Перед началом уик-энда в Монце технический директор BMW Sauber ответил на вопросы по поводу предстоящего Гран При...
Вопрос: Все считают Монцу особенной, почему?
Вилли Рампф: Монца - классическая скоростная трасса с очень длинными прямыми. Аналогов в календаре нет, ее можно сравнить разве что со старой трассой в Хоккенхайме. На круге гонщики четырежды разгоняют машину быстрее 300 км/ч, 76% дистанции проходится с полностью нажатой педалью газа. Это гораздо больше, чем на любой другой трассе чемпионата, поэтому для Монцы нужны уникальные настройки, минимум прижимной силы.
Вопрос: Какие коррективы приходится вносить в аэродинамику?
Вилли Рампф: Для этого уик-энда мы разработали специальный аэродинамический пакет. Столь небольшого хвостового оперения не встретишь на других автодромах, чтобы сбалансировать машину нужно модернизировать и переднее антикрыло. Перед гонкой в Монце мы исследуем аэродинамическую эффективность каждого элемента машины и меняем те из них, что обладают наибольшим сопротивлением - подход абсолютно противоположный тому, что используется в Монако, где мы наоборот - добавляем аэродинамики, лишь бы сильнее прижать машину.
Вопрос: Поподробнее о Монако, насколько велика разница в аэродинамическом прижиме с этой трассой?
Вилли Рампф: В Монако машины разгоняются до 290 км/ч лишь однажды, тогда как в Монце, на четырех участках скорость превышает 300 км/ч. В Италии аэродинамический прижим примерно на треть меньше, чем в Монте-Карло. Там аэродинамика - важный, ключевой фактор, здесь важнее разгонная динамика, хотя это не значит, что мы можем пренебречь аэродинамической эффективностью.
Вопрос: А если сравнивать максимальную скорость?
Вилли Рампф: Пакет с минимальной аэродинамической прижимной силой в Монце позволяет F1.07, в конце стартовой прямой, разгоняться до 350 км/ч. Если бы мы выпустили на эту же трассу машину в конфигурации, используемой в Монако, она не набрала бы и 300 км/ч - мощности мотора не хватит, чтобы преодолеть сопротивление воздуха.
Вопрос: Вероятно, аэродинамический полигон и новый суперкомпьютер помогли подготовиться к предстоящей гонке?
Вилли Рампф: Эти два компонента работали в тесной связке, позволив интегрировать данные, полученные на аэродинамическом полигоне с результатами моделирования струйных потоков в программе вычислительной гидродинамики (CFD). У CFD свои преимущества, эта методика позволяет проработать концепцию отдельных элементов, а аэродинамический полигон - оценить эффективность машины в целом.
Вопрос: Какие требования у Монцы к механике?
Вилли Рампф: Кроме максимальной скорости важно дать гонщикам возможность эффективно атаковать поребрик. В Монце три шиканы, которые проходятся с полностью нажатой педалью газа. Важно сохранить скорость на выходе, поэтому приходится искать компромисс в настройках подвески. Здесь нужна мягкость, позволяющая эффективно проходить шиканы, но не чрезмерная, нужно сохранить стабильность в быстрых поворотах.
Вопрос: Поговорим о тормозах...
Вилли Рампф: Еще одно противоречие. С одной стороны длинные быстрые прямые позволяют остудить тормоза, с другой - торможение в конце прямых сильно их нагружает. В конце прямой старт-финиш нагрузка самая большая в сезоне - гонщики должны сбросить скорость с 350 до 70 км/ч за три секунды, испытывая перегрузку в 5g.Тормозные диски за короткий момент времени нагреваются до 1000 градусов, а на прямых остывают до 400 градусов, причем быстрее, чем нужно гонщикам. Усилие на педали тормоза доходит до 100 кг, но тормоза реагируют не так эффективно, как на других трассах, и к этому нужно быть готовым.
Вопрос: А нагрузка на двигатель?
Вилли Рампф: И тут трасса в Монце уникальна. 76% дистанции проходится с полностью нажатой педалью газа, такой статистики нет нигде - моторы долго работают на максимальных оборотах, но мы не ждем проблем - они рассчитаны на подобную нагрузку.