Перед началом уик-энда в Спа главный менеджер команды McLaren Джонатан Нил отвечал на вопросы журналистов в пресс-центре базы в Уокинге...
Вопрос: Считалось, что новый регламент облегчит обгоны, но в 2009-м ситуация почти не изменилась. Формуле 1 нужно продолжить работу в этом направлении?
Джонатан Нил: Да, важно сохранить привлекательность Формулы 1, как спортивного состязания, и обгоны – это ключевой фактор. Мы увидели самые серьёзные изменения в регламенте на аэродинамику за последние двадцать лет, которые были продиктованы рекомендациями технической рабочей группы по увеличению обгонов, и идеями FIA по снижению скорости машин. Изменился и подход к использованию резины, выбор которой тоже стал частью интриги.
Думаю, никто не ждал, что результаты в этом году окажутся столь плотными. Многие с трепетом относятся к гонкам, которые мы видели в 70-е, забывая о том, что в те времена разница между первым и вторым местом на стартовом поле часто доходила до секунды, если не больше, а некоторые машины и вовсе не могли пройти квалификацию. Когда разница в скорости настолько велика, вы видите множество обгонов, если более быстрая машина, по каким-то причинам, оказывается позади. В этом году весь пелетон умещается примерно в полторы секунды, при такой плотности сложно надеяться на обгоны.
Работа продолжается, число обгонов зависит и от характеристик трассы. Изменение сцепления с асфальтом по ходу уик-энда в Валенсии, и минимум зон безопасности, повышает риск – в такой ситуации любой рискованный маневр может привести к аварии. Не вижу причин для печали, нас ждёт трасса в Спа, гонки на которой всегда интересны. На этой неделе я смотрел запись прошлогодней гонки, фантастически драматичной борьбы между Кими Райкконеном и Льюисом Хэмилтоном на мокром асфальте.
Перемены в регламенте позволили некоторым командам добиться успеха и выйти в лидеры, а мы столкнулись с проблемами в начале сезона и были вынуждены перестраиваться. Думаю, нам предстоит серьёзно поработать и с трассами, и с регламентом, чтобы увеличить число обгонов.
Вопрос: Какие новинки появятся на машине в этот уик-энд, получат ли оба гонщика машину с укороченной колёсной базой. Какие меры предпринимает команда, чтобы доработки действующей машины не повлияли на разработку новой, и могли бы гарантировать её конкурентоспособность с начала сезона?
Джонатан Нил: Если говорить о развитии машины в этот уик-энд, то это скорее эволюция, чем революция. По сравнению с трассами, на которых мы выступали недавно, Спа требует меньшей прижимной силы, поэтому мы подготовили новые антикрылья. Речь идёт об изменении баланса машины, а не о шаге вперёд, уверен – в большинстве команд готовят аналогичные решения.
У нас есть две машины с укороченной колёсной базой, когда вчера вечером мы обсуждали этот вопрос на техническом брифинге с Пэтом Фраем, такой вариант рассматривался. Всё зависит от состояния трассы утром в пятницу, мы можем выбрать тот или иной подход, работать с разными версиями шасси, или с одинаковыми, но, шасси с укороченной колёсной базой доступно для обоих гонщиков.
Как мы гарантируем, что ситуация в этом году не повторится в следующем? Я хочу сказать, что чрезвычайно горд работой, которую Пэт Фрай, Нил Отли и Падди Лоу проделали с машиной, которая на 11-й неделе уступала лидерам 2.5 секунды на круге, а в Валенсии позволила занять первый ряд на стартовом поле. Этот результат стал следствием тяжелой работы, и ещё раз подтверждает то, что о чём я говорил в начале сезона – дело не в том, что с машиной было что-то не так, просто мы недостаточно много с ней работали.
Очень трудно переломить ситуацию, если вы выбрали неверное направление. У нас была слабая, непроработанная аэродинамика, и в период между 11-й неделей и первым европейским Гран При команде пришлось серьёзно перестроиться – мы знали, что должны переломить ситуацию. Я рад, что мы смогли этого добиться, в поиске решения инженеры несколько раз заходили в тупик, но в Испании появились первые признаки прогресса – агрессивная конструкция диффузора и широкие торцевые пластины переднего антикрыла. Всё предусмотреть невозможно, и свежий взгляд на проект позволил нам вернуться в борьбу.
В регламенте на сезон 2010-го года нас ждут эволюционные, а не революционные, как в этом году, перемены. Фундаментальная аэродинамика машин останется прежней, изменится их развесовка из-за большего количества топлива и изменения габаритов передних шин. С этим нужно справиться отдельно, но новая аэродинамика будет базироваться на существующих решениях.
В следующем месяце нужно определиться с базовой конструкцией новой машины, и я был бы обеспокоен, если бы мы до сих пор плелись в хвосте пелетона. Мы не можем быть довольны – система KERS позволяет отыграть 0.3 на круге, у нас хороший двигатель, но в эффективности шасси и аэродинамики мы всё ещё уступаем соперникам. Нельзя успокаиваться, нужно добиться большего от действующей машины и работать над новым проектом.
Вопрос: Хейкки Ковалайнен был быстр в Валенсии, но достаточно ли этого, чтобы гарантировать контракт на 2010-й?
Джонатан Нил: Хейкки хорошо провёл уик-энд. После Венгрии и в Валенсии пресса писала о том, что мы делаем, чтобы Хейкки удавалось добиться большего на дистанции. Он всегда был быстр в квалификации, посмотрите на его работу во второй сессии.
Мы спрашивали себя, делаем ли всё, чтобы помочь ему беречь шины и реализовать природную скорость? Как мы можем помочь при настройке машины и работе на тренажере, чтобы скорректировать его стиль? Перед Валенсией мы много времени провели с ним, разбирая эти вопросы, и я доволен его выступлением в прошлой гонке. В первой и второй квалификационных сессиях он почти соответствовал скорости Льюиса. Если бы не небольшая ошибка на входе в последний поворот, он бы мог стартовать с поула.
Первая и вторая попытки были очень хороши, потом мы поставили прикатанные жесткие шины вместо новых на третью попытку, и они медленнее прогревались. Это физика, это Хейкки. Была ли разница на дистанции в скорости Льюиса и Хейкки? Да. Было ли она большой? Нет. Он обрёл уверенность, и будет использовать её в Спа.
Вопрос: Результаты Луки Бадоера повлияли на репутацию тест-пилотов? Что может быть сделано в текущей ситуации, когда у них почти нет шансов сесть за руль?
Джонатан Нил: Лука Бадоер – очень опытный гонщик, и я не согласен с тем, что его результаты плохо повлияли на репутацию тест-пилотов. Выступление на городском автодроме при плохом сцеплении с асфальтом и близости защитных барьеров стало серьёзным вызовом. В этой ситуации сложно удержать машину на трассе, но он справился, не допустив ошибок по ходу уик-энда. Я уверен, в Ferrari проанализируют его скорость и сделают выводы, но я не волнуюсь по поводу обобщений, касающихся запасных гонщиков других команд.
Вопрос о том, как поддержать конкурентоспособную форму третьих пилотов, действительно важен. Менеджеры команд обсуждают его на заседаниях спортивных рабочих групп, нам нужно и работать с молодежью, и поддерживать форму третьих пилотов. Педро де ла Роса хотел бы больше времени проводить за рулём.
У некоторых команд есть тренажеры, которые помогают с тренировками, но ничто не заменит нагрузки при работе на трассе. Я думаю, что рабочая группа по спортивному регламенту должна внимательно рассмотреть этот вопрос.
Вопрос: Каковы цели команды в Спа и Монце, какое преимущество обеспечит KERS на этих трассах?
Джонатан Нил: В ближайших Гран При мы будем использовать другую версию машины, чем в последних гонках. Мы начала работу над ней после Гран При Германии. Нашим машинам больше подходят трассы с небольшой средней скоростью – Монако, Венгрия, Валенсия, мы не знаем, что нас ждёт в Спа.
В первых гонках с машиной возникали проблемы в скоростных поворотах, после четырёх или пяти Гран При гонщики жаловались на нестабильность её задней части. Они не чувствовали машину, не понимали её расположения на трассе, что всегда крайне неприятно для гонщика. Сейчас машина гораздо стабильнее, двойной диффузор позволил добиться большей прижимной силы и лучшего сцепления с трассой. Я надеюсь, что мы будем конкурентоспособны, но и соперники, вроде Red Bull будут сильны, как и машины Brawn GP, если им удастся решить вопрос с прогревом резины.
Мы надеемся на хорошее выступление, но я не могу сказать, что мы уверены в успехе.
Вопрос: Какие шаги предприняла команда, чтобы избежать повторения путаницы на пит-лейн, которую мы видели в Валенсии?
Джонатан Нил: Мы использовали агрессивную стратегию, но решение было принято слишком поздно. Рубенс бы всё равно вышел вперёд, но мы могли сократить дистанцию между ним и Льюисом, если бы Хэмилтон проехал дополнительный круг.
Важно, что мы не останавливаемся на произошедшем, а движемся дальше. Разумеется, вся информация была проанализирована, я раз сто посмотрел запись пит-стопа, понял действия каждого сотрудника, рассмотрел каждое движение. Команда провела пит-стоп безупречно, критика в адрес механиков была несправедливой, а задержка связана лишь с поздним принятием решения.
Мы должны сделать выводы из этого уик-энда, уточнить методику принятия решений, и действовать точнее в предстоящий уик-энд.