Бывший исполнительный директор и президент Williams Адам Парр в интервью австрийскому Motorsport-Magazin рассказал о своей книге «Искусство ведения военных действий: Пять лет в Формуле 1», проблемах с Договором Согласия, Тото Вольффе и своём отношении к рента-драйверам...
Вопрос: Работать в Формуле 1 – это всё равно, что вести военные действия?
Адам Парр: Нет, так говорить было бы грубо и неуместно. Но в начале своей книги я привёл цитату прусского генерала Карла фон Клаузевица, которая иллюстрирует тот факт, что конкуренция и конфликты связаны между собой.
Вопрос: Чего читателям ждать от вашей книги?
Адам Парр: Я хотел дать возможность заглянуть за кулисы Формулы 1. Показать то, что хорошо работало, а что – нет. Формула 1 – это не только спорт, но в первую очередь – бизнес. Однако я хотел подать это как-то по-новому, поэтому сделал книгу в виде комиксов. Разные читатели сделают разные выводы. Надеюсь, что для многих из них читать книгу будет интересно и занимательно.
Вопрос: В своей книге вы называете некоторые разделы Договора Согласия неприемлемыми и несовместимыми с законодательством ЕС. Не могли бы вы это пояснить?
Адам Парр: Моё понимание законодательства ЕС состоит в том, что никто не имеет права злоупотреблять доминирующим положением на рынке и заключать договоры, которые мешают внутрирыночной конкуренции.
Если Договор Согласия предполагает, что некоторые команды имеют преимущества с точки зрения финансового вознаграждения и участия в составлении регламента, а также другие преимущества – к примеру, получив назначение в совет владельца коммерческих прав, - то существует вероятность, что законодательство ЕС при этом будет нарушено.
Есть и ещё один важный принцип в европейском законодательстве, с которым сложно совместить правила Формулы 1. В спорте это называется принципом солидарности. Чтобы спорт был эффективным с точки зрения устойчивости, справедливости и социальной значимости, в нём должна превалировать честная игра. Не в интересах социума, когда две команды доминируют в каком-то виде спорта, независимо от того, происходит это в финансовой сфере или в какой-то другой – это противоречит самой природе спорта.
В Англии парламент только что опубликовал отчёт об английском футболе, в котором критикуется его финансовая нестабильность и то, как организовано управление спортом. Там тоже несколько команд пытаются доминировать над остальными. Футбольной ассоциации сообщили, что у неё есть 12 месяцев, чтобы исправить эти недостатки.
Вопрос: Команды Формулы 1 имели возможность не подписать Договор Согласия?
Адам Парр: Нет, это неотъемлемая часть спорта и бизнеса, у команд нет выбора. Именно поэтому власти Евросоюза должны изучить законность этого соглашения.
Вопрос: Не только Договор Согласия вызвал широкое обсуждение. Появившиеся в последние несколько лет KERS, DRS и шины Pirelli сильно изменили Формулу 1. Как вы относитесь к этим нововведениям?
Адам Парр: В спорте появились новые переменные, теперь есть больше возможностей для обгона. Команды, FIA и FOM проделали отличную работу. Следует также добавить, что вполне оправдался и отказ от дозаправок. Это даёт команде больше вариантов стратегии.
Вопрос: За последнее время проявилась тенденция, когда небольшие команды вынуждены прибегать к услугам рента-драйверов. Как вы относитесь к этому?
Адам Парр: Я бы сказал, что Ferrari и McLaren также используют гонщиков, которые принесли им контракты с крупными спонсорами. Для меня, собственно, есть только один вопрос: может пилот справляться со своей работой или нет. Если он не только справляется, но ещё и спонсора приводит – отлично!
Вопрос: В 2012 году ваша бывшая команда Williams провела очень сильный сезон. Какую роль вы сыграли в этом успехе?
Адам Парр: Моё самое большое достижение состоит в том, что я начал техническую реструктуризацию Williams.
Вопрос: Кроме вас за последние годы команду покинули ещё несколько ключевых фигур - Сэм Майкл, Марк Гиллан, Патрик Хед, Тото Вольфф… Есть причины для такой текучести кадров?
Адам Парр: Сэм и Патрик покинули команду в 2011-м, но по разным причинам. В конечном счёте причиной расставания с ними стало создание в Williams новой структуры технического департамента – но это было их решение.
В конце прошлого года ушёл и Марк Гиллан. Вот это, действительно, печально. Впечатляющая фигура. Я был очень рад, когда смог привлечь его в Williams. Тем грустнее, что теперь он ушёл.
Тото – это совсем другая история. Он покинул команду в связи с переходом в Mercedes Motorsport. Он играл ведущие роли в команде всего несколько месяцев, его уход не должен ничего изменить.
Вопрос: В конце прошлого года о Williams говорили как о команде Тото Вольффа. Оправдано ли такое название?
Адам Парр: Теперь определённо нет, да и раньше, по-моему, тоже нет. Команда называется Williams. Тото отличный парень, я с большим удовольствием работал с ним с 2009 по 2012 годы. Но как я уже сказал, на руководящей должности он пробыл всего несколько месяцев.
Вопрос: Как вы оцениваете его переход в Mercedes?
Адам Парр: Я рад и желаю ему всяческих успехов. Это большая честь, получить приглашение в Mercedes. Тут нельзя ответить отказом – на его месте никто не смог бы отказаться.
Вопрос: Правильным ли было решение о замене Бруно Сенны на Валттери Боттаса?
Адам Парр: Самое трудное решение, которое вам приходится принимать в качестве менеджера команды Формулы 1 – это выбор пилота. Гонщиков всегда намного больше, чем свободных мест. Нам разрешено использовать только двух, а не 22-х, как в футбольной команде. Так что, на самом деле, правильный выбор сделать очень непросто.
Бруно – талантливый и очень умный парень. У него меньше опыта, чем у других гонщиков, но он настолько умён и так хорошо адаптируется, что постоянно прогрессирует.
Но и Боттас хорош – это один из самых талантливых гонщиков, которых я когда-либо видел. Кроме того, он получил очень хорошие навыки пилотирования. Если бы Уильямс не посадил его в машину, он бы, вероятно, потерял Боттаса. Это была бы катастрофа. Я думаю, у него есть потенциал, чтобы стать великим гонщиком.
Вопрос: Можете ли вы представить себе возвращение в Формулу 1?
Адам Парр: Нет.
Вопрос: Тогда чем вы займётесь?
Адам Парр: Я как раз размышляю над этим. После ухода из Williams я взял творческий отпуск. Он почти закончился. Мои дети пошли в школу во Франции – они наполовину французы, так что мы решили воспользоваться этой возможностью. Подходит время, когда пора начинать что-то новое…
Вопрос: Кого вы считаете вероятным преемником сэра Фрэнка Уильямса?
Адам Парр: Фрэнк для меня как Берни Экклстоун. Я не могу себе даже представить, что будет после них. Это слишком значимые фигуры.
Вопрос: Каковы перспективы Williams? Хорошо ли, что команда, со своими подразделениями Williams Hybrid Power и Williams Advanced Engineering, теперь зависит не только от Формулы 1?
Адам Парр: Это очень важно. Таким образом можно снизить риски. Спонсоры – это всегда движение то вверх, то вниз, это источник дохода, при котором порой очень трудно прогнозировать финансовый поток. Поэтому чем шире спектр доходов, тем лучше для бизнеса. Другие команды, такие как McLaren, делают то же самое.