Прошлой осенью автодром Moscow Raceway получил престижную награду как лучший организатор этапа DTM в 2016 году. Тот, кто был на этой гонке, однозначно признает, что это заслуженная награда, поскольку российский этап популярного кузовного чемпионата действительно прошёл на высшем уровне. В интервью F1News.Ru Рустем Терегулов, инициатор строительства автодрома и руководитель Moscow Raceway, подвёл итоги минувшего сезона, а также рассказал, о том, что болельщикам готовит год наступивший.
Вопрос: В прошлом году нам было приятно узнать, что гонка DTM на Moscow Raceway была признана лучшим этапом сезона. У вас есть ощущение, что с каждым годом вам удаётся проводить московскую гонку DTM всё более качественно?
Рустем Терегулов: То, что мы стали лучшими промоутерами – целиком и полностью заслуга нашей команды. Мы стараемся, чтобы с каждым годом гонка была всё более интересной для публики, ведь зрители у нас требовательные, и одно и то же воспринимается ими с трудом. Надеемся, что и в 2017-м мы сможем их чем-то порадовать.
Вопрос: Как вы полагаете, за счёт чего Moscow Raceway удалось опередить известные европейские автодромы, где тоже неплохо умеют принимать автоспортивные соревнования? В чём секрет успеха?
Рустем Терегулов: Наверное, в том, что для нас гонка DTM – более важное событие, чем для европейцев, ведь там у них проходят десятки подобных мероприятий. За исключением Гран При России, этап DTM на нашем автодроме – единственная кольцевая гонка такого уровня, которая прошла в нашей стране в прошлом году и пройдёт в этом году. Поэтому мы готовимся соответствующим образом. Думаю, мы стараемся, прикладываем больше усилий, тратим больше времени, чем немецкие промоутеры, не говоря уже про других. В любом случае, это крупнейшее спортивное соревнование в Московской области.
Вопрос: Кроме гонки DTM, на Moscow Raceway проходили и другие интересные события, причём, в некоторых вы принимали непосредственное участие – речь о Russian Endurance Challenge (REC), гонке на выносливость, в которой вы выступали на Lamborghini категории GT3 в одном экипаже с Германом и Карстеном Тильке. Можете вкратце рассказать об этом первом опыте? Похоже, вы собираетесь повторить его в 2017 году, ведь гонка REC уже включена в планы на лето?
Рустем Терегулов: В этом году мы хотели бы исправить те ошибки, которые были допущены в 2016-м. Мне как участнику – не только как промоутеру, но и как гонщику, а ведь я давно не ездил, тем более, в составе международного экипажа – хотелось бы, чтобы это мероприятие прошло на должном уровне. О прошлогоднем опыте мы не можем этого сказать. Были просчёты, мы оказались не готовы ездить в темноте, тем более по мокрой трассе. Нам ещё повезло, что все остались целы и невредимы.
В общем, наша команда недооценила всю сложность этого импровизированного мероприятия. Но теперь мы вспомнили, как это делается по-настоящему, и если будем участвовать, то постараемся всё учесть.
Вопрос: Вы сказали «если» – значит, это пока под вопросом?
Рустем Терегулов: Гонка запланирована, но окончательное решение об участии мы не приняли. Скорее всего такое решение будет принято. Потому что само по себе событие интересное, по крайней мере, для гонщиков, но, возможно, появится интерес и у зрителей. Хотя пока я об этом судить не могу. Но в прошлом году наши знакомые были очень рады, что мы участвовали и финишировали. Насколько я знаю, некоторые из них рассматривают возможность выйти на старт REC будущим летом – эти люди тоже уже давно не ездили, но в своё время участвовали именно в «длинных гонках», и машины у них есть. Осталось только этих людей собрать и заинтересовать.
Вопрос: До прошлого года ваш автодром принимал этапы кузовного чемпионата WTCC, но Lada ушла из этой серии, а сама серия ушла из России. Вы усматриваете в этом некую негативную тенденцию, или это просто такое стечение обстоятельств?
Рустем Терегулов: Мы живём в условиях кризиса. Наша страна испытывает серьёзные финансовые трудности, и если доходы от проведения каких-то мероприятий не покрывают расходы на организацию, то такие мероприятия вряд ли состоятся. Именно это случилось с WTCC. Скорее всего, это произойдёт и с DTM начиная с 2018 года. Если не прекратится кризисная ситуация.
Чем можно привлечь гонки международных серий в Россию? Деньгами и интересом зрителей, но обязательно должно быть и одно, и другое. Для организаторов крупных серий, в первую очередь, это бизнес. Если им выгодно, они приезжают. Если есть достаточно высокий интерес и достаточная рекламная отдача – они приезжают бесплатно, как это у нас было с WTCC и другими сериями. Если интерес недостаточный – они требуют от нас дополнительных расходов. Нам приходится платить самим – именно такая ситуация складывается с DTM.
Поэтому в 2017 году кроме этапа DTM на Moscow Raceway не будет никаких других соревнований международного уровня – только гонки национальных серий.
Вопрос: В прошлом году в программу уик-энда DTM в качестве гонки поддержки входил этап серии SMP F4 – что-то подобное запланировано на этот год?
Рустем Терегулов: Мы будем рады вновь принимать эти гонки или другие мероприятия такого плана, потому что они и для зрителей представляют интерес, и для участников, и для российского спорта вообще. Мы поддерживаем постоянные контакты с SMP Racing и всегда предлагаем им использовать нашу трассу. В целом с российским автоспортом проблем нет: мы понимаем, что Moscow Raceway – единственный в регионе автодром достаточно высокого уровня. Я считаю, что мы для них – очень удобный партнёр, а они для нас – лучшие клиенты.
Вопрос: На Russian Motorsport Forum, проходившем на автодроме в прошлом ноябре, ваши коллеги говорили о такой тенденции: профессиональный российский автоспорт буксует, зато растёт популярность трек-дней, которые обеспечивают Moscow Raceway постоянную загрузку. Становится всё больше любителей быстрой езды на четырёх и на двух колёсах, которые катаются ради удовольствия, проверяя свои возможности и возможности своей техники…
Рустем Терегулов: Основную загрузку автодрому даёт корпоративный бизнес – автопроизводители, которые проводят у нас разные корпоративные мероприятия для своих клиентов, организуют автошколы, школы повышения водительского мастерства и т.д.
На втором месте – действительно трек-дни. Но я бы не связывал их напрямую с автоспортом. Всё-таки большинство участников трек-дней – не спортсмены. Люди приезжают кататься, попробовать свои силы и свой автомобиль в безопасных условиях.
А почему автоспорта меньше? Потому что автоспорт многими воспринимается как бизнес. Т.е. команды – это бизнес-единицы, их спонсоры тоже ждут какой-то отдачи от своих вложений. Но, наверное, это не самый выгодный бизнес в нашей стране. Тем более, в наше время.
При этом Москва – большой город, любителей погонять достаточно, и они очень правильно делают, что делают это на трассе с соблюдением всех требований безопасности, а не на улицах.
Вопрос: Ещё в самом начале, в 2008 году, когда закладывался символический первый камень на территории будущего автодрома, шла речь о планах строительства не только трассы, но и гостиничного комплекса, и ещё много чего. Что можно сказать о расширении инфраструктуры Moscow Raceway? Например, в последнее время поговаривали об организации специальной трассы для любителей езды по бездорожью…
Рустем Терегулов: Этот проект пока не реализован, но он единственный, который мы рассматриваем сами. Активно ищем инвестора либо партнёра для строительства гостиницы, и у нас даже есть проект. Мы потратили какое-то количество денег на проектирование, но в 2014 году его свернули.
Но строительство оффроуд-парка мы рассматриваем – это то, что мы хотим сделать сами и планируем его открыть уже в 2018 году. Это не так сложно и дорого, всё будет организовано на территории площадью в несколько гектаров в непосредственной близости от нашего основного объекта.
Это будет площадка для испытаний внедорожников, для любителей экстремальной езды, и если мы будем строить оффроуд-парк, то хотим, чтобы всё было на самом высоком уровне. Просто распахать целину недостаточно: есть определённые виды препятствий, и всё это требует сертификации, если мы хотим видеть у себя каких-то крупных автопроизводителей.
Вопрос: В одном из ваших интервью вы как-то сказали, что оптимальная загрузка автодрома – три-четыре гонки крупных международных серий в год. И сначала всё было именно так, но сейчас, видимо, наступили непростые времена, и причины этого вы уже назвали. Несмотря на это, ваш автодром, построенный по частной инициативе, живёт и развивается. Можно ли сказать, что бизнес-модель, по которой работает Moscow Raceway, уникальна для России, или что-то подобное можно повторить в других регионах? Сочи Автодром не в счёт, это проект с мощной государственной поддержкой…
Рустем Терегулов: Конечно, если построить Moscow Raceway в Казани или рядом с Санкт-Петербургом, он не будет таким успешным, потому что услуга должна соответствовать уровню спроса. Нигде нет такого количества потребителей наших услуг, как в Москве. Российская ситуация уникальна тем, что очень много ресурсов – и финансовых, и людских – сконцентрировано вокруг столицы. Это относится и к автоспорту.
Со временем, если ситуация будет улучшаться, мы, может быть, вернёмся к этому оптимальному показателю – три-четыре международные гонки в год плюс достаточно большое количество национальных чемпионатов.
Вопрос: И всё-таки, насколько можно понять, вы реалист и прагматик. В частности, про DTM вы говорите, что в 2018 году гонки, скорее всего, уже не будет…
Рустем Терегулов: Контракт заканчивается в 2017 году, пройдёт последняя гонка, никаких переговоров с DTM мы не ведём, потому что не готовы принимать этап на прежних условиях, ибо мы даже близко не покрываем свои затраты. Заключать новый контракт на существующих условиях мы не заинтересованы.
Мы рассчитывали на увеличение интереса со стороны спонсоров и зрителей, но, к сожалению, у людей просто нет денег.
Вопрос: Возможно ли заменить это какими-то другими яркими событиями, может, менее масштабными, или помочь каким-то российским сериям выглядеть более празднично?
Рустем Терегулов: Помогать российским сериям выглядеть празднично не входит в наши планы, для этого есть другие организации. Но постараться привлечь другие серии, может быть, менее яркие, чем DTM, но тоже международные – мы обещаем. Речь идёт о 2018-м и последующих годах. Гонки чемпионата WTCC очень нравились публике, особенно когда там выступала российская команда, и я считаю, что такие или похожие мероприятия могли бы проходить. Также очень хотим вернуть Superbike, но одного нашего желания мало. Мы предлагали правительству Московской области подключиться, но получили ответ: зачем нужно тратить деньги, если эти вложения не окупаются.
Производителям мотоциклов такая гонка интересна, но если нет никакой поддержки от региона, который является главным бенефициаром мероприятия такого уровня, то их и наших возможностей просто не хватает. Причем достаточно было бы небольшой поддержки, и этап Superbike можно было бы провести. Мы хотели бы его вернуть и готовы сделать многое, что от нас зависит.
Всё равно мы будем проводить мероприятия национального уровня, где за день проходит по четыре-пять гонок – это тоже достаточно серьёзная и ответственная работа, поэтому опыта у нас прибавляется. Кроме того, мы хотели бы поговорить с организаторами кузовной серии TCR о гонке у нас. Серия развивается, и я считаю, что после ухода WTCC из России Moscow Raceway – самое лучшее для этого место. Надеюсь, у них всё будет хорошо, и наши двери для них открыты. В TCR об этом знают.