В пятницу Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель столкнулись с проблемами с правой задней шиной, но в Pirelli заявили, что причиной проколов в обоих случаях стали обломки в 13-м повороте бельгийской трассы. После квалификации директор Pirelli Motorsport Пол Хембри подробно объяснил причину произошедшего.
Вопрос: Как вы прокомментируете пятничные инциденты на машине Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля?
Пол Хембри: Я хотел бы обратить ваше внимание на работу, которую мы выполняем в подобных ситуациях. Мы составляем отчет, который отправляем инженерам команд. Одни инциденты очевидны, другие – нет, у некоторых есть необычные причины, но мы всегда реагируем на ситуацию и отправляем командам отчет. В свете событий этого сезона в целом и гоночного уик-энда в частности, мы решили объяснить результаты наших изысканий.
Первые признаки проблем мы увидели на машине Фернандо Алонсо – телеметрия показала медленный прокол. Команда попросила Алонсо заехать в боксы, он смог закончить круг и, не спеша, вернуться на пит-лейн. Возможно, это не было заметно со стороны, но мы определили проблему довольно рано. В случае с Себастьяном Феттелем проблемы были более очевидны. В подобных ситуациях мы стараемся воспроизвести последовательность событий.
Когда вы работаете с шинами, надо анализировать три фактора: машину, шины и внешние воздействия. Вы должны проанализировать прокол и понять, что стало причиной: проблемы с машиной или резиной, либо это оказалось результатом действия внешних факторов. Мы довольно быстро исключили из этого уравнения первый фактор – машину, а проанализировав шины других гонщиков, исключили и фактор резины.
Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на шину. У меня есть несколько фотографий поверхности шины Фернандо Алонсо. Здесь видны две точки. Некоторые болельщики обвиняют нас в том, что мы сами это придумываем. К сожалению, это не так – таково реальное положение дел. Мы анализируем ситуацию и много времени тратим на анализ происходящего.
На фотографии видно, где произошел прокол, а анализ внутренней поверхности шины показал, что какой-то осколок прошел насквозь. След направлен вниз, а это означает, что была повреждена внешняя поверхность шины.
Поскольку по телеметрии было видно, что инцидент произошел в 13-м повороте, мы с Марио Изолой и Чарли Уайтингом отправились на трассу на поиски каких-нибудь обломков. На искусственном дёрне на выходе из 13-го поворота мы обнаружили металлическую деталь – это и было то, что мы искали.
Обычно вы ищете детали корпуса, болты, но эта деталь оказалась довольно больших размеров. Мы сопоставили ее с дырами в шине, и стало понятно, что именно этот обломок стал причиной проколов.
Мы знали, что спустя 15 секунд после прокола Фернандо Алонсо, тот же отрезок проехал Себастьян Феттель. На внутренней стороне шины видно, что кевларовый корд поврежден. Это привело нас к мысли, что прокол тоже стал следствием внешних факторов.
В случае с Себастьяном надо было определить, был ли инцидент связан с проблемами с машиной. Единственное физическое вмешательство – след от того же металлического обломка, ставшего причиной взрыва шины. Дыры в шине полностью соответствовали размеру детали.
Проанализировав все шины их напарников и других гонщиков, кто довольно агрессивно работает с резиной, мы исключили проблемы с износом. В третьей части свободных заездов не было признаков износа. Проанализировав все факторы и время прохождения круга, мы пришли к выводу, что причиной проблем стала именно металлическая деталь.
Такое происходит крайне редко. За три года мы не видели на трассе куски металла такого размера – как правило, в шинах нам попадались болты и шурупы. Когда машина наезжает на карбоновый обломок, порез получает боковая поверхность. Это считается гоночным инцидентом. Произошедшее в пятницу стало исключением из правил. У FIA есть этот обломок, и они определят, какой машине он принадлежал.
В случае с Гидо ван дер Гарде, шина оставалась целой, так что у него не было этих проблем. Складывается впечатление, что инцидент произошёл из-за ошибки пилота.
Вопрос: После ситуации с шинами в Сильверстоуне любые схожие проблемы вызывают волну критики. Как вы на это реагируете? Влияет ли это на имидж компании?
Пол Хэмбри: В некоторой степени да, влияет. В любом случае, проколы, которые я сейчас объяснил, не вызывают серьезных проблем - подобные вещи происходят каждый уик-энд. Иногда их причины очевидны, во многих случаях это может быть следствием гоночного инцидента, когда между машинами происходит контакт и шины получают порез. Мы всё равно реагируем на это и выпускаем отчет, в котором анализируем произошедшее и часто указываем, по чьей вине это случилось. Производитель резины всегда так поступает.
На самом деле после гоночного уик-энда мы посылаем несколько шин на анализ в Милан. В Сильверстоуне произошла странная вещь. Этого ничто не предвещало. К сожалению, те инциденты стали результатом действия нескольких факторов.
Приходится давать объяснения. Вчера мы видели несколько комментариев, обидно, что их делают без анализа фактов. Все команды Формулы 1 анализируют факты и данные, которые есть у них в распоряжении. В противном случае вы будете допускать ошибки, а этого нельзя допускать. Мы всегда стараемся получить максимум информации, хотя узнать детали удается не всегда. Например, в случае с Алонсо если бы мы не заметили двух этих проколов, то не смогли бы связать этот металлический обломок с повреждением шины. В нашем случае, мы смогли это сделать. Это бывает редко.
Вопрос: Удивлены ли вы тем, что обломок оставался на трассе?
Пол Хембри: Мы считаем, что на него наехали только два гонщика. Мы смотрели, кто проезжает этот поворот. Сначала там проехал Алонсо, а спустя 15 секунд – Феттель.
Вопрос: Затем он был вне траектории?
Пол Хембри: Потом он оказался на искусственном дёрне на внешней стороне трассы на выходе из 13-го поворота.
Вопрос: Почему Алонсо получил медленный прокол, а у Себастьяна шина взорвалась?
Пол Хембри: Себастьян сразу проколол шину, дыра была очень большой.
Вопрос: В FIA приняли ваше объяснение?
Пол Хембри: Мы вели расследование вместе с FIA, поскольку хотим знать причины. Мы быстро поняли, что проблема не связана со структурой шины, но не знали, что послужило причиной прокола. В случае с Алонсо мы понимали, что возник прокол, но пока вы не найдете тот самый кусок металла, дело не может быть закрыто.
Вопрос: Вы сказали, что отправляете командам отчеты. Копия отчетов идет в FIA?
Пол Хембри: Все зависит от обстоятельств. Конечно, некоторые отчеты мы направляем в FIA.
Вопрос: Складывается впечатление, что сейчас на трассе гораздо больше обломков и проблем с шинами, чем прежде…
Пол Хембри: Нельзя путать расслоение шин и порезы. Мы видели, что произошло в Канаде, и были вынуждены изменить шины. К сожалению, после этого в Сильверстоуне возникли проблемы. Если говорить о расслоении, мы не сталкивались с этой проблемой прежде. Если говорить о гоночных инцидентах, то их стало меньше по сравнению с предыдущими сезонами.
Вопрос: Хорошо, что сейчас вы быстро нашли причину проблем…
Пол Хембри: Это большой плюс для всех. Мы уверены в своих действиях. Компания быстро отреагировала на ситуацию в Сильверстоуне: проанализировала все факторы, часть которых были в зоне нашей ответственности, а часть обусловлена внешними обстоятельствами. Затем мы постарались создать такие шины, чтобы ситуация, которую мы видели в Сильверстоуне, больше не повторилась. Именно поэтому мы работаем с командами и вносим изменения. Из-за появившихся вчера в прессе комментариев, которые на самом деле не соответствуют действительности, мы решили, что должны дать детальное объяснение журналистам.
Вопрос: Учитывая преимущества стального корда, вы уверены, что эта ситуация не повторится в следующем году?
Пол Хембри: Да, мы уверены, что это не повторится.
Вопрос: Сегодня снова появились слухи о том, что Michelin может вернуться в Формулу 1.
Пол Хембри: Обратитесь за комментариями к представителям Michelin.
Вопрос: Останетесь ли вы в Формуле 1 в следующем году?
Пол Хембри: У нас есть контракт и мы должны его соблюдать.
Вопрос: Он подписан?
Пол Хембри: У нас много контрактов.
Вопрос: Я знаю, что недавно вы попросили у команд официальные данные о машинах для следующего сезона...
Пол Хембри: Судя по этим данным, в следующем году мы увидим совершенно другую Формулу 1. Конечно, будет заметная разница между командами, но сейчас еще слишком рано об этом говорить – в Формуле 1 очень высокий темп развития. Когда мы окажемся в Мельбурне, данные будут кардинально отличаться от тех, что мы имеем сейчас. Не сомневаюсь, команды ещё только собирают информацию о том, как повлияет вступление в силу нового регламента на расстановку сил. Возможно, следующий сезон будет отличаться от тех, что мы видели за последние пять или шесть лет.
Вопрос: Как обстоят дела с вариантом поставки более широких передних шин? Вы хотели использовать эту версию шин в следующем году…
Пол Хембри: Некоторые из команд уже приступили к проектированию машин и опираются на конкретные данные, а из-за появления более широких шин им пришлось бы многое переделать. Судя по имеющейся у нас информации, такой переход неоправдан.
Нам надо заставить команды четче сформулировать свои прогнозы по поводу того, какими будут машины следующего года. Нам нужны не только индивидуальные ответы – мы хотим видеть общую картину. Сейчас мы не видим причин менять размер шин, но в будущем такой вариант возможен. Мы можем перейти на диски 18 дюймов и более широкие шины.
Вопрос: Каков план подготовки к следующему году?
Пол Хембри: В конце сентября мы проведем тесты дождевой резины на трассе Поль Рикар, но у нас есть и другие планы. Если получится, мы надеемся протестировать новые шины в Бразилии. Кроме того, в декабре компания собирается поработать в Абу-Даби и Бахрейне.
Команды должны принять окончательную версию графика предсезонных тестов. Мы точно знаем, что проведем трехдневные тесты в одной из жарких стран – в Абу-Даби или Бахрейне. Если не обращать внимания на политическую ситуацию и выбрать наиболее подходящий для нас вариант, то Сахир – идеальное место для тестов резины. Мы сможем поработать на сложной трассе и при высокой температуре.
Вопрос: В следующем году командам предстоит разобраться во многих вещах, контролировать множество аспектов. В Pirelli будут использовать более консервативный подход?
Пол Хембри: Конечно, мы будем использовать более консервативный подход, поскольку с переходом на новые двигатели в следующем году, возникнут другие вопросы, касающиеся тактики, эффективного использования системы рекуперации энергии и расхода топлива, поэтому мы должны свести к минимуму проблемы с резиной.
Вопрос: В следующем году вы продолжите предоставлять командам на каждую гонку шины двух разных составов?
Пол Хембри: Посмотрим, изменится ли регламент. Мы обсуждаем возможность поставлять передние и задние шины разных составов. Нам нужно найти решение для задних шин, ведь с увеличением крутящего момента нагрузка на них повысится.
Вопрос: Использование более консервативного подхода приведет к гонкам с одним или двумя пит-стопами?
Пол Хембри: Все зависит от расхода топлива. На самом деле, мы всегда стремились добиться гонок с парой пит-стопов. Думаю, в этом году мы придем к тому, что в гонках будет в среднем два пит-стопа. Я имею в виду, что разница между составами не будет столь существенной.