В Монако дебютировала новая версия силовой установки Renault, на которую французские инженеры возлагают большие надежды. Главный моторист Renault Sport F1 Реми Таффен рассказал о новинке и о том, насколько удалось сократить отставание от соперников из Mercedes.
Вопрос: В 2015-м моторы Renault по уровню надежности не намного превосходили Honda, но в этом сезоне ваши силовые установки самые надежные. Чем можно объяснить такое чудо?
Реми Таффен: Мы видим результаты работы, начатой во второй половине 2015 года. После полутора лет работы с гибридными силовыми установками мы поняли, в каком направлении должны двигаться. В какой-то момент в прошлом сезоне мы остановили программу по повышению эффективности, сосредоточившись на надежности, чтобы подготовить прочную основу к первой гонке 2016 года.
Вопрос: Почему в прошлом году у вас было столько проблем с надежностью?
Реми Таффен: Зимой 2014-2015 годов мы применили слишком агрессивный подход к разработке силовой установки и заплатили за это высокую цену, а прошлой зимой смогли вернуться к нормальному рабочему режиму. Спецификация двигателя на первую гонку этого сезона была утверждена в начале января. Затем мы разработали программу обновлений, первые результаты которой были представлены в Монако. Мы просто вернулись на путь плановой модернизации, оставив постоянные попытки догнать остальных.
Вопрос: Какие компоненты силовой установки вызывают у вас наибольшую обеспокоенность?
Реми Таффен: Не секрет, что все наши проблемы в основном были связаны с двигателем внутреннего сгорания. Например, необходимо было устранить проблему выхода из строя поршней. С блоком MGU-H также были сложности.
Вопрос: Зимой вы потратили семь условных баллов на доработку силовой установки, на представленные в Монако обновления – еще три. По сравнению с достигнутым прогрессом не так и много…
Реми Таффен: Не забывайте, что мы использовали много условных баллов в конце прошлого года на этапе постройки двигателя. Мы не успели изготовить все детали одновременно, поэтому для начала испытали только часть из них, что не привело к видимому прогрессу. Это было неприятно, но мы знали, что эти изменения помогут в 2016-м, заложив фундамент для актуального мотора. Это позволило сэкономить зимой несколько условных баллов.
Вопрос: Что вы можете рассказать о новинках, представленных в Монако?
Реми Таффен: Мы потратили три условных балла на модификацию камеры сгорания и доработали систему зажигания. Таким образом, удалось повысить эффективность процесса сгорания и отодвинуть границу детонации. Это позволило добиться более высокой степени сжатия и, таким образом, получить прибавку мощности.
Вопрос: Что вы можете сказать о гибкости динамических характеристик мотора?
Реми Таффен: Вполне логично, что они тоже стали лучше. Более стабильные условия в цилиндре и более эффективное сгорание топлива позволяют так настроить двигатель, чтобы сгладить кривую мощности. Чем быстрее происходит сгорание, тем проще бороться с детонацией. В этом нет никакой тайны. Ситуация напоминает замкнутый круг – если вы добиваетесь чего-то одного, то затем возникает и другое.
Вопрос: В ходе модернизации силовой установки вы внедрили форкамеру, которую в Mercedes используют еще с 2014 года?
Реми Таффен: Обновления силовой установки – первый шаг в этом направлении.
Вопрос: Насколько вы отстаете от Mercedes?
Реми Таффен: Если говорить только о моторе, то на полсекунды.
Вопрос: Сколько еще модернизаций вы планируете по ходу сезона?
Реми Таффен: План состоял в том, чтобы подготовить базовый двигатель к первой гонке сезона, а затем к седьмому этапу комплекс обновлений. После этого мы хотели сосредоточиться на подготовке к 2017-му. Если какие-то доработки в 2016-м помогут нам в следующем сезоне, мы их внедрим, но специальные обновления не запланированы. Сейчас важно придерживаться нашего плана и избегать непоследовательных действий.
Вопрос: У вас еще остается 21 условный балл?
Реми Таффен: Условных баллов слишком много, и мы не сможем использовать их все в этом году.
Вопрос: Как изменилась организационная структура Renault?
Реми Таффен: К нам присоединились новые специалисты, но основная команда осталась прежней. Организационная структура стала более компактной, таким образом, мы теперь можем быстрее принимать решения – этот процесс не будет таким долгим, как раньше. Кроме того, теперь у нас есть все ресурсы и необходимый инструментарий.
Вопрос: Что вы имеете в виду?
Реми Таффен: Испытательные стенды, специалисты с опытом моделирования и проведения расчетов, и т.д. Мы немного опоздали с внедрением новых технологий, но сейчас все работает в штатном режиме.
Вопрос: Преимущество Mercedes в том, что все элементы силовой установки разрабатываются под одной крышей. В Renault пошли по такому же пути?
Реми Таффен: Когда мы приступили к работе с гибридными установками, в Renault решили сосредоточиться на том, что мы умеем делать – на двигателе внутреннего сгорания. Остальные компоненты мы приобретали у сторонних поставщиков. Это был самый быстрый путь, но он же принес много проблем, поскольку приходилось работать в условиях постоянной нехватки времени. В прошлом году мы решили, что все стадии должны находиться в Вири: разработка, проектирование, производство и сборка.
Вопрос: Какова роль Ilmor в новой структуре?
Реми Таффен: В основном Ilmor помогает нам в стендовых испытаниях и с использованием новых технологий в определенных областях, что дает нам новые идеи. При этом было бы справедливым отметить, что большинство из представленных сейчас обновлений разработаны в Вири.