Такума Сато выступал в Формуле 1 с 2002-го по 2008 год за такие команды, как Jordan, BAR и Super Aguri, провёл 90 Гран При и один раз поднялся на подиум – в 2004 году в Индианаполисе. С 2010-го он – регулярный участник американской серии IndyCar и в прошлом году занял 6-е место в личном зачёте чемпионата. У Сато давние связи с компанией Honda, он уверен, что японский производитель обязательно добьётся успеха в Формуле 1, надо только набраться терпения.
Вопрос: Что вы думаете о современной Формуле 1?
Такума Сато: Мне кажется, что чемпионат уже не такой интересный, как раньше, но я понимаю, что на нём сказывается сегодняшняя экономическая ситуация, но многое также изменилось с приходом сложных гибридных технологий. Болельщикам это не нравится, но лично я не могу сказать, что Формула 1 меня разочаровала, ведь она остаётся соревнованием технологий, а мне это нравится.
Вопрос: В Формуле 1 вы были пилотом Honda, остаётесь им и в IndyCar, так что знаете об этой компании буквально всё. Как вы полагаете, в McLaren правильно поступили, сделав ставку на Honda?
Такума Сато: Все ожидали, что партнёрство этой команды и Honda возобновится, ведь в прошлом они добивались больших успехов. Целое поколение болельщиков выросло, следя за соперничеством Алена Проста и Айртона Сенны. У альянса McLaren и Honda культовый статус. Но теперь ему приходится преодолевать серьёзные трудности.
У меня нет технической информации о том, что сейчас происходит, но я по-прежнему поддерживаю контакты с некоторыми инженерами Honda, с которыми сотрудничал в своё время, и они рассказывают, что все работают с полным напряжением сил. Я уверен, McLaren и Honda обязательно добьются успеха, надеюсь, определённый прогресс мы увидим уже в этом году. Однозначно, в этом сезоне они уже будут более конкурентоспособными.
Вопрос: Говорят, определённые сложности были связаны с очень разными подходами к работе, которые практикуются в Европе и в Японии. Это действительно серьёзная проблема?
Такума Сато: Безусловно, из-за этого могут возникать какие-то противоречия, ведь есть и языковые, и культурные различия, но в конечном итоге необходимо во всём разобраться и найти оптимальный подход, устраивающий обе стороны, ведь у них единая цель. И англичане, и японцы хотят добиться побед, но для этого нужно время. McLaren – очень сильная команда со своей философией. Они умеют правильно организовать работу, у них очень чёткий структурированный подход, а в любом новом деле на начальном этапе могут возникать сложности, но постепенно стороны найдут общий язык.
Я знаю людей из Honda, надо просто дать им пару лет.
Вопрос: Значит, Фернандо Алонсо нужно потерпеть ещё год?
Такума Сато: Думаю, да. Уверен, McLaren и Honda вернут себе былую славу, нам всем этого хочется.
Вопрос: Вы уже седьмой сезон выступаете в IndyCar – в чём основное отличие этой серии от Формулы 1? Что вы предпочитаете?
Такума Сато: Оба чемпионата по-своему интересные. Основное отличие в том, что в IndyCar намного больше событий происходит на трассе, острее борьба, ведь это моносерия, все машины очень похожи. Ты можешь плохо провести квалификацию, но затем выиграть гонку, несмотря на старт из последних рядов. В IndyCar можно обгонять, постоянные дуэли держат зрителей в напряжении. Там невозможно предугадать, кто выиграет. Крупные команды и здесь самые сильные, но это не значит, что остальные не могут вмешаться в спор за победы.
Вопрос: И гонщики получают больше удовольствия?
Такума Сато: Да, гонки проходят веселее и интереснее. Что касается Формулы 1, то она стала очень сложной, в аэродинамическом плане машины стали очень эффективными. Но и в IndyCar машины должны быть идеально настроенными, прежде всего для гонок на овалах, где очень высокие скорости. Поэтому подход к настройкам не менее тщательный, чем в Формуле 1. Гонщикам всё это тоже интересно, хотя возможности для поиска оптимальных настроек не столь широкие, как в Ф1.
Вопрос: В IndyCar более высокие требования к физической подготовке?
Такума Сато: Думаю, они примерно на уровне Формулы 1. По крайней мере, сравнимы с тем уровнем, который был до 2008 года. Но точно могу сказать, что боковые перегрузки в IndyCar выше, чем в Ф1, особенно на овалах, где в поворотах они доходят до 6 g. Такого в Формуле 1 я не видел. Там ты проезжаешь поворот меньше чем за две секунды, а на овалах это длится целую вечность.
Вопрос: Изменился ли ваш стиль пилотирования по сравнению с Формулой 1?
Такума Сато: Не слишком заметно. Разумеется, приходится немного адаптироваться к особенностям другой серии, но каких-то радикальных различий нет, за исключением техники пилотирования на овалах. Это довольно сложно, но доставляет большое удовольствие.