В довольно откровенном интервью испанской газете El Confidencial Карлос Сайнс рассказал о себе, об уроках Формулы 1 и о девушках.
Вопрос: Год назад Гран При Испании выиграл ваш бывший напарник Макс Ферстаппен, и сейчас Кристиан Хорнер утверждает, что не собирается отпускать вас, а Ален Прост хотел бы видеть вас в Ferrari. Как вы на это реагируете? Нет ли у вас ощущения, что, судя по методам Red Bull, эта программа стала для вас приговором?
Карлос Сайнс: Возможно, мне нужно набраться терпения, потому что в прошлом году у меня было сложное начало сезона: я всё делал правильно, но результаты не отражали моих возможностей. Именно в Барселоне я смог всё сделать правильно, избежать инцидентов, а после этого мы начали выступать намного лучше. Но мне не пришлось ничего менять – результаты появились сами по себе.
Вопрос: Францу Тосту, возможно, не понравится такой вопрос, но нет ли у вас ощущения, что в Toro Rosso вам слишком тесно?
Карлос Сайнс: Нет. В этом смысле, пока нет. По-моему, я на своём месте. Многим нравятся мои выступления, и я рад, если кто-то думает, что мне нужна машина, позволяющая бороться за победы, но у меня нет ощущения, что моя STR12 мне не подходит. Toro Rosso – серьезная команда, постепенно доказывающая, что может очень хорошо справляться со своими задачами. У нас отличные инженеры. Многие крупные команды хотели бы переманить и Джеймса Ки, и других специалистов. Наш бюджет относительно небольшой, но мы всё равно успешно работаем. Сейчас я доволен тем, что у меня есть.
Вопрос: Вы уже три года выступаете в Формуле 1. Верно ли то, что впечатление о гонщике не всегда отражает реальную картину?
Карлос Сайнс: Конечно. В конце концов, в Формуле 1 гонщик зависит от множества различных факторов: от стратегии, от шин, от механиков и от каждого болта в машине – если всё это работает идеально, и ничего не ломается, то любая гонка может оказаться одной из лучших в вашей жизни. Важно и то, удалось ли вам оказаться в нужное время в правильном месте. Можно хорошо выполнять свою работу, но если вы не финишируете в гонках, все забудут, что вы умеете хорошо справляться с работой. В этом случае бывает обидно, потому что здесь, в отличие, например, от заплыва на 100 метров вольным стилем, не всё зависит только от тебя.
Вопрос: После второй гонки в Формуле 1 Михаэль Шумахер быстро понял, на что может рассчитывать. Вы тоже быстро освоились после дебюта в Формуле 1 в 2015 году?
Карлос Сайнс: Разумеется. С первых же тренировок в Австралии становится понятно, какие позиции занимаешь, и уже после первых квалификаций и гонок ты готов к борьбе. Вы понимаете, на что можете претендовать и в чём можете добиться успеха. Я всё это быстро осознал, и за два с половиной года ничего не изменилось.
Вопрос: Вы считаете себя потенциальным чемпионом мира?
Карлос Сайнс: Да, разумеется. До дебюта в Формуле 1 моей целью было попасть в этот чемпионат и узнать, на что я способен. А начав здесь выступать, вы сравниваете себя с остальными, и я ориентировался на гонщика, которому удалось выиграть Гран При уже в своём втором сезоне. Вы понимаете, что тоже на это способны.
Вопрос: Сейчас все говорят об ожиданиях, связанных с приходом в Формулу 1 корпорации Liberty Media. Что бы вы попросили у новых хозяев чемпионата?
Карлос Сайнс: Это может показаться меркантильным, но сейчас я занимаю 10-ю позицию в чемпионате, однако мне хочется бороться за титул или за победу не с напарником, если только это не Хэмилтон или гонщик Ferrari, а со всеми 20-ю лучшими гонщиками мира – как в теннисном турнире, когда у всех есть шанс выиграть. Понимаю, что это невозможно, и мы никогда не получим 20 равных по своим возможностям машин, но можно было бы постепенно к этому приближаться.
Вопрос: Ходило много разговоров о почти сверхъестественном опыте Айртона Сенны в Монако в 1988 году. Как гонщики достигают абсолютной концентрации? У вас бывало так, что вы как будто вы сливались с машиной?
Карлос Сайнс: Мне кажется, наиболее близкое к этому состояние, когда вы обо всём забываете, больше рискуете, словно бы находясь в каком-то другом мире, вы испытываете не только в квалификациях, но и на старте. Иногда я пересматриваю видеозаписи своих стартов и задумываюсь, почему в тот момент поступил так, а не иначе. Появляется мысль: «Вероятно, я немного сошёл с ума, если пытался делать что-то подобное». Так нельзя было действовать, но под действием адреналина ты делаешь то, что в другой ситуации было бы невозможно.
Вопрос: Какая черта вашего характера больше всего вас поражает, с которой приходится бороться, чтобы выжить в этом мире?
Карлос Сайнс: Для меня это нечто очевидное, при всей неоднозначности: собственный эгоизм. Для меня Формула 1 – место, где идёт постоянная борьба характеров разных людей, и у каждого своё эго. В конечном счете, надо понимать, что здесь выступают лучшие гонщики и работают лучшие инженеры мира. И каждый считает себя лучше других и уверен в своей правоте. Надо уметь со всеми общаться, в чём-то их убеждать, хотя они уверены, что избрали свой, единственно верный путь. В этом плане приходится непросто...
Вопрос: Когда кто-то молодой появляется в этом мире зрелых, умных и соперничающих людей, как он защищается? Например, как такой человек добивается авторитета в команде? С самого начала надо развивать силу характера?
Карлос Сайнс: Прежде всего, вы этого добиваетесь благодаря опыту. Во-вторых, за счет результатов: когда они есть, к вам больше прислушиваются, у вас больше аргументов, чтобы просить или объяснять, или заставить обратить на себя внимание. И, наконец, надо просто быть самим собой, вопреки всему. Если ты остаёшься самим собой и всегда нормально общаешься с инженерами и механиками, то в итоге они начинают тебе доверять. Они понимают, что если вы обращаетесь с какой-то просьбой, это не просто так. К тому же, вы должны разбираться в людях и уметь вести себя в их обществе.
Вопрос: Как сочетать необходимый в спорте эгоизм с повседневной жизнью?
Карлос Сайнс: Возможно, это то, что мне давалось сложнее всего, особенно в детстве. В картинге я вёл себя так же, как дома, и это не мои слова – мои родители считали, что я всегда проявлял излишнюю учтивость, и иногда мне не хватало умения постоять за себя. На трассе, сражаясь с соперниками, надо быть более эгоистичным. Я учился этому и понемногу развивал такой характер в картинге. К моменту дебюта в Формуле 1 вы уже становитесь законченным эгоистом.
Вопрос: Расскажите о плюсах Формулы 1? Это деньги? Репутация и признание? Путешествия и знакомство с таким количеством интересных людей?
Карлос Сайнс: Возможно, больше всего мне нравится, что я могу посвящать столько времени и сил любимому занятию – пилотировать машину Формулы 1. У меня есть друзья, которые сейчас завершают учёбу в университете, начинают работать и ищут свой путь. А я в 22 года уже работаю и зарабатываю на жизнь тем, что мне нравится больше всего. Для меня это очень важно, ведь мои друзья сейчас переживают период сомнений и неопределенности. А я уже прошёл через это, и мне повезло заниматься тем, что мне нравится, причём я об этом как-то даже не задумывался.
Вопрос: В одном из интервью вы говорили, что доверие – одно из важных качеств, которое вы требуете от вашей избранницы. Иногда добиться этого непросто, согласитесь? После вашего дебюта в Формуле 1 девушки, наверное, не давали вам прохода?
Карлос Сайнс (смеётся): Мне хотелось бы этого, но на самом деле всё не так, как может показаться со стороны. По-моему, в паддоке Формулы 1 не те девушки, которые могут стать властительницами ваших дум, и, наверное, вы со мной согласитесь.
Вопрос: А за пределами паддока? На улице, на вечеринках, приёмах, в аэропорту, в Лондоне или Мадриде…
Карлос Сайнс: Да, они просят сфотографироваться со мной, благодарят, а затем прощаются. И никто не спрашивает номер телефона.
Вопрос: И свой тоже не предлагают?
Карлос Сайнс (смеётся): Все думают, что вот такой должна быть слава, но на самом деле это не так – всё сильно преувеличено. Конечно, некоторые девушки просили сфотографироваться, но все же придерживаются здравого смысла, и он мешает продолжать знакомство.
Вопрос: Напоследок, что бы вы пожелали себе перед Гран При Испании, на домашней трассе, где вы всегда хорошо выступаете?
Карлос Сайнс: Если не говорить о конкретном результате, для начала больше всего мне бы хотелось просто приступить к тренировкам на трассе и поработать с новинками, которые подготовила команда. Но пусть потом мы вдруг заняли бы не 11-ю или 12-ю позицию, как в двух предыдущих гонках, а вернулись к тому, что было в Австралии, когда мы боролись с Williams – четвертой по скорости командой. И после этого стало бы понятно, что наша машина позволяет бороться за очки во всех оставшихся гонках сезона. С Гран При Испании начинается следующая фаза чемпионата, и я бы хотел, чтобы наша машина позволяла финишировать в первой десятке.