Команда Mercedes в 2013-м завоевала второе место в Кубке конструкторов, а на первых тестах 2014 года стала лидером по пройденной дистанции. В интервью официальному сайту чемпионата исполнительный директор Mercedes AMG Тото Вольфф рассказал о новой структуре команды, а также предостерёг от преждевременных выводов после первых тестов...
Вопрос: Росс Браун освободил своё место, какова теперь структура Mercedes? Вы – коммерческий директор, Падди Лоу – технический директор, а как насчёт руководителя команды? Стала ли Mercedes первой командой, посчитавшей эту позицию лишней?
Тото Вольфф: Да, эта позиция – дело прошлого. Структура, которую мы решили использовать, основывается на знаниях и компетенции каждого. Навыки Падди относятся к технической и гоночной стороне, мои – к коммерческой и деловой. Но основной упор делается не на том, как мы делим свою работу – мы работаем вместе, как одна команда, чтобы объединить наши навыки. Я бы сказал, что у нас устройство, как в любой крупной корпорации: нет одного человека, который принимает все решения – они разделены по областям компетенции.
Вопрос: Вы считаете, что руководитель команды, который всё контролирует – дело прошлого, и что в будущем мы увидим другие команды, которые скопируют структуру управления Mercedes?
Тото Вольфф: В других видах спорта, не говоря уже о компаниях, нет такой позиции, как руководитель команды. Посмотрите на футбол: там есть тренер, есть менеджер и есть человек, который занимается коммерческими вопросами. Позиция руководителя команды пришла от основателей команд: знаковых персонажей, таких как Фрэнк Уильямс, Кен Тиррелл и даже Рон Деннис, которые контролировали каждый аспект деятельности.
Это были команды численностью 100-200 человек максимум, которыми вполне мог управлять один человек, так как спорт не был организован так профессионально, как сегодня. Можно сказать, что должность руководителя команды – наследство эпохи «массовой» Формулы 1.
Вопрос: Тогда именно вы будете тем человеком – и вот снова этот термин, – который будет ходить на встречи руководителей команд?
Тото Вольфф: Использование этого термина говорит лишь о немного устаревшем складе ума. Например, можно сказать так: моя обязанность – представлять команду и Mercedes-Benz в Стратегической группе и среди основных игроков нашего спорта.
Вопрос: Возвращаясь к финансовой стороне дела – какова ситуация на рынке спонсоров? Найти деньги стало легче?
Тото Вольфф: По моим ощущениям, ситуация в коммерческом секторе по-прежнему непростая. Но мы получаем некоторые позитивные сигналы о том, что очень большие и профессиональные компании присматриваются к спорту – думаю, нас ждут интересные сделки с крупными компаниями, желающими прийти в Формулу 1.
Вопрос: Мы привыкли видеть, как приходят и уходят, переходя из одной команды в другую, гонщики Формулы 1, но не руководители команд. Что вы думаете о тех серьёзных перестановках, что произошли в последние несколько недель?
Тото Вольфф: Среда Формулы 1 всегда была очень конкурентоспособной, но то, что мы видим сейчас, похоже на конкурентоспособность в квадрате. Никто не может позволить себе иметь в своей команде слабые места, приходится постоянно думать, как должна функционировать ваша организация – и это связано с личностями и характерами, навыками и компетенцией.
Каждый игрок в команде, которая представляет собой часть глобального спорта, должен сначала полностью понять свою роль, а затем посвятить себя ей. Времена, когда один человек определял политику команды, решал вопросы акционеров, управлял организацией и работал непосредственно на гонках, уже прошли. Мы считаем, что наша структура управления отвечает на запросы современной команды Формулы 1.
Вопрос: В конце прошлого года вы сказали, что Mercedes изначально не претендовала на титул в 2013-м. В 2014 году всё должно быть иначе?
Тото Вольфф: Ещё рано думать о титулах. Если посмотреть на результаты прошлого сезона, то мы не можем быть ими удовлетворены. Мы заняли второе место только потому, что остальные выступали ещё хуже, но это не то, чего мы хотим добиться.
Red Bull Racing просто убежала от нас, прихватив оба титула. Считаю ли я реальным то, что мы за зиму их нагнали? Нет, я так не думаю. Думаю, за эти годы они сформировали отличную организацию с блестящими специалистами. Можно возразить, что в этом сезоне изменилась формула двигателей – и что это для нас значит? Мы не знаем. Если в рамках нынешней формулы моторы Mercedes окажутся впереди – во что я не верю, – то пейзаж, вселенная Формулы 1 может измениться. Но мне не кажется, что пока это так.
Вопрос: Разве вам не суждено выиграть? Есть ли какой-то возможный сценарий, который оправдал бы неудачу?
Тото Вольфф: Конечно, компания Mercedes пришла в Формулу 1, чтобы в конечном счёте выиграть чемпионат, но это непростая задача. Мы не можем взять и заявить, что в 2014-м выиграем оба титула – это было бы глупо. Сначала нужно сформировать структуру команды, а потом собирать урожай.
Вопрос: Какие сильные стороны должны принести вам успех?
Тото Вольфф: У нас единая организация, безупречная связь между Брэкли и Бриксуортом.
Вопрос: Какую роль сыграл Падди Лоу в разработке машины 2014 года? Когда он присоединился к вам, вероятно, было уже слишком поздно, чтобы менять какие-то направления в работе над дизайном.
Тото Вольфф: Падди отвечает за управленческую функцию. Он не технический лидер прошлых времён, который занимается мелкими аспектами конструкции машины.
Вопрос: То есть, он – не Эдриан Ньюи, любящий с карандашом работать у кульмана…
Тото Вольфф: Нет, Эдриан Ньюи только один, и он – исключение из сегодняшних правил! У нас блестящий лидер конструкторского штаба – Альдо Коста. Фактически Джеф Уиллис передал проект машины 2014 года Косте в апреле прошлого года, до того, как Падди к нам присоединился.
Вопрос: Многие считают, что у Mercedes самая сильная пара пилотов, отчасти потому, что они дружат между собой. Но что произойдёт, если они оба будут участвовать в борьбе за титул? Вы думаете о возможных трениях?
Тото Вольфф: Оба наших гонщика – честные, открытые парни. Мы не допустим конфликта внутри команды. К счастью, они знают друг друга двадцать лет, что очень помогает. Думаю, когда речь действительно зайдёт о борьбе за победу в чемпионате, конкуренция может стать проблемой, тогда это вопрос к менеджменту.
Вопрос: Вы можете отдать им приказ «multi 21», как в прошлом году в Red Bull Racing?
Тото Вольфф: Конечно. Если в конце сезона у одного гонщика будет шанс на титул, а у другого нет, это необходимо сделать. Но я думаю, что когда мы подойдём к такой ситуации, она уже не должна обсуждаться – наша стратегия в такой момент будет очевидной для всех.
Вопрос: Какова повестка дня на следующие тесты?
Тото Вольфф: В Хересе, учитывая серьёзные перемены в регламенте, мы провели лишь обкатку новых машин – важно было просто проехать максимально возможную дистанцию. На тестах в Бахрейне мы сосредоточимся на повышении эффективности. Пока мы вполне удовлетворены.
Вопрос: О каких результатах в 2014-м вы мечтаете?
Тото Вольфф: Это очень яркая мечта! Хотелось бы стать ориентиром для соперников, в сопровождении других клиентов Mercedes.