В начале недели Сергей Сироткин провел два дня на базе Sauber. Российский гонщик знакомился с командой и готовился к демонстрационным заездам, которые пройдут в сентябре в Сочи, а в конце визита в Хинвиле прошла пресс-конференция...
Вопрос: Сергей, чем вы занимались вчера на базе Sauber?
Сергей Сироткин: Это был очень сложный день. Процедура подгонки сиденья заняла практически всё утро, затем я обсуждал с инженерами технические вопросы и руль, поскольку в современных машинах Формулы 1 он довольно сложный. У нас было много тем для разговоров, мы постарались всё обсудить. Этим мы занимались целый день.
Вопрос: Что произвело наибольшее впечатление или, возможно, испугало?
Сергей Сироткин: Это руль – как я уже сказал, он довольно сложный (смеётся). Вечером мы провели небольшой тест – надеюсь, команда довольна его результатами. Теперь надо собрать всё воедино и многое проанализировать. Мне кажется, это большой плюс, вчера я узнал много полезного.
Вопрос: Вы из тех гонщиков, которые с детства мечтали о Формуле 1. Был ли какой-то момент, сыгравший ключевую роль?
Сергей Сироткин: Да. Я помню, в пятилетнем возрасте я смотрел с отцом гонку Формулы 1 и с тех пор мечтал об этом. Я впервые увидел карт в Испании и захотел его пилотировать, мне это сразу очень понравилось. Сначала это было моим хобби, но постепенно стало становиться профессией, с каждым годом я всё ближе подходил к воплощению своей мечты.
Вопрос: Были ли у вас кумиры?
Сергей Сироткин: В принципе, Михаэль Шумахер… У меня много любимых гонщиков, но никогда не было кумира – я всегда следил за несколькими пилотами, особенно в последние несколько лет, когда я сам стал выступать в формулах. Анализируя гонки других, я старался понять, что они делают правильно, что нет, пытался понять разницу, набирался опыта и пытался добиться прогресса. Формула 1 – это спорт высочайшего уровня, надо многому учиться, гораздо большему, чем может показаться в начале. Я следил за работой других гонщиков, чтобы самому добиться прогресса, поэтому не могу сказать, что у меня был какой-нибудь один кумир.
Вопрос: Сколько гонок Формулы 1 вы видели вживую?
Сергей Сироткин: Не так много (смеется). На самом деле, всего две: Гран При Монако этого года и гонку в Хоккенхайме. Кажется, это было в 2010 году.
Вопрос: В чем разница между тем, чтобы смотреть гонки с трибуны и по ТВ?
Сергей Сироткин: В звуке (смеётся).
Вопрос: Что вы думаете об инфраструктуре Sauber?
Сергей Сироткин: Здесь здорово! По сравнению с командами Мировой серии Renault, Sauber находится на совершенно другом уровне. У команды огромная база. Я понимаю, насколько сложно всё организовать, добиться эффективной работы. Это требует огромных усилий, гораздо больших, чем может показаться.
Вопрос: Вы можете стать самым молодым гонщиком Формулы 1 в истории. Многие скептически относятся к тому, что вы справитесь с этой работой. Вы осознаете масштаб задачи?
Сергей Сироткин: Я не могу сказать, что прессинг огромен. Как я уже говорил, многие следят за мной, и я должен хорошо справляться, но стараюсь не обращать на это слишком много внимания и сосредоточиться на своей работе. Моя задача – хорошо ее выполнить, тогда всё остальное будет в порядке.
Вопрос: Собираетесь ли вы ездить с командой на следующие гонки, чтобы набраться опыта?
Сергей Сироткин: Сейчас сложно сказать, мы решаем этот вопрос. Сейчас мы готовимся к демонстрационным заездам в Сочи – я приму участие в гоночном шоу «Формула Сочи». Посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Вопрос: Мониша, в Венгрии вы пообещали рассказать о программе работы Сергея…
Мониша Кальтенборн: Мы знаем, что хотели бы сделать. Есть три аспекта. Один из них и, пожалуй, самый главный, состоит в том, что Сергей должен проехать достаточную дистанцию за рулем Формулы 1. Несмотря на запрет тестов по ходу сезона, у нас есть возможности это обеспечить. Например, мы можем работать со старой машиной, поскольку использование шасси этого года запрещено. В ближайшие несколько дней мы расскажем, когда и где Сергей сможет проехать эту дистанцию. Вероятно, это произойдет в ноябре.
Во-вторых, он должен получить хорошую физическую подготовку, и с ним будет плотно заниматься физиотерапевт команды – Джо Леберер. В-третьих, Сироткин должен ближе познакомиться с командой и сотрудничать с инженерами, продолжая при этом выступления в Мировой серии Renault.
Вопрос: Сергей, где вы будете жить в будущем?
Сергей Сироткин: Сложный вопрос. Пока я живу в Москве, но если команде потребуется, чтобы я проводил здесь больше времени, я готов переехать. Посмотрим, как будет складываться ситуация, сейчас мне нечего добавить.
Вопрос: Должен признать, что я плохо говорю по-русски. Как продвигается ваше изучение немецкого языка?
Сергей Сироткин: Практически во всех командах официальным языком является английский. Сейчас мне довольно сложно выучить немецкий, но я буду этим заниматься. Впрочем, сейчас я больше занимаюсь английским, поскольку вся команда говорит по-английски, так что у меня нет серьезных причин учить немецкий.
Вопрос: Что будет с вашей учебой в Москве?
Сергей Сироткин: Я закончил школу два года назад, а весной закончил первый курс Московского автомобильно-дорожного университета. Там изучают автомобили, инженерные технологии и другие вещи, непосредственно связанные с моей карьерой. Это интересно и вместе с тем очень полезно. В сентябре снова начинаются занятия, и я надеюсь, что у меня будет время на учёбу. Как я сказал, это очень полезно.
Вопрос: Вы получаете инженерно-техническую профессию?
Сергей Сироткин: Да. Все начинается с элементарных вещей, но с каждым месяцем всё усложняется, так что в итоге я стану профессиональным инженером.
Вопрос: Значит, ваши технические знания выше среднего, и вы поможете команде улучшить машину?
Сергей Сироткин: Я не задумываюсь об этом, поскольку здесь много инженеров. Они выполняют свою работу, я – свою. Мне нужно знать какие-то элементарные вещи, чтобы понять особенности работы машины и лучше пилотировать.
Всегда лучше знать чуть больше, чем не знать ничего. Я стараюсь понять, как работает машина, добиться прогресса в пилотировании. Я должен хорошо ориентироваться в обоих аспектах, но не думаю, что должен концентрироваться на одном из них, поскольку моя основная работа – пилотирование.
Вопрос: Вы сказали, что должны сконцентрироваться на своей работе, а это пилотирование машины Формулы 1. Считаете ли вы, что готовы к этому?
Сергей Сироткин: Конечно, это серьезный шаг. Пока я не опробую машину, сложно сказать, готов ли я к этому или нет. У меня есть полгода на подготовку, я должен работать с инженерами, многое сделать, многое узнать. Кроме того, мне предстоит провести три гоночных уик-энда Мировой серии Renault, и в каждой гонке я набираюсь опыта. Не думаю, что возникнут серьезные проблемы – у нас достаточно времени на подготовку.
Вопрос: В чём ваши сильные стороны, и в каких аспектах вы должны добиться прогресса?
Сергей Сироткин: Это очень сложный вопрос, он всегда связан с особенностями трассы, машины и настроек. В целом, надо прогрессировать во всех аспектах, чтобы затем собрать всё воедино, а это очень сложно. Я не вижу какой-либо конкретной области, над которой должен работать.
Вопрос: Вы говорили о руле машины Формулы 1. Сколько переключателей на машине Мировой серии Renault?
Сергей Сироткин: В Мировой серии Renault их тоже много, но они используются совершенно иначе. На старте мы используем антиблокировочную систему, но это работает по-другому. Во время гонки мы можем только менять баланс тормозов, нам не надо контролировать столько разных аспектов по ходу круга, как в Формуле 1.
Вопрос: На следующей неделе вам исполнится 18 лет. Собираетесь ли вы это отмечать?
Сергей Сироткин: На самом деле, я не люблю праздновать. Я считаю день рождения обычным днем. Независимо от того, день рождения это или нет, я должен выполнять свою работу, а не устраивать вечеринки. Мне это не нравится. Я люблю работать и радуюсь, если всё сделал правильно.
Вопрос: У вас уже есть личная машина?
Сергей Сироткин: Пока нет, поскольку у меня еще нет прав. Как только я получу права, а это должно произойти совсем скоро, я куплю машину.
Вопрос: Когда вы планируете получить суперлицензию FIA?
Мониша Кальтенборн: У Сергея есть так называемая суперлицензия А. Теперь он должен проехать столько километров, сколько требует регламент. Мы уверены в том, что он получит суперлицензию.
Вопрос: Какие из трасс Гран При вы уже знаете?
Сергей Сироткин: Я знаю большинство европейских трасс, на которых выступал в Мировой серии Renault и других молодёжных сериях, но не знаю конфигурацию остальных автодромов. Все их выучить довольно сложно. В любом случае, у меня нет выбора – я должен это сделать.
Вопрос: Как вы их учите: на PlayStation или на симуляторе?
Сергей Сироткин: Я учил их на PlayStation, в игре трасса не соответствует реальной на 100%. Вы можете более-менее выучить конфигурацию, но за рулём реальной машины всё совершенно иначе.
Вопрос: Сотрудничество с Ferrari поможет Сергею использовать симулятор в Маранелло?
Мониша Кальтенборн: В плане работы на симуляторе у нас есть несколько вариантов, в том числе и использование оборудования Ferrari. В ближайшие недели мы обговорим все детали.
Вопрос: Вы всегда планировали привезти Сергея в Швейцарию или это ответ на критику, которую вы получили за работу с российскими компаниями?
Мониша Кальтенборн: Мы так поступали со всеми гонщиками, которые присоединялись к команде, но из-за летнего перерыва не смогли многое сделать. Впрочем, его визит не был спланирован заранее, он произошел спонтанно. Это связано с подготовкой к демонстрационным заездам во время международного инвестиционного форума. Мы рады, что всё произошло настолько быстро. Мы объявили, что будем участвовать в продвижении дебютного Гран При России.
Вопрос: По ходу международного инвестиционного форума есть ли возможность наладить контакты с другими потенциальными спонсорами?
Мониша Кальтенборн: В форуме участвует один из наших российских партнеров. Это довольно крупное событие, в котором принимают участие многие компании, но я ничего не могу сказать о других спонсорах. Надеюсь, скоро мы сможем сообщить больше информации.
Контракт с российскими компаниями очень многогранен. Он включает работу с российским гонщиком. Во-вторых, мы стали официальным промоутером Гран При в Сочи и рады получить возможность провести там демонстрационные заезды. В третьих, контракт подразумевает техническое сотрудничество, но оно потребовало гораздо больше времени на организацию. Мы уже начали сотрудничество в таких областях, как аэродинамика и исследование материалов, но реализация нашего плана долгосрочного партнерства требует времени.
Вопрос: Как вы встретили Сергея?
Мониша Кальтенборн: Я не смогла провести с ним много времени, поскольку он был постоянно занят с инженерами. Мы познакомились во время моего последнего визита в Москву. Я удивилась, когда Сергей вместе с менеджером встретили меня в аэропорту.
Я считаю, что Сергей – очень спокойный и целенаправленный человек. Это удивительно, учитывая, что он совсем юн. У него правильный настрой. Он знает, что ему предстоит многое сделать и с таким настроем приехал в команду.
Вопрос: Вы идете на риск, работая с подростком…
Мониша Кальтенборн: Я не думаю, что надо всё списывать на возраст. Если посмотреть на другие виды спорта, атлеты начинают свою карьеру гораздо раньше. Мы понимаем ответственность. Sauber уже приводила в Формулу 1 нескольких гонщиков, которые, как многим тогда казалось, не вполне готовы к Гран При. Мы подготовили для Сергея программу работы и уверены, что сумеем правильно подготовить его к этой задаче.
Вопрос: Сергей, вы хорошо знаете Виталия Петрова?
Сергей Сироткин: Мы знакомы, но мы не друзья. Мы не так часто общаемся.
Вопрос: Вы когда-нибудь хотели поговорить с ним о Формуле 1?
Сергей Сироткин: Я никогда не говорил с ним об этом, но если появится такая возможность, я ей воспользуюсь. Как я сказал, у нас нет особенных отношений. Я не могу просто позвонить ему и сказать: «Привет, как дела?»
Вопрос: Сергей, как окружающие отреагировали на то, что вы станете пилотом Формулы 1?
Сергей Сиртоткин: Одни были довольны, другие – нет. Все зависит от людей и их пожеланий. На самом деле, ничего особенного.
Вопрос: Российские журналисты задавали какие-нибудь вопросы, чтобы узнать детали контракта?
Сергей Сироткин: Конечно, все проявляли интерес, поскольку никто ничего не знает о контракте. Хорошо, что они заинтересованы – это пригодится для продвижения Формулы 1 в России. Гораздо хуже, если всем всё равно.
Вопрос: Кто с вами приехал в Швейцарию?
Сергей Сироткин: Мои родители, мой менеджер Николай Ветров и несколько российских журналистов.
Вопрос: Приближается ваш день рождения. Чего бы вы себе пожелали?
Сергей Сироткин: Стать успешным гонщиком Формулы 1. Это мечта всей моей жизни.
Вопрос: Как вы относитесь к тому, что вас называют рента-драйвером?
Сергей Сироткин: Никому не нравится это выражение. Но Формула 1 такова, что многие молодые гонщики, дебютирующие в чемпионате, получают подобное прозвище. Честно говоря, всё зависит от результата. Надо хорошо выполнять свою работу, и когда вы добьетесь хороших результатов, это прозвище исчезнет.
Вопрос: Вас считают серьезным, но довольно агрессивным соперником. Вы согласны с такой оценкой?
Сергей Сироткин: Я не знаю, кто это говорил. Честно говоря, я не представляю, откуда берутся многие вещи. Это не имеет значения. Как я уже говорил, гонщик должен быть умным. В некоторых ситуациях вы должны быть агрессивны, в других – наоборот. Нельзя постоянно действовать агрессивно или пилотировать спокойно – нужно решать, в каких ситуациях следует выбрать тот или иной подход. Собрав всё это воедино, вы становитесь сильнее.
Вопрос: Что можно сказать о следующих платежах и дальнейшем сотрудничестве с российскими спонсорами?
Мониша Кальтенборн: Как известно, наш ответ на финансовые вопросы никогда не меняется: мы не обсуждаем эти проблемы на публике. Недавно нам пришлось выпустить разъяснения, чтобы отреагировать на газетный репортаж. Деньги из России поступают. Кроме того, мы дали понять, что суммы, которые упоминались в прессе – это вздор.
В ближайшем будущем мы объявим о новых партнерах, поскольку переговоры с потенциальными спонсорами завершаются, но всё это требует времени. Хотя мы не раскрываем детали, поскольку переговоры конфиденциальны, но в Sauber началась положительная тенденция. Однако нельзя ожидать, что за один день произойдет чудо.
Вопрос: Кто из трёх российских партнеров выплатил вам деньги?
Мониша Кальтенборн: Это конфиденциальная информация. Я могу сказать только следующее: деньги поступают из надёжных источников, и это происходит в соответствии с нашим соглашением. Деньги у нас есть, в этом не должно быть сомнений.
Вопрос: Кто станет напарником Сергея Сироткина в следующем году?
Мониша Кальтенборн: Мы сообщим эту информацию в свое время.
Вопрос: Есть ли со стороны российских партнеров интерес к приглашению второго российского гонщика?
Мониша Кальтенборн: Нет.
Вопрос: Сергей, есть ли у вас время на поездки по Швейцарии, или вы все время проводите в команде?
Сергей Сироткин: Я первый раз в Швейцарии, но я кое-что видел, впрочем, это никак не связано с моей работой в Формуле 1. Всю подготовительную работу мы делаем на трассе, просто приезжая на день раньше. Нет необходимости приезжать ради этого на базу.