Во время обучения на инженера в области авиации и космонавтики молодой Эрик Булье мечтал стать летчиком-истребителем, поэтому нет ничего удивительного в том, что у него сложились особые отношения с техническим директором Lotus F1 Джеймсом Эллисоном, в прошлом тоже специализировавшегося в аэрокосмической области и к тому же добившегося успехов в авиаспорте. Именно взаимное доверие, объединившее руководителей команды, помогло ей вернуться на лидирующие позиции и войти в число претендентов на победу в чемпионате...
Вопрос: В молодости вы мечтали стать летчиком-истребителем. Вы говорите с Джеймсом Эллисоном на темы, связанные с его прошлым, когда он входил в Британскую ассоциацию высшего пилотажа?
Эрик Булье: Безусловно, Джеймс добился впечатляющих результатов, пока работал в авиации. Возможно, когда-нибудь попрошу его взять меня с собой в полет! Конечно, мы говорим не только о Формуле 1, но основное внимание уделяем машине и трассам.
Вопрос: Вы занимались подготовкой молодых пилотов к Формуле 1. На прошлогоднем Гран При Италии Жером Д’Амброзио выступил неплохо. Как вы готовите гонщиков, если тестов так мало?
Эрик Булье: У Жерома было преимущество: он уже провел один сезон в Формуле 1 и постоянно работал с командой, в частности, принял участие в тестах в Муджелло. До дебюта в Формуле 1 гонщики многое узнают в младших сериях, все больше работы выполняют на новейших симуляторах, в частности, на симуляторе Lotus.
Вопрос: В свое время вы работали в Мировой серии Renault. Вы удивлены тем, как изменился этот чемпионат, ведь по уровню он фактически опередил GP2, позволив ряду гонщиков дебютировать в Формуле 1?
Эрик Булье: Мы знаем, что Мировая серия Renault – это отличный чемпионат, пользующийся поддержкой Renault. Кроме того, мы знаем, что и GP2 Series – это тоже отличный чемпионат. Обе серии дали Формуле 1 немало хороших гонщиков, а переход в высшую лигу – всегда испытание и для молодых гонщиков, и для руководителей команд, которым надо постоянно искать новые таланты.
Вопрос: В прошлом году одной из слабых сторон Lotus была скорость в квалификации. Вы учли это при разработке Е21, и поможет ли вам решить эту проблему новая резина Pirelli?
Эрик Булье: Мы знаем, что новая резина Pirelli отличается от прошлогодней, и понимаем, что машина несколько изменилась. Разумеется, мы проанализировали все аспекты, касающиеся новой машины, и постарались улучшить те области, где могут возникнуть проблемы, продолжив совершенствование сильных сторон. Конечно, так поступают и все остальные! Мы уверены, что E21 будет одинаково эффективна в квалификации и в гонке, но пока неизвестно, насколько конкурентоспособной она окажется по отношению к соперникам.
Вопрос: В прошлом году у Mercedes возникли проблемы из-за того, что машина была в основном построена вокруг двойной DRS, тогда как Lotus удалось компенсировать потери, связанные с запретом системы "реактивной подвески", позвлявшей стабилизаровать дорожный просвет, плюс долгое время заниматься доводкой двойной DRS, оставшись при этом конкурентоспособной. Чем вы это объясняете: хорошей машиной или способностью команды быстро реагировать на изменения?
Эрик Булье: Ясно, что E20 с самого начала была конкурентоспособной, но в Формуле 1 нельзя стоять на месте – чтобы добиться успеха, надо постоянно дорабатывать машину. Мы всегда стремились использовать регламент с максимальной эффективностью. Иногда вы создаете то, что признается нелегальным, иногда это изначально заложено в машине. У нас хорошие ресурсы: достаточно квалифицированных сотрудников и современного оборудования, так что мы можем дорабатывать машину и реагировать на происходящие изменения.
Вопрос: Джеймс Эллисон говорил, что если создать то, что потом можно скопировать, обычно вы получаете разрешение это использовать, а если скопировать это решение невозможно, то велика вероятность запрета такой идеи. Столь смелое замечание действительно отражает ситуацию в Формуле 1?
Эрик Булье: Мне сложно обобщать, поскольку каждое инженерное решение должно рассматриваться отдельно. Все команды тесно сотрудничают с FIA и между собой – через рабочие группы.
Вопрос: Как Lotus готовилась к этому сезону, если в 2014-м году регламент кардинально изменится? Серьезно ли это повлияло на разработку E21?
Эрик Булье: Разумеется, в 2014-м году правила серьезно изменятся, а это не может не отразиться на нашей программе модернизации машины. К счастью, в этом году регламент относительно стабилен, и мы можем дорабатывать прошлогоднее шасси. У Lotus есть преимущество: в прошлом году мы пересмотрели принцип распределения ресурсов на разработку машины: это поможет нам параллельно вести работу над двумя проектами.
Вопрос: Вы уже слышали, как звучит турбомотор V6? Если да, то как его воспримут болельщики?
Эрик Булье: Нет, я еще его не слышал, но исторические двигатели V6 в Формуле 1 звучали впечатляюще. Уверен, новый мотор понравится болельщикам.
Вопрос: Много говорили о чистой скорости Хэмилтона и Феттеля, но можно поспорить, что Алонсо, Баттон и Райкконен – те редкие гонщики, кто умеет менять тактику по ходу Гран При. Дает ли пилот со столь редким качеством какое-то заметное преимущество?
Эрик Булье: Несомненно, Кими – опытный профессионал, который знает, что делает. У него хороший тактический подход, он отлично понимает, что происходит в гонке. Это помогает ему корректировать стиль пилотирования в зависимости от тех или иных тактических задач.
Вопрос: В этом сезоне всего четыре команды не изменили состав пилотов: это придает Lotus дополнительную уверенность в своих силах?
Эрик Булье: Преемственность - это всегда хорошо, особенно если в команде два столь быстрых и конкурентоспособных гонщика, как у нас. Еще недавно наш состав был не таким сильным, как сейчас, поэтому здорово, что мы можем использовать такой фактор, как преемственность, чтобы остаться конкурентоспособными. Конечно, в прошлом году мы сделали шаг вперед и в этом сезоне постараемся развить этот успех.