Прошло четыре месяца с тех пор, как Марко Маттиаччи возглавил команду Ferrari, намереваясь вернуть ее в число лидеров. Накануне гонки в Монце с ним встретились журналисты официального сайта чемпионата, чтобы обсудить ситуацию в Скудерии, лидерские качества Фернандо Алонсо и результаты Кими Райкконена.
Вопрос: Марко, в политике вам даётся «медовый период» длиной в 100 дней, после чего журналисты устраивают настоящий допрос. Ваши 100 дней истекли, так что расскажите о ваших приключениях в Ferrari после Гран При Китая?
Марко Маттиаччи: Я могу сказать следующее: будущее Ferrari более величественно, чем ее прошлое. Эти 100 дней были наполнены энтузиазмом и любопытством, а теперь, чуть лучше зная Формулу 1, я могу сказать, что это потрясающий мир, великолепный спорт, в котором участвуют настоящие таланты, великие люди, и ещё здесь через край адреналина. Я уважаю тот факт, что попал в мир, где столь высока конкуренция, и работаю в самой великой команде в мире. Моя задача – вернуть Ferrari на вершину, и эти 100 дней оказались весьма полезны для меня: я понял, в чем мы превосходим соперников, а в чём – нет. Ощущения очень позитивные.
Вопрос: Руководить командой уровня Ferrari – это всегда сложная задача, но она становится еще сложнее в период упадка, когда окружающие ждут от вас нереальных результатов?
Марко Маттиаччи: Ferrari делает всё, чтобы стать лидером. О каком периоде спада вы говорите? За последние несколько лет Ferrari постоянно находилась на высоте – не всегда побеждала, но постоянно занимала ключевые позиции. Что требуется от меня, так это выступить в роли руководителя и дать Ferrari новое видение, а также через два или три года создать иную модель команды. Разумеется, она должна стать более успешной, но в то же время мы должны выйти на правильный уровень, чтобы воспользоваться всем, что даёт нам самый могущественный бренд в мире.
Вопрос: Вас назначили на эту должность. Если бы вы знали тогда то, что успели узнать сейчас, то всё равно согласились бы?
Марко Маттиаччи: Конечно. Я гораздо сильнее мотивирован. Меня всегда назначали на те или иные должности. В целом за мою короткую карьеру каждые два или три года меня просили разобраться с какой-то «сложной ситуацией» и решить проблемы. Итак, я рад, что компания по-прежнему возлагает эту ответственность на меня. Я очень воодушевлен.
Критика действует на меня так же, как работает система рекуперации энергии: чем больше критики достаётся нам с командой, тем более боевой у нас настрой. Каждый день стремление к успеху всё сильнее, так что я мотивирован в 100 раз больше, чем когда приступил к работе в Китае.
Вопрос: Если вспомнить историю, то руководители команд, которые раньше не были связаны с автоспортом, редко добивались успеха в Формуле 1. Вы – исключение из правил?
Марко Маттиаччи: Я убежден, что хорошо справлюсь со своей работой. Я абсолютно уверен.
Вопрос: Какими качествами вы обладаете, которые, по-вашему, важнее всего в этой работе?
Марко Маттиаччи: Не могу сказать, какие качества у меня есть, не хочу себя хвалить. В целом, надо быть лидером, обладать определенным видением и быть способным раскрыть таланты других. Надо стимулировать инновации. Я считаю, именно это нужно лидеру, чтобы создать успешную компанию.
Вопрос: У вас свежий взгляд на Формулу 1, так что вы можете выделить недостатки и области, требующие перемен, которые не замечают те, кто давно работает в чемпионате. Что наиболее очевидно?
Марко Маттиаччи: Чем бы вы ни занимались в жизни, чтобы добиться успеха, надо действовать как предприниматель. Прежде всего, надо было понять команду и найти способ вернуть ее в лидеры. Если говорить о Формуле 1 в целом, оказавшись в новом бизнесе, важно сначала выявить всё позитивное. Эти аспекты команды и чемпионата находились в центре моего внимания.
Безусловно, начинать надо не с поиска негатива - вы отталкиваетесь от положительных моментов, и Формула 1 по-настоящему впечатляет. Это самый интересный и привлекательный спорт с удивительным потенциалом. Есть четкие зоны ответственности, но будучи ключевым игроком, Ferrari должна его поддерживать. У нас отличные отношения с Берни Экклстоуном и FIA, и я верю, что если собрать всё воедино, то у чемпионата большое будущее. Это одна из крупнейших спортивных платформ мира, так что нам нужна не революция, а эволюция и работа по дальнейшей точной настройке.
Вопрос: Можно сказать, что вы по-прежнему набираетесь опыта на посту руководителя команды. Кто ваш учитель?
Марко Маттиаччи: Все! Я смотрю по сторонам. Я впитываю, как губка (смеется). У меня есть модель поведения людей не из мира Формулы 1, которые сыграли важную роль в моей жизни. Эти люди разделяют определённые ценности, и неважно, это менеджеры или представители других профессий. В Формуле 1 я каждый день впитываю информацию обо всем, получая её буквально от всех. Я тоже делюсь своим опытом и считаю, что Формула 1 динамично развивается. И я вижу, что здесь есть люди, чьи биографии похожи на мою, и они уже добились определенных успехов.
Вопрос: Можно ли сказать, что в паддоке появилась новая модель руководства: больше деловой хватки и меньше "бензина в крови"?
Марко Маттиаччи: Будьте осторожны в оценках – у меня много бензина в крови! Я 15 лет работаю в Ferrari и дышал Формулой 1 с тех пор, как научился включать телевизор. В конце концов, всё дело в конкретных навыках. Можно добиться успеха в разных делах и необязательно в одной сфере. Самое важное – это профессиональные качества людей.
Вопрос: Президент Ferrari Лука ди Монтедземоло недавно сказал, что заложил основы следующего периода успеха. Что это за основы? В чём они?
Марко Маттиаччи: Мы напряженно работаем, чтобы гарантировать, что Ferrari сохранит свой авторитет в автоспорте. Наша команда сможет претендовать на победу в любой области и, конечно же, отличиться в Формуле 1.
Вопрос: Есть ли какие-то временные рамки, чтобы стать командой, которая снова претендует на победу?
Марко Маттиаччи: У нас очень четкая стратегия и график. Как все серьезные менеджеры, вы должны сделать все возможное, чтобы сократить этот путь. Но Формула 1 – это не футбол. Нельзя заменить одного или двух игроков и тренера и начать побеждать в следующем сезоне. Это мир с самым высоким уровнем конкуренции, самыми сложными технологиями в мире и яркими талантами. Мы знаем, что впереди много работы, но у нас очень крепкая основа, самые талантливые гонщики и традиция, которой более 60 лет, а также невероятное стремление снова начать побеждать.
Вопрос: Тогда более простой вопрос: когда вы начнете побеждать?
Марко Маттиаччи: Надо упорно трудиться, на нашем пути будет немало сложностей, но мы вернёмся на вершину. Я хотел бы больше добиваться результатов, чем давать слишком много обещаний.
Вопрос: Некоторые утверждают, что лидером команды является Фернандо Алонсо – он виртуальный её руководитель. Как обстоят дела в реальности?
Марко Маттиаччи: Это правда: все являются лидерами Ferrari. Все управляют командой, в том числе и Алонсо – в том смысле, что все должны предлагать идеи. У нас очень четкая организационная структура, и на данный момент я возглавляю эту организацию.
Вопрос: Судя по результатам Кими Райкконена, ему требуется много времени на то, чтобы снова адаптироваться в команде…
Марко Маттиаччи: Я обожаю Кими. Он один из самых талантливых гонщиков. Мы не смогли дать ему достойную машину, но команда полностью его поддерживает, и мы видели по его гонкам в Венгрии и Бельгии, что ему удалось отыграться.
Вопрос: Вы сохраните состав пилотов в 2015 году?
Марко Маттиаччи: Конечно.
Вопрос: Судя по всему, у вас возникли проблемы с силовой установкой…
Марко Маттиаччи: Я не хочу говорить об отдельных компонентах машины. У нас нет конкурентоспособной машины.
Вопрос: После Гран При Бельгии Williams уступает Ferrari всего 10 очков в Кубке конструкторов. Они лишат вас третьей позиции?
Марко Маттиаччи: Этот вопрос надо задать им. Мы смотрим на всех соперников, но я не особенно обращаю внимание на работу Williams. Мы должны максимально раскрыть потенциал своей машины и продолжать бороться.
Вопрос: …но сможете ли вы вернуться в Маранелло после окончания сезона в Абу-Даби, если команда окажется на 4-й позиции в Кубке конструкторов?
Марко Маттиаччи: Я могу вернуться в Маранелло в любой момент.
Вопрос: Какие лично у вас цели на сезон?
Марко Маттиаччи: Если говорить о личных целях, то первое место занимает моя семья. Мои личные интересы - на втором месте. Я любопытный человек и хочу узнать как можно больше обо всём, чем бы ни занимался. И, наконец, я стремлюсь вернуть команду на вершину.