы, нужно добиться результата в первых гонках сезона, выжать максимум из машины - меня привлекают технические вопросы, и сейчас есть возможность получить преимущества, нужно оценить и использовать эти идеи. Впереди очень интересное время, я сосредоточен на решении конкретных задач, а потом займусь всем остальным. Впрочем, я уверен - команда даст мне конкурентоспособную машину.
Вопрос: Кто больше выиграет от перемен в регламенте?
Нико Росберг: Не думаю, что кто-то из гонщиков получит особенное преимущество над соперниками.
Вопрос: Но, теперь нужно оперировать множеством регулировок, поэтому интеллектуальные, универсальные гонщики могут быть быстрее...
Нико Росберг: Хорошего гонщика всегда выделял интеллектуальный подход, но это не самый важный фактор. Что такое интеллект? Умение оценить ситуацию и быстро принять верное решение, найти творческий подход к гонкам. Эти качества действительно помогут.
Вопрос: Если интеллект - не самый важный фактор, то что вы считаете определяющим?
Нико Росберг: Талант. Координация зрения и действий, чувство скорости, понимание, как лучше добраться из точки А к точке В.
Вопрос: Вы говорите не об интеллекте?
Нико Росберг: Нет, это умение. Вы не говорите, что Роджер Федерер интеллектуален потому, что хорошо играет в теннис, не так ли? Это умение.
Казуки Накаджима: Я думаю, что гонщику нужны многие качества, интеллект в том числе.
Вопрос: Чувство машины все ещё важно?
Нико Росберг: Чувство машины всегда важно в гонках.
Вопрос: Некоторые гонщики считают, что большая ширина переднего анктикрыла приведёт в увеличению числа аварий, особенно в первых поворотах. Вам придётся быть осторожнее?
Нико Росберг: Надо адаптироваться к новым габаритам. В начале сезона аварии возможны, и на старте нужно быть осторожнее, но я уверен - скоро все привыкнут. Много времени не понадобится.
Вопрос: Как машина с меньшей прижимной силой будет вести себя на мокрой трассе?
Казуки Накаджима: Я не работал с машиной под дождём, точнее - проехал лишь один круг.
Нико Росберг: Меня развернуло уже на круге выезда из боксов - температура была низкой, шины не работали, посмотрим, что изменится, когда станет теплее.
Вопрос: Нико, я ценю вашу преданность Williams, но очевидно, что вы хотели бы бороться в первых рядах, сражаться с Льюисом Хэмилтоном...
Нико Росберг: Я терпелив. Нужно уметь добиваться максимума в любой ситуации, нужно оказаться за рулем правильной машины в правильное время, и немного удачи, чтобы доказать - вы заслуживаете лучшей машины.
Вопрос: Вам не приходилось сомневаться в своих способностях за рулем неконкурентоспособных машин?
Нико Росберг: Прошлый год стал важным уроком. Вы приезжаете на трассу и знаете, что можете быть настолько быстры, насколько хотите, что можете выступить очень здорово, но оказываетесь в хвосте - смириться с этим непросто, но важно понять, как справиться с этой ситуацией, как не позволить ей влиять на вас. Думаю, мне это удалось.
Вопрос: Какова ваша позиция в вопросе суперлицензии?
Нико Росберг: Я уверен, Казуки хотел бы ответить на этот вопрос...
Казуки Накаджима: Это сложный вопрос. Я - член GPDA и согласен со всем, что делал и делает наш профсоюз. В прошлый раз мы решили подписать суперлицензию, и я сделаю это. Таково решение гонщиков, больше никаких комментариев.
Нико Росберг: Не стоит недооценивать гонщиков, мы нужны этому спорту.
Вопрос: Казуки, что вы, как японский гонщик, думаете об уходе Honda?
Казуки Накаджима: Это большая потеря для японских болельщиков, всем нам будет недоставать Honda, ведь в прошлом у этой команды были серьёзные достижения. Увы, в текущей ситуации такое решение было неизбежным. Возможно, они ещё вернутся, кто знает?
Вопрос: Есть какие-то проблемы, связанные с вашими обязательствами перед Toyota?
Казуки Накаджима: Toyota ставит перед собой серьёзные цели. Это относительно новая команда в Формуле 1, я надеюсь, они не покинут чемпионат, пока не решат поставленную задачу. Таково моё мнение, как болельщика, но в текущей экономической ситуации все балансируют на грани. Никто не знает, что будет дальше.
Вопрос: Выиграв у Toyota на трассе, вы никак им не поможете...
Казуки Накаджима: Тем не менее, я сделаю для этого всё возможное. Это моя работа.
Вопрос: Чем вы займете время, освободившееся после запрета тестов?
Нико Росберг: Я подал документы в университет - не знаю, чем заняться со своей возлюбленной. Может, там научат? Я шучу.
Вопрос: Вы хотели бы больше работать с машиной?
Нико Росберг: Я пришел в этот спорт, чтобы гоняться, к сожалению гонки - это наименьшая часть моей работы. В гоночный уик-энд у нас две небольших сессии в пятницу, совсем маленькая в субботу утром, потом четыре быстрых круга в квалификации, и воскресная гонка. Это вся моя работа за рулем, - не слишком много.
Вопрос: Вы говорили с командой о финансовой ситуации?
Нико Росберг: После известия о предстоящем уходе RBS многие решили, что Williams в беде. Я ничего не знал об этом до публикации в утренних газетах, но там было написано, что контракт заканчивается в 2010-м и не будет продлён. Я подумал: "В чём проблема?" Впереди ещё два года сотрудничества - времени достаточно, чтобы найти нового спонсора.
Это нормально для Формулы 1 - спонсоры приходят и уходят, они долго сотрудничали с командой и решили уйти, но к тому времени появится новый спонсор. Я не вижу причин для беспокойства, я считаю, что материальное положение команды благополучно. Стабильность была и до принятия мер по сокращению затрат, а сейчас ситуация ещё более стабильна. Это очевидно, если пройтись по базе - вчера я был в отделе аэродинамики, и он был забит людьми - в 18:30 в огромном здании не было свободных мест, все работали.
Я не думаю, что в этом сезоне деньги будут решающим фактором, и это действительно важно. Конечно, если у вас больший бюджет, то больше шансов построить машину, способную побеждать, но деньги уже не могут стать препятствием на пути создания конкурентоспособной машины.