Вопрос: В том момент, когда один автопроизводитель покинул чемпионат, вы заявили о намерении создать частную команду. Откуда такая уверенность?
Питер Уиндзор: Одной из причин, по которым этот автопроизводитель покинул Формулу 1, стало не бедственное положение чемпионата, а его собственные организационные проблемы. Они не добились успеха, а выбранные методы работы требовали участия большого количества людей и невероятных бюджетов, хотя это далеко не единственный подход к гонкам Формулы 1. Впрочем, нам не следует комментировать действия других команд. Обновленный регламент, финансовая реструктуризация чемпионата и современный механизм функционирования экономики сделали Формулу 1 крайне привлекательной для людей, желающих, как и мы, создать новую команду.
Вопрос: Вы говорили, что сообщили о своих планах Экклстоуну еще в 2006-м, в Бразилии. Как долго вы вынашивали эту идею?
Питер Уиндзор: Мы с Кеном Андерсоном дружим с 1985 года и с начала 90-х не раз говорили о совместной команде. Сперва мы думали об IndyCar, но этот вариант не сложился, потому в последние пять лет мы говорили о Формуле 1.
Вопрос: Снижение расходов играет вам на руку, но экономическая ситуация складывается отнюдь не в вашу пользу. Какой финансовой поддержкой вы располагаете?
Питер Уиндзор: Думаю, нужно отдать должное тому, как Формула 1 справляется с положением в мировой экономике: пришло время рецессии, однако чемпионат опирается на глобальный телевизионный охват и широкую аудиторию – оба эти качества позволят ему успешно преодолеть спад, став еще сильнее. Большинство прогнозов говорит о начале экономического роста в 2010-м – думаю, Формула 1 окажется в очень неплохой форме.
Ваш вопрос вполне справедлив, поскольку за последние пятнадцать лет сформировалось представление о том, как создать команду Формулы 1 – идет ли речь о крупном автопроизводителе, нанимающем специалистов для осуществления собственных программ, или очень богатом человеке, готовом тратить деньги, купить существующую команду и управлять ей по своему усмотрению.
Думаю, оба этих варианта могут стать жертвами рецессии – вряд ли в ближайшее время мы увидим множество миллиардеров, желающих потратить деньги на покупку действующих команд, равно как сейчас не видим ни одного автопроизводителя, готового заменить Honda. Возникает вопрос – как сформировать новую команду?
Мы выбрали абсолютно иной подход – создать команду с нуля и управлять ей с минимальными издержками. Речь не идёт об экономии на всём – сотрудники получат достойную зарплату, но мы пригласим минимальное число специалистов, которые будут работать в уникальных условиях - в идеале, на территории США с использованием имеющихся технологических систем, отличных от европейских. С точки зрения Формулы 1 это далеко не насыщенный регион – в Европе существует многочисленный кластер команд, использующих более-менее одинаковые технологии, а здесь, в Америке, мы будем единственной командой, сотрудничающей с высокотехнологичными компаниями, что открывает перед нами несколько иные финансовые перспективы.
Тем не менее, нам пришлось привлекать капитал, чтобы построить машину в 2009-м и выйти на старт годом позже. Ни я, ни мой партнер не являемся богатыми людьми, поэтому перед нами стояла довольно трудная задача – собрать необходимые средства, не потеряв контроль над компанией. Нет смысла создавать команду, чтобы передать её в другие руки. В условиях рецессии это оказалось вдвойне проблематичнее, но я рад тому, что в Соединенных Штатах существует деловой подход к экономическому спаду – многие помнят, как во время Великой Депрессии Джон Кеннеди увеличил свой капитал в десять раз после четырех лет работы в непростой период. Когда мы искали инвесторов, выбор пал на Силиконовую долину, где живет и работает множество инженеров. Нас встретили очень приветливо, всем понравилась концепция создания принципиально новой команды Формулы 1.
Вопрос: Но, открыв свои сердца, поступили ли они точно так же со своими кошельками?
Питер Уиндзор: Пытаетесь выяснить, сколько у нас денег? Мы продали небольшую долю в команде, что обеспечило нас средствами на подготовку к сезону-2010. Это все, что я могу вам сказать – никаких точных цифр, главное, нам удалось найти деньги на постройку машины.
Вопрос: Вы сказали, что будете использовать новый подход к управлению командой, не могли бы рассказать подробнее?
Питер Уиндзор: Я бы посоветовал читателям посмотреть в Google значение термина “Skunkworks” (буквально - "кабинет скунса", маленький, часто изолированный исследовательский отдел какого-либо предприятия, функционирующий полусамостоятельно, практически без контроля начальства). Это особая форма менеджмента, которую мы с Кеном всегда считали основным способом управления командой, причем не только в период нынешней рецессии, но и пятнадцать лет назад. Мы всегда знали, что будем работать в стиле Skunkworks, то есть, предельно экономно, с минимальным числом хороших сотрудников. Другими словами, команда получится гибкой и чрезвычайно эффективной.
Вопрос: Каков предполагаемый бюджет и основная идея команды?
Питер Уиндзор: Мы соберем минимальное число лучших людей, а денег будет ровно столько, сколько нужно для наиболее эффективного создания команды. Хочу еще раз отдать должное тому, как чемпионат справляется с рецессией, тем методам, с помощью которых FIA снизила стоимость дебюта новой команды, и изменениям в правилах, как реакции на спад. И, конечно же, той работе, которую Берни Экклстоун проделал на протяжении последних двадцати лет, желая сделать Формулу 1 такой, какой она есть – ведущей гоночной серией.
Вопрос: Команда будет создана с нуля?
Питер Уиндзор: Да, на 100%. Нет ничего, что может быть заимствовано. Команда создается с нуля, а машина будет построена в США.
Вопрос: Вы подали официальную заявку на участие в сезоне 2010 года?
Питер Уиндзор: Мы обсуждали это с FIA, и нам сообщили, что заявка одобрена.
Вопрос: У вас есть солидные спонсоры?
Питер Уиндзор: Нет, над этим мы еще не работали. Предыдущие два с половиной года ушли на формирование капитала, необходимого для создания команды, и сегодня мы можем сказать – у нас есть средства, мы намерены выступать в 2010-м году и заниматься теми же вещами, что и остальные участники чемпионата – договорами на поставку моторов, спонсорскими контрактами и т.д. Учитывая существующий регламент, расположение на территории США и выбранный подход, я не сомневаюсь – в 2010-м у нас будет необходимый бюджет.
Вопрос: За последние несколько лет заводские команды прочно закрепились на вершине чемпионата. Какое место достанется вам? Мы увидим еще одного догоняющего?
Питер Уиндзор: Я не соглашусь с подобным заявлением, поскольку не считаю Ferrari заводской командой – она создана небольшой группой людей, которые остались этой небольшой группой. Я не стал бы сравнивать её с BMW или Toyota. То же самое можно сказать о McLaren – в решающий момент и она, и Ferrari ведут себя, как компактный коллектив. Свою команду мы относим к традиционному типу, и руководить ей будут гонщики, а не те, кто приходит в спорт с большим кошельком, не зная ничего о Формуле 1, и нуждаясь в постоянных советах.
Вопрос: Вы надеетесь переманить инженеров других команд, или полагаетесь на талант американских специалистов?
Питер Уиндзор: Персонал команды будет на 90% состоять из граждан США. В этой стране проживает 300 миллионов человек – поверьте, среди них достаточно людей, способных создать отличную команду Формулы 1. Можете не сомневаться!
Вопрос: Кто из гонщиков возглавляет список кандидатов на место в команде?
Питер Уиндзор: Все, у кого есть какие-то заслуги. В первый год мы планируем пригласить как минимум одного американца, а еще через год наймем второго. Вокруг достаточно гонщиков – к нам обращались некоторые ключевые фигуры NASCAR и другие спортсмены. Цель на ближайшую пару месяцев – сформировать правильный состав, но сейчас я не могу назвать никаких имен, поскольку мы не переговорили со всеми кандидатами. Что касается Даники Патрик – у нее неплохие достижения, и ее присутствие в команде стало бы хорошим рекламным ходом. Она неплохо выступала в британской Formula Ford, знает, каково гоняться в Европе, однако возникает вопрос – если она настолько хороша, почему ни одна команда Формулы 1 её не пригласила?
Вопрос: Команда базируется на родине NASCAR. Чему может научить вас эта серия?
Питер Уиндзор: С ужесточением регламента NASCAR стала чем-то похожа на Формулу 1, но с точки зрения технологий американская серия намного проще. Это совсем не то, что можно было бы назвать термином “high-tech”, однако её инфраструктура сопоставима с Формулой 1, если не превосходит её. Для команд, подобных нашей, здесь есть масса оборудования и площадей, позволяющих осуществить задуманное с минимальными издержками, но передовыми технологиями. Эту часть света можно сравнить с Северной Италией, графством Суррей или Милтон Кейнсом в Формуле 1. Неслучайно здесь базируются такие великие команды, как Roger Penske и Ganassi, а McLaren Electronics размещает свое производство.
Вопрос: Вы сказали, что команда будет обращена лицом к болельщикам – что это значит?
Питер Уиндзор: Максимальная открытость во всем, что мы делаем – идет ли речь о политике, технологии или финансах. Болельщики могут в любой момент придти в гости, совершить прогулку по базе, наблюдая за тем, что происходит, вживую или по телевизору. Мы не побоимся говорить о технологиях, мы хотим, чтобы зрители понимали нас и наслаждались зрелищем.
Вопрос: Прошло время с тех пор, как вы с Кеном работали в командах Формулы 1. Вы уверены в том, что у вас есть необходимые навыки?
Питер Уиндзор: То, чем я занимаюсь сейчас, сильно отличается от работы в Williams, где я напрямую подчинялся Фрэнку Вильямсу. Я участвую в этом проекте уже три или четыре года - формирую команду, заставляю людей поверить в то, что мы делаем, стараюсь привлечь инвестиции. Честно говоря – это самая трудная работа в мире. Сам процесс управления командой – гонщики, моторы, логистика, оперативные решения на трассе – невероятно требовательный, но меня это не пугает. С верными людьми мы обязательно справимся.
Вопрос: Сейчас в календаре Формулы 1 нет Гран При США. Насколько это осложняет задачу по привлечению интереса американцев к первой национальной команде?
Питер Уиндзор: Мы никогда не пытались убедить людей в том, что команда будет существовать только при наличии в календаре Гран При США, хотя противоположное утверждение в принципе верно. Мы никогда не обещали вернуть этап в Соединенные Штаты – нашей задачей было повернуть их к Формуле 1, дать американцам команду, которой можно гордиться, чтобы национальные компании могли использовать глобальную телевизионную платформу, предоставляемую чемпионатом. Сейчас такой команды нет, и в попытках возродить Гран При США мы ничем не лучше других обитателей паддока, ведь это решение во многом зависит от воли Берни Экклстоуна. В какой-то момент его наверняка устроят предложенные условия, а пока, в отсутствие гонки, лучший из возможных вариантов – американская команда с американским пилотом. Если у нас это получится, мы многого добьемся.
Вопрос: Вы отдаете предпочтение какому-то определенному поставщику двигателей? Возможно, этот узел не будет американским?
Питер Уиндзор: Мы намерены переговорить с каждым поставщиком, представляя интересы американской команды, базирующейся на самом важном для большинства автомобильных компаний рынке, и выберем лучший из вариантов.
Вопрос: Какую поддержку вы получили от действующих команд Формулы 1?
Питер Уиндзор: Когда появились первые новости о наших планах, я получил письмо от руководителя одной из топ-команд Формулы 1. Он поздравил нас, сказал, что это отличная идея, и что он ждёт появления американской команды в 2010-м. Кроме того, мне звонили некоторые ведущие инженеры, и все говорили, что это фантастический проект, для воплощения которого у Америки есть необходимый технологический уровень. В недавнем интервью Мартин Уитмарш отметил возрождение интереса к Формуле 1 в Соединенных Штатах – если собрать все это воедино, ответная реакция налицо.
Вопрос: В ближайшие двенадцать месяцев может ли произойти что-то такое, что заставит вас отказаться от дебюта в 2010-м?
Питер Уиндзор: Сценариев множество, но они ничем не отличаются от тех, что могут удержать от участия в сезоне-2010 любую другую команду.