В интервью F1News.Ru глава Mercedes Motorsport Тото Вольфф говорил о прошедшем в Москве этапе DTM, Виталии Петрове, Роберте Кубице, своей роли в последних успехах заводской команды в Формуле 1 и о том, почему в 20 лет начал учить русский язык…
Вопрос: Тото, как получилось, что вы немного говорите на русском?
Тото Вольфф: Мой русский очень плох, но я неплохо говорю на польском. Дело в том, что когда мне было 20 лет, я очень хотел работать в России. Один человек предложил дать мне работу. Мы поговорили. Он сказал: "Если ты выучишь русский в течение двух месяцев, у тебя будет работа". Я ходил на курсы каждый день по шесть часов, но когда пришел обратно и сказал ему: "Теперь я говорю на русском", – он ответил: "Место уже занято".
Вопрос: Что это была за работа?
Тото Вольфф: Это было связано с торгами на бирже. Я бы попал в нужное место в нужное время…
Вопрос: Довольны тем, что тогда не получилось уехать в Россию?
Тото Вольфф: Я доволен тем, где нахожусь сейчас. Но если я бы получил работу в сфере продаж сырьевых материалов в России в 1995 году, я бы сейчас себя чувствовал значительно лучше (смеётся).
Вопрос: Первый этап DTM в России позади. Как все прошло для вас, для Mercedes? Визы, логистика, организация…
Тото Вольфф: Мне кажется, организаторы были очень мотивированы. И если смотреть на картину в целом – это был большой успех. Огромное количество болельщиков, около 60 тысяч (по данным организаторов – 45 тысяч), при том, что это лето, и многие уезжают в это время в отпуска. Так что, несомненно, это успех.
С точки зрения логистики было не так просто, потому что трасса находится достаточно далеко от Москвы. С визами, переправкой оборудования и персонала возникли незначительные трудности, радио работало немного не так, как мы привыкли. Плюс, финальная часть квалификации была отменена из-за того, что было перекрыто воздушное пространство. Но так и должно было быть – это первый гоночный уик-энд DTM в России, и если подвести черту и суммировать все впечатления: это был успех.
Я очень рад, что эта гонка состоялась, и очень надеюсь, что DTM продолжит приезжать в Россию регулярно. И, кто знает, может быть после того как пройдет гонка Формулы 1 в Сочи, интерес к автоспорту и к DTM в частности повысится еще сильнее...
Вопрос: К разговору о Сочи. У Mercedes-Benz теперь есть опыт участия в соревнованиях в России, вы знакомы со многими процедурами - таможенными, логистическими и так далее. Придает ли это уверенности перед Гран При России?
Тото Вольфф: Все будет в порядке. Во-первых, в Москве организацией занималась частная компания, и гонка прошла нормально: все добрались, отработали без проблем и уехали обратно.
Я думаю, в Сочи в следующем году с точки зрения организации и логистики будет немного сложнее, чем на любом другом этапе, но только потому что мы приедем туда впервые. Это абсолютно нормально. Когда мы впервые приехали в Корею или Индию, было то же самое. Даже с этапом в Бразилии, которая много лет в календаре, порой возникают проблемы такого рода. У меня нет ни малейших сомнений, что все пройдет хорошо.
Вопрос: На Moscow Raceway за руль Mercedes – пусть и только в рамках демонстрационных заездов – сел Виталий Петров. Что за этим стоит?
Тото Вольфф: Контакт с Виталием был всегда прямым и открытым. Мы хотели привлечь внимание болельщиков к DTM, к Mercedes в России. Поэтому мы попросили его принять участие в заездах. На данный момент ничего большего не обсуждалось.
Вопрос: Сам он говорит о том, что хочет вернуться в Формулу 1. Если по каким-то причинам этого не случится, можно ли говорить, что он один из кандидатов на место в DTM?
Тото Вольфф: Пока очень рано. У нас еще продолжается сезон, нам еще предстоят три гонки до конца чемпионата. И только после этого мы будем думать о составе пилотов на сезон 2014 года: будет у нас шесть автомобилей или восемь, насколько мы довольны действующими пилотами и так далее. Сейчас рано говорить об этом.
Вопрос: Это первый год за долгое время, когда в составе Mercedes в DTM не выступает хотя бы один экс-пилот Формулы 1. В чем причины? И насколько оправдалась ставка на молодых гонщиков?
Тото Вольфф: Бывшие пилоты Формулы 1 привлекают внимание прессы и болельщиков, мы были довольны, когда Дэвид и Ральф гонялись за Mercedes. Но главное, что мы хотели сделать в этом году – изменить систему работы, сделать все шесть машин заводскими, чтобы они были подготовлены одинаково. И единственный путь сделать так – уравнять и состав пилотов. Мы приняли решение поддержать талантливых гонщиков, с которыми работаем уже давно, начали выстраивать систему, готовить их для будущего. Многие говорили, что подобный состав – это риск, и я готов согласиться: так оно и есть. Но мы уже видели подтверждение, что через два-три года у нас будут шесть-семь очень конкурентоспособных пилотов в DTM.
Вопрос: Вы упомянули, что хорошо говорите на польском…
Тото Вольфф: Моя мама родилась в Польше и переехала в Вену, когда ей было 18. Дома мы говорили на польском.
Вопрос: Вам есть с кем практиковаться сейчас?
Тото Вольфф: Практики мало. Я еще могу понимать все, что говорят мне, но мой разговорный польский сейчас на уровне домохозяйки. Я работал в Польше на протяжении двух лет в банке – тогда дела обстояли лучше, но это было давно.
Вопрос: Но вы при этом можете говорить на польском с Робертом Кубицей…
Тото Вольфф: Да.
Вопрос: Как у него дела?
Тото Вольфф: У него все в порядке. Он отличный парень. С очень сильным мнением по любому вопросу. Так было всегда: еще с тех времен, когда он выступал в Формуле Renault, в Формуле 3. Мне нравится проводить с ним время.
Вопрос: Мы знаем, что он работает на симуляторе Mercedes AMG. Как бы лично вы оценили его шансы на возвращение в Формулу 1?
Тото Вольфф: Если в мире есть хотя бы один человек, который может после таких травм вернуться в Формулу 1, то это Кубица. Никто другой. Посмотрим, как пройдёт его восстановление. Но в одном я совершенно уверен: если есть человек, который на это способен, то его зовут Роберт Кубица.
Вопрос: Насколько тяжело ему будет найти команду для возвращения? Это большая ответственность и для коллектива, который готов будет его поддержать…
Тото Вольфф: Роберт настолько реалистичен в плане оценки своих возможностей, что он никогда – в первую очередь сам – не сядет в машину, если не будет уверен, что он может ей управлять. Вы знаете, что он пилотирует разные гоночные автомобили, работает на симуляторе, пытается понять, на что способно сейчас его тело. Он должен чувствовать уверенность в себе.
Вопрос: Вернемся к Формуле 1. Вы уже полгода в Mercedes. Как обстановка?
Тото Вольфф: Ужасно (смеётся). Нет, конечно. Все очень хорошо. Я получаю удовольствие. Это огромная ответственность. Я представляю глобальный бренд, говорю от его имени. И мне всегда необходимо об этом помнить. Но я очень доволен своей работой – это немного отличается от того, чем я занимался раньше. Первые полгода были интересными. Но опять же, подводя черту: все складывается очень хорошо.
Вопрос: Когда Норберт Хауг покидал пост, он говорил, что считает себя в равной степени ответственным как за победу в Китае в прошлом году, так и за неудачные выступления в других гонках. Чувствуете ли вы себя причастным к тем успехам, которых команда добивается сейчас?
Тото Вольфф: Компания – это комплексная структура, невозможно связывать её результаты с работой одного сотрудника. Скажем: есть огромная организация, которая производит и продает машины. Значит ли это, что глава Совета директоров ответственен за проблемы, возникшие на одном конкретном автомобиле? Нет. Ответственен ли он за то, что привлекает к работе сильных специалистов, за формирование бюджета? Да. Ответственен ли я за то, насколько быстры наши автомобили? Наверное, нет.
Я так не думаю. Я просто один человек. Один из шести сотен сотрудников. Я представляю себе это именно так. Просто мне достается чуть больше внимания прессы, что, наверное, не слишком честно. Но такова моя роль.
Вопрос: Было много перестановок в руководстве команды, новых назначений. Сейчас можно сказать, что структура уже устоялась?
Тото Вольфф: Ответ таков: она никогда не будет устоявшейся. Потому что такая большая компания – это живущий организм, не статичный. Он развивается. Но это не значит…
Я могу сказать это вам. Я не могу сказать это, например, немецкому журналисту, потому что на следующий день появятся цитаты: "Вольфф: в Mercedes грядут дальнейшие перестановки". Это не ответ. Ответ состоит в том, что вам всегда надо следить за тем, как люди вливаются в команду, как они себя раскрывают. Надо делать небольшие изменения. На данный момент, я доволен тем, как всё развивается. Но нам еще предстоит сделать выводы.
Вопрос: Вы читаете Auto Motor und Sport?
Тото Вольфф: Да (улыбается).
Вопрос: Тогда вы наверное, видели предположения о том, что новый мотор Mercedes для сезона 2014 года будет на 100 сил мощнее конкурентов…
Тото Вольфф: Нет, такого не случится. Будет небольшая разница в нескольких параметрах. Может быть, у кого-то будет больше крутящий момент, у кого-то преимущество в предельной мощности, у кого-то – в экономичности. Парни, которые работают в Маранелло и Вири очень конкурентоспособны. Они все работают примерно в одинаковых рамках, идет ли речь о структуре или о бюджете. Огромной разницы не будет.