В интервью Auto Motor und Sport Нико Росберг оценивает работу Mercedes и Михаэля Шумахера, рассуждает о подготовке гонщиков и сравнивает современные машины с теми, что были 30 лет назад, когда в чемпионате выступал его отец Кеке Росберг...
Вопрос: Сейчас у вас появилось больше свободного времени, чем раньше. Нужно эффективно его планировать…
Нико Росберг: Сейчас я могу посвятить какое-то время другим занятиям. Несколько лет назад я практически не отдыхал, а теперь у меня есть время даже на чтение. Меня интересуют самые разные вещи. Сейчас я много читаю о финансовом кризисе и пытаюсь его понять.
Вопрос: Важно ли научиться отдыхать?
Нико Росберг: Это очень важно. Я приступил к отдыху сразу же после окончания сезона, когда становится меньше электронных писем, разговоров по мобильному телефону.
Вопрос: В современной Формуле 1 увеличился психологический прессинг?
Нико Росберг: Здесь всегда было непросто. Даже когда на руле не было кнопок и переключателей, нужно было постоянно адаптироваться к машине. Каждый круг отличался от предыдущего. В современной Формуле 1 один из самых сложных моментов связан с тем, что тебе приходится работать с многочисленными переключателями.
Вопрос: Сколько времени требуется на то, чтобы стать профессиональным гонщиком, контролировать ситуацию и не отвлекаться на детали, которые не относятся к пилотированию?
Нико Росберг: Это бесконечный процесс, необходимо постоянно прогрессировать.
Вопрос: Расскажите об этом подробнее. Как часто вы нажимаете на кнопки в квалификации?
Нико Росберг: Практически постоянно. Возьмем три первых поворота на бразильской трассе. Перед первым поворотом я меняю режим работы дифференциала и баланс тормозов, а также отключаю DRS. На выходе из него нужно активировать DRS и KERS, снова изменить баланс тормозов и настроить дифференциал так, чтобы максимально уменьшить недостаточную поворачиваемость. Затем надо нажать на кнопку, о которой я сейчас не буду рассказывать. Так происходит во всех поворотах. Проблема в том, что все это надо делать в условиях прессинга, а настройки должны идеально подходить каждому повороту. Кроме того, на каждом круге ситуация меняется: машина становится легче, а резина постепенно изнашивается.
Вопрос: Когда ваш отец выступал в Формуле 1, на руле не было кнопок, но ему приходилось снимать с руля правую руку: это было так же сложно?
Нико Росберг: Это не так сложно – к ручной коробке передач быстро привыкаешь. Мой отец часто говорил, что сегодня пилоты стали слабее, но я уверен, что пилотировать современные машины стало сложнее.
Вопрос: Сейчас меньше вылетов с трассы по сравнению с прежними временами…
Нико Росберг: Мы просто более талантливы!
Вопрос: Машины, которые пилотировал ваш отец, были гораздо менее совершенными. Короткая колесная база, низкий уровень прижимной силы, отсутствие электронных систем, которые помогают гонщику. По сравнению с той техникой, сегодня вы управляете просто Mercedes S-класса.
Нико Росберг: Задачи пилотов изменились. Конечно, машины стали более совершенными, но проблема в том, что необходимо находить оптимальные настройки. Современные гонщики обладают неограниченными возможностями: раньше не было телеметрии, поэтому если в машине возникали проблемы, пилот ничего о них не знал. Сегодня я точно знаю, как ведет себя резина в поворотах. Я могу контролировать ее износ и менять стиль пилотирования, а во времена моего отца проблемы заканчивались вылетом с трассы.
Вопрос: Если бы у вас был выбор между прежними и современными машинами, что бы вы предпочли?
Нико Росберг: Машину того времени – вероятно, ее интереснее пилотировать. Однажды я проехал круг по Сильверстоуну на машине отца. Это напомнило мне картинг.
Вопрос: Поговорим о работе с настройками: как часто вы видите вашего инженера в гоночный уик-энд?
Нико Росберг: Постоянно. Иногда у меня возникает такое ощущение, что уик-энд состоит из встреч и разговоров о технике. Мы практически не отходим от машины и стараемся подобрать более эффективные настройки аэродинамики и электроники, а также улучшить механические настройки. Эта работа занимает по четыре часа в день.
Вопрос: Насколько сложно найти оптимальные настройки?
Нико Росберг: Это очень трудно. Вы полностью выкладываетесь на трассе и в то же время должны разбираться в недостатках машины и определять, в чём она наиболее эффективна. Если возникают проблемы с недостаточной поворачиваемостью, существует огромное количество возможностей их решить, но сначала надо понять их причину и определить, связана ли она с особенностями настройки переднего антикрыла. Пилот может почувствовать малейшую разницу. Если он ошибается, то у него возникают сложности.
В некоторых ситуациях могут проявиться другие проблемы, поэтому важно найти наиболее эффективные настройки. Это нюансы. Недостаточная поворачиваемость – лишь одна из проблем, которая требует решения, но могут возникнуть и другие. Все элементы машины должны эффективно взаимодействовать, а гонщику необходимо уметь прогнозировать, как изменится ее поведение в зависимости от количества топлива, состояния резины или покрытия. Умение работать с настройками – одна из моих сильных сторон.
Вопрос: Вы следите за тем, как напарник решает подобные проблемы?
Нико Росберг: Конечно. Сегодня базовые настройки машин очень похожи.
Вопрос: Насколько важно разбираться в технике? Должны ли вы знать, как работает «выдувной» диффузор?
Нико Росберг: Эти знания очень помогают. Например: я вхожу в поворот, который должен проходить на третьей передаче. Если мне каким-то образом удается пройти его на второй передаче, то уровень сцепления существенно повышается. Поскольку число оборотов двигателя выше, в диффузор поступает больше выхлопных газов. Если на выходе вы слишком рано переключаетесь с низкой передачи на более высокую, то вы этого не замечаете, но прижимная сила внезапно исчезает.
Другой пример: я вхожу в поворот на машине, которая страдает небольшой недостаточной поворачиваемостью. Чтобы решить эту проблему, надо как можно позже включать более низкую передачу. Если сделать это слишком рано, то давление на «выдувной» диффузор резко возрастет. Иначе говоря, на повороте машину срывает в занос, поэтому я максимально долго не включаю низкую передачу. Я умею переключать передачи в нужный момент.
Вопрос: Как быстро вы разобрались с особенностями поведения резины Pirelli?
Нико Росберг: Это было очень сложно. Я учился до последней гонки. Умение обращаться с резиной – целое искусство. Нужно понимать, как следует работать с шинами, чтобы они не перегревались, чтобы можно было совершить более поздний пит-стоп.
С другой стороны, необходимо научиться беречь резину, не теряя при этом времени на круге. Для этого существуют разные варианты. Каждый поворот уникален, поэтому с резиной надо обращаться по-разному. С этой точки зрения Гран При Абу-Даби стал моей лучшей гонкой – я безошибочно работал с резиной. Интересно, умеют ли пилоты Red Bull Racing беречь шины? Или же их машины развивали столько прижимной силы, что эту задачу им было решать гораздо проще?
Вопрос: Нравятся ли вам гонки, в которых важно иметь хорошую тактику, или вы предпочитаете гонки, которые были до запрета дозаправок, когда можно было атаковать на каждом круге?
Нико Росберг: Я считаю, что прежняя схема была лучше. Тогда надо было проходить каждый круг в квалификационном режиме. Это здорово! Сегодня в гонке нельзя проехать ни одного круга на пределе возможностей: надо беречь резину и экономить топливо.
Вопрос: Вы разочарованы тем, что в итоге вы финишировали только шестым или седьмым?
Нико Росберг: Со мной всё в порядке. Я знаю, что отлично выполнил свою работу и что ситуация налаживается. У меня достаточно терпения. В Абу-Даби я финишировал шестым, уступив Ferrari две секунды, и могу радоваться этому результату.
Вопрос: Вы мечтаете однажды оказаться в Red Bull Racing или McLaren?
Нико Росберг: Пока нет. Я мечтаю о победе за рулем Mercedes – она принесет мне огромную радость.
Вопрос: Давайте не будем говорить о преданности бренду. Я имею в виду только скорость машин…
Нико Росберг: Я мечтаю о невероятно быстрой машине, за рулем которой смогу существенно всех опережать.
Вопрос: Вы понимаете, на каких отрезках трассы машины Red Bull Racing создают такой отрыв?
Нико Росберг: В среднескоростных и скоростных поворотах.
Вопрос: Как часто вам приходится отвечать на упреки в том, что вы провели больше 100 Гран При и ни разу не побеждали?
Нико Росберг: Последнее время подобные вопросы задают довольно часто. Я больше не думаю об этом. Уверен, что двигаюсь в верном направлении, и меня не волнует, сколько Гран При я провел.
Вопрос: Обидно осознавать, что другие гонщики оказывались в нужное время в правильной команде?
Нико Росберг: Я ни о чем не сожалею. Я полностью уверен в правильности решения перейти в Mercedes и продолжить карьеру в этой команде.
Вопрос: Возможно, было бы лучше перейти в McLaren после двух лет в Williams. Вам даже поступило такое предложение…
Нико Росберг: Да, такой интерес существовал, но Фрэнк Уильямс не отпустил бы меня: у меня был контракт. Конечно, четыре года в Williams нельзя назвать идеальным вариантом. Возможно, надо было покинуть Гроув раньше, но последний сезон в Williams стал для меня трамплином. С тех пор я стабильно занимаю седьмое место в личном зачете и обратил на себя внимание других людей.
Вопрос: Вы два года подряд опережали Михаэля Шумахера в квалификациях. Что это вам дает?
Нико Росберг: Это только один аспект, но важна общая картина. Михаэль сократил отставание в гонках, но, в конце концов, я все равно оказывался впереди, что меня очень радует. Я никогда не думал, что смогу опередить семикратного чемпиона. Я завоевал уважение команды и замечаю, что коллектив верит в меня.
Вопрос: Как вы оцениваете выступления Михаэля Шумахера: возраст берет свое, или он остается одним из лучших гонщиков?
Нико Росберг: Он выступает на высоком уровне, особенно в гонках. Это большой плюс и для меня: я могу ориентироваться на него и прогрессировать. Всегда есть аспекты, в которых напарник оказывается сильнее, поэтому вы учитесь у него.
Вопрос: Например?
Нико Росберг: Я постоянно анализирую действия других гонщиков. Михаэль особенно силен на первом круге. Впрочем, на стартовой решетке его машина расположена дальше моей. В большинстве случаев, я стартовал позади Red Bull Racing, McLaren и Ferrari. Они превосходят нас в скорости, поэтому очень сложно отвоевать какие-то позиции.
Вопрос: По сравнению с 2010 годом в прошлом сезоне команда сделала шаг назад. Не боитесь ли вы, что Mercedes ничему не научилась на ошибках?
Нико Росберг: До прошлого сезона мы верили, что добьемся прогресса, но этого не произошло. Мне нравятся изменения, которые произошли в команде в этом году. В Mercedes пришли три новых человека: Боб Белл, Джефф Уиллис и Альдо Коста. Кроме того, я полностью доверяю Россу Брауну. В команде чувствуется стремление к успеху. Росс знает, что нам нужно, чтобы стать лидерами.
Вопрос: Справедливо ли утверждать, что в Mercedes GP работали хорошие специалисты, но у нее была недостаточно эффективная структура?
Нико Росберг: Можно так сказать. У нас есть очень много компетентных людей, но они еще недостаточно сработались, и не все из них были на своих местах. Сейчас идет реорганизация команды. У инженеров есть замечательные идеи. Мы не только копируем предложения других, но и разрабатываем собственные решения.
Вопрос: Как часто вы получаете информацию о работе над новой машиной?
Нико Росберг: Я прошу каждую неделю предоставлять мне отчет.
Вопрос: Согласно новому регламенту, Red Bull Racing лишится двух козырей. Это поможет Mercedes?
Нико Росберг: Независимо от изменений в регламенте Red Bull Racing останется сильным соперником. Структура этой команды и знания ее специалистов лучше всего отвечают требованиям современной Формулы 1. Опередить ее – наша главная задача.
Вопрос: Вы гонщик заводской команды. Насколько сложно вам подбирать слова, чтобы интервью были политически корректными?
Нико Росберг: Mercedes – это мой работодатель, и мне никто ничего не запрещает. Но я не вижу причин критиковать кого-то публично только потому, что команда находится в непростой фазе развития. В этом плане ситуация ничем не отличается от той, что была в Williams.