Себастьян Феттель прибыл в Бахрейн в веселом расположении духа: не похоже, что он испытывает какой-то прессинг, хотя многие считают его одним из главных фаворитов сезона. В интервью официальному сайту чемпионата он рассказал о своих надеждах, связанных с 2010-м годом…
Вопрос: Вы начинаете свой третий сезон в Формуле 1: говорят, «Бог любит троицу». Вы верите в справедливость пословиц?
Себастьян Феттель: Если финал сезона будет позитивным, я готов буду с ней согласиться. Но до этого еще далеко. В правилах Формулы 1 многое поменялось, так что изменятся и гонки. Пока мы не знаем, насколько, но все будет не так, как в прошлом году. Девятнадцать Гран При кажутся мне бесконечным марафоном, однако посмотрим, как будут развиваться события.
Вопрос: По сравнению с 2009-м, когда Brawn GP была единственным реальным претендентом на победы, в этом сезоне борьба за титул будет более острой. Вы стремитесь выигрывать гонки, этого же хочет и команда, но догадывается ли машина о ваших планах?
Себастьян Феттель: Я дал ей имя, и теперь ее зовут Сладкая Лиз, так что я ей сообщу. Однако конкуренция действительно очень плотная, и мы посмотрим, кто лучше всех проведет первые четыре гонки, которые пройдут в абсолютно разных условиях. В Бахрейне воздух прогревается примерно до 35 градусов, а температура асфальта 50 градусов, но в Испании, когда мы проводили тесты, было почти в два раза холоднее.
Судя по результатам тестов, наши дела идут неплохо, но есть три команды, которые будут жестко нас атаковать. Все это очень интересно, особенно для болельщиков на трибунах и у экранов телевизоров, и уже в субботу мы будем более точно представлять расстановку сил.
По-моему, в группе лидеров четыре команды, а это восемь гонщиков, каждый из которых может претендовать на титул, – однако, не думаю, что за три гонки до Абу-Даби все восемь останутся в числе фаворитов. По ходу сезона мы увидим, кто окажется сильнее всех, а кто уступает.
Вопрос: У вас есть обычай давать машинам женские имена. Женщины вас обычно слушаются?
Себастьян Феттель: Прошлый опыт мне подсказывает, что иногда такое бывает, хотя я не волшебник. Если честно, называть машину мужскими именами и видеть в ней мужское начало мне представляется странным.
Вопрос: Когда вы решили назвать машину «Сладкой Лиз»?
Себастьян Феттель: Начиная с первых тестов, я занялся подбором подходящего имени, и мне понравился вариант «Сладкая Лиз». RB6 привлекательно выглядит, она быстра, это удачная конструкция. Но, естественно, важно, чтобы она была действительно быстрой.
Вопрос: Лиз действительно намного лучше, чем Кейт (прошлогодняя RB5)?
Себастьян Феттель: Посмотрим. RB5 неплохо поработала в прошлом году, так что Лиз еще предстоит доказывать, на что она способна.
Вопрос: В 2009-м вы стали вице-чемпионом: как вы восприняли такой финал сезона?
Себастьян Феттель: Я был разочарован. Худшим моментом стала гонка в Бразилии. Если вспомнить, с какой позиции я стартовал, и каким финишировал, она была неплохой, однако ее исход меня не устроил. В любом случае, мы должны были признать неудачу и постараться получше выступить в Абу-Даби.
Разумеется, я мечтал не о втором месте в чемпионате. Я хотел добиться большего. Но лучше второго может быть только первое место, и именно его я бы и хотел занять в этом году. Разумеется, ничего не могу обещать, но сделаю все, что в моих силах, чтобы этого добиться.
Вопрос: Глава Red Bull Racing Кристиан Хорнер говорит, что вы стали зрелым профессионалом, и что у вас чемпионские задатки. Это как-то вас успокаивает?
Себастьян Феттель: Приятно слышать, но с другой стороны, быстрее я от этого не поеду. Хорошо, когда команда, – Кристиан и все инженеры – меня поддерживают. Это главное. Но в любом случае, ты должен бороться, стараться работать над собой и прислушиваться к критике.
Вопрос: Много ли времени и сил вы затратили на анализ прошлого сезона?
Себастьян Феттель: Какие-то проблемы, с которыми мы столкнулись в прошлом сезоне, были вполне понятными, и мы точно знали их причину, так что не было смысла их долго анализировать. Но, конечно, мы провели разбор всех гонок, стараясь разобраться, какие факторы влияли на их исход. В прошлом году мы многому научились и кое-что поняли. Не секрет, если бы у нас не было пяти сходов, то итог сезона был бы иным. Я уступил 11 очков, но набрать в пяти Гран При 12 очков – не такая уж нереальная задача.
Вопрос: Вы пришли к выводу, что в прошлом году должны были выиграть титул?
Себастьян Феттель: Все имеет свои причины, и то, что мы упустили титул, тоже определенным образом объясняется. В начале сезона у Brawn GP была самая быстрая машина – Дженсон Баттон одержал шесть побед в семи гонках – так что исход чемпионата уже был предрешен, а когда у нас появлялся шанс набрать больше очков, чем Дженсон, нам не всегда это удавалось – в силу разных причин. Сейчас можно говорить, что, если бы мы лучше справились со своей работой в той или иной ситуации, мы бы смогли… Но нам не свойственно переживать об упущенных возможностях.
Вопрос: Какими были главные уроки прошлого года?
Себастьян Феттель: Мы не провалили ни одной гонки. Мы всегда старались добиться максимально возможного результата, но в итоге этого оказалось недостаточно, и в причинах этого надо было разобраться. Конечно, нам не хватало стабильности, ошибки допускал и я, и команда, но мы не собирались искать виноватых – надо было найти причины неудач и устранить их.
Мы впервые были в ситуации, когда могли бороться за титул, и нам не всегда удавалось избежать ошибок. Были проблемы с двигателем – такое может случиться, – но если вы хотите бороться за титул, с вами подобное случаться не должно. Можете спросить Михаэля Шумахера, что произошло в 2006-м году. В Японии, за две гонки до конца сезона, он лидировал, и на его машине отказал двигатель, что в результате стоило ему титула. Так что победа в чемпионате не всегда достается самому быстрому гонщику – дело в целом комплексе факторов: для этого необходим ум, крепкая надежная машина, а иногда, если вы не можете рассчитывать на победу, надо бороться за четвертое или пятое место и набирать очки.
Когда ты занимаешь второе место, тут нечем гордиться. Когда мне исполнится 50 или 60 лет, и я уже, наверное, не буду выступать в гонках, я погружусь в воспоминания и подумаю, что это был неплохой сезон – я набрал немало очков и одержал несколько побед. Но в конечном итоге важны только титулы. Пока я еще не ни одного не выиграл, и мы намерены изменить эту ситуацию.
Вопрос: А вы продолжите выступать в Формуле 1, когда вам, как Михаэлю Шумахеру, исполнится 41?
Себастьян Феттель: Именно поэтому я сказал «50 – 60»! Не знаю. Спросите любого 21-летнего, и он не сможет ответить, что будет делать, когда станет вдвое старше. Могу лишь сказать, что сейчас я очень счастлив: я занимаюсь любимым делом, и не хочу менять профессию – ни в этом году, ни в следующем, ни в обозримом будущем.
Вопрос: А как вы относитесь к тому, что вам предстоит бороться с соперником, который вдвое старше вас?
Себастьян Феттель: Когда в зеркалах я вижу машину соперника, мне не видно, старше он меня, или нет – возраст здесь не играет роли. Однако у Михаэля колоссальный опыт, который приходит только с годами. Да, Шумахеру не 20 лет, но, по-моему, это не проблема. Жизнь не кончается в 40 лет!
Вопрос: У него есть шанс вас опередить на трассе?
Себастьян Феттель: Надеюсь, нет, но он, безусловно, входит в список наших главных соперников. Но туда входит и Нико Росберг. Однако давайте мыслить реалистично: пока мы готовимся к первой гонке, и нет особого смысла в разговорах о судьбе чемпионата. Мы должны постепенно двигаться вперед, от гонки к гонке, и если после пяти этапов мы поймем, что не в состоянии вести борьбу за титул, тогда мы поставим перед собой другие цели. Но пока мы настроены на победу в Бахрейне!..