Когда Кими Райкконен ушел из Формулы 1, ее популярность в Финляндии явно пошла на спад. Безусловно, гоночная культура в этой стране очень развита, и настоящие болельщики продолжали следить за чемпионатом, но вот какой пример привел коллега с финского телеканала MTV3: «В предыдущие два года бывало, что какой-нибудь хельсинкский таксист по дороге в аэропорт жаловался, что без Кими Формулу 1 смотреть уже не так интересно. Но сейчас публика буквально взбудоражена! Сюда, в Венгрию, прилетели десятки тысяч финских болельщиков: все надеются, что он выиграет эту гонку».
На Хунгароринге в нашей беседе с Кими разговор шел на разные темы, но этой мы тоже коснулись…
Вопрос: Вам приятно, что в Финляндии рейтинги телетрансляций гонок Формулы 1 стабильно растут – и все потому, что вы вернулись в чемпионат и выступаете столь успешно? Или вам все равно?
Кими Райкконен: Вообще-то мне все равно. Нет, конечно, если в Финляндии какой-то спортсмен добивается успехов – неважно, кто это, лыжник, или прыгун с трамплина, или еще кто-то – публика реагирует, и интерес растет. И наоборот, если в каком-то виде спорта, не только в Формуле 1, успехов нет, интерес падает – это абсолютно нормально. Так что здорово, что люди вновь смотрят гонки, но для меня, если честно, особой разницы нет.
Я делаю свое дело – если публика за этим следит – хорошо. Если нет – в моей жизни ничего не меняется. (усмехается) Впрочем, если честно, мне все-таки приятно… Но, понимаете, выкладываюсь я одинаково – неважно, один у меня болельщик или миллионы. Но если в разных странах, в каких-то больше, в каких-то меньше, людям нравится то, что мы делаем – это хорошо и для меня, и для команды.
Вопрос: По статистике больше подиумов к середине чемпионата, чем сейчас, у вас было только в лучшие годы карьеры. Как вы сами оцениваете этот сезон?
Кими Райкконен: Не думаю, что это мое дело – ставить какие-то оценки. Но я доволен, как все складывается, хотя, наверное, в нескольких гонках мы могли добиться большего. Хотя всегда можно рассуждать, что ситуация может быть лучше или хуже, поэтому постараемся, чтобы вторая половина чемпионата прошла ещё успешнее.
Вопрос: Т.е. вы довольны, но не удивлены, что все идет настолько хорошо?
Кими Райкконен: Но я же знал, как все работает в Формуле 1, и мне, конечно, помогает то, что команда построила хорошую машину. Я делаю все, что в моих силах, и если этого достаточно для хороших результатов – значит, этого достаточно. Но пока нам не удавалось выигрывать гонки, так что, надеюсь, мы еще себя покажем.
Все-таки, Формула 1 осталась прежней, поменялась только команда, и когда удается показывать хорошие результаты, это облегчает твою жизнь. Хотя для меня мало что изменилось в чемпионате со времени моего первого Гран При. Люди в основном те же, гонки проходят на тех же трассах, и даже когда ты меняешь команду, все равно для тебя мало что меняется.
Вопрос: Такое впечатление, что теперь вам уже вполне комфортно за рулем Lotus E20: это вы уже привыкли к машине, или это прогресс команды, которая лучше понимает, как надо её настраивать для вас?
Кими Райкконен: Пожалуй, в предыдущей гонке я был больше доволен машиной, чем на каких-то других этапах сезона, но это объясняется тем, что мы продолжаем работать над Е20, продолжаем искать оптимальные настройки, и нам удается чего-то добиться.
Были определенные причины, из-за которых ряд предыдущих гонок складывался не столь успешно, но, надеемся, нам удалось во всем разобраться. Если и дальше пойдет так, как в Хоккенхайме, думаю, нам удастся показать неплохие результаты на всех трассах.
Вопрос: Вы имеете в виду, что теперь уже нет прежних проблем с рулевым управлением?
Кими Райкконен: Не только, я говорю о настройках в целом. Хотя усилитель рулевого управления по-прежнему работает неидеально, но однозначно лучше, чем в начале года. Мы продолжаем им заниматься, но это не самая простая задача.
Вопрос: Вы уже можете сказать, что Lotus F1 уже стала по-настоящему «вашей» командой, где комфортно работается, и где вас хорошо понимают?
Кими Райкконен: Нет, это не моя команда! (смеётся) Она принадлежит другим людям! Я просто в ней работаю, выступаю в гонках. Но мы действительно хорошо сотрудничаем. Безусловно, взаимопонимание между гонщиками и всеми специалистами постепенно крепнет, но это же нормально, что процесс требует определенного времени, ведь мы недавно вместе работаем, а в Формуле 1 сейчас практически нет тестов.
Вопрос: Как вы считаете, на какой из оставшихся трасс у вас будут максимальные шансы на победу?
Кими Райкконен: В целом мы неплохо провели все предыдущие гонки, так что надеюсь, нам удастся бороться за победу на всех трассах, однако команда должна продолжать модернизировать машину, ведь соперники не стоят на месте. Может быть, мы сможем выиграть уже на Хунгароринге, или это произойдет на какой-то другой трассе – не знаю…
Вопрос: В вашей карьере вы пробовали свои силы в разных категориях – не только в Формуле 1 и ралли, но и в американских гонках на овальных автодромах: с профессиональной точки зрения, что доставляет вам больше удовольствия?
Кими Райкконен: Это все очень разные виды гонок, и сравнивать очень трудно. В Америке совсем другая гоночная культура, особенно, если говорить о NASCAR. А у ралли вообще мало общего с остальными категориями. Но все они очень интересные, и я всегда получал удовольствие, где бы ни выступал. И я был бы рад вновь выйти на старт ралли или гонки на овале.
Но, безусловно, самая сложная дисциплина из всех – это ралли. NASCAR со стороны выглядит просто, однако там тоже есть свои хитрости, и быть быстрым на овалах – отдельная наука. Но мне нравится, что там очень острая борьба, а между машинами минимальная дистанция. Кроме того, мне нравится более расслабленная атмосфера, чем в Формуле 1, которая сопровождает американские гонки. Надеюсь, когда-нибудь я найду время и вернусь в Америку. Но сравнивать эти категории я бы не стал...