Перспективы: Формула 1 готовится к экономии

Вопрос сокращения затрат в Формуле 1 обсуждается давно, но до сих пор принимались решения, направленные больше на перспективу. Увеличение ресурса моторов и "замораживание" регламента позволило сэкономить в одном, потратив в другом - производителям пришлось дорабатывать двигатели, а "замораживание" не ликвидировало, а увеличило стоимость работ по модернизации. Несмотря на принятые меры, затраты команд в 2008-м не уменьшились, а учитывая предстоящую смену регламента и разработку систем рекуперации кинетической энергии KERS, они ещё больше возрастут в 2009-м.

Мировой финансовый кризис подчеркнул остроту проблемы, и Макс Мосли отреагировал революционными инициативами. Сохранив продвигаемую FIA идею KERS, президент федерации предложил перейти в ближайшие годы на стандартные двигатели, фактически лишив Формулу 1 одной из ключевых переменных - соревнования конструкторов. Но, мотор - сердце гоночной машины, можно сколько угодно унифицировать остальные элементы, не потеряв уникальной индивидуальности машин, поэтому инициатива Мосли была так резко воспринята автопроизводителями. Экономия действительно нужна, но важно "не выплеснуть с водой и ребенка", отчасти этот мотив послужил поводом для создания ассоциации команд FOTA.

FOTA - это возможность договориться. Мосли не раз говорил о том, как сложно добиться согласия команд при продвижении какой-то идеи, но в этом есть определенное лукавство - регламент FIA и коммерческий Договор Согласия требуют полного единодушия при принятии решений, но заинтересованность той или другой стороны, а подчас и политические соображения, до сих пор мешали двигаться вперед. При обсуждении идей в FOTA полного согласия не требуется, достаточно большинства голосов, и FIA не представлена в этой ассоциации, поэтому команды могут обсуждать между собой то, что потом будет предложено федерации.

Марио Тайссен, босс спортивного отделения BMW: "Мы безусловно поддерживаем принятие мер, направленных на сокращение затрат, но они должны сохранить целостность Формулы 1, поддержать и увеличить интерес к чемпионату со стороны и автопроизводителей, и частных команд".

Ник Фрай, босс Honda Racing: "Мы должны убедиться в том, что небольшие команды, которые работают за счет контрактов со спонсорами, смогут пережить последствия финансового кризиса. Мы должны сплотиться ради общей стабильности".

На чем можно сэкономить?

Самые серьезные затраты действительно связаны с моторами, несколько лет назад представители команд говорили о том, что эта статья занимает 65% бюджета, но если говорить об экономии, то на первом месте стоит аэродинамика. Стоимость моторов падает, затраты на разработку эффективных аэродинамических решений растут.

Аэродинамика

Эксперты британского еженедельника Autosport считают, что эта статья - самая перспективная, и простыми ограничениями регламента, более строгими, чем в 2009-м, можно сократить расходы на 100 миллионов долларов. Аэродинамические элементы достаточно легко унифицировать, не потеряв технологической индивидуальности машин и добавив в зрелищности, если не ограничиваться полумерами, которые записаны в регламенте на сезон 2009 года.

Моторы

Вторая статья - моторы. Они стоят дорого, но здесь нельзя добиться радикального снижения затрат, не потеряв в качестве - ресурсе, мощности, надежности. Суммы называются разные, представители FOTA говорят о десяти миллионах Евро за сезон для частных команд, в FIA - о стандартных моторах и пяти миллионах. Разница в пять миллионов несущественна для команд, ведь общий объем экономии при сохранении индивидуальности двигателей - около 45 миллионов долларов, так что стандартные моторы - вопрос политический.

Коробка передач

Третья статья - коробка передач. Многие эксперты считают, что систему в целом или её отдельные, наиболее дорогостоящие компоненты, можно стандартизировать, не потеряв в уникальности машины. Сумма экономии не так велика, как с аэродинамикой и мотором - 16 миллионов долларов.

Тормоза

Четвертая статья - тормоза. Сейчас команды используют сторонние решения, подчас уникальные для каждой гонки, иногда даже от разных производителей. Унификация тормозной системы позволит сэкономить скромные для Формулы 1 два миллиона долларов, но в сумме эти четыре предложения, позволят сократить затраты на $163 миллиона, что сопоставимо с бюджетом Williams. При этом такая схема позволит сохранить индивидуальность машин.

Четыре тезиса экономии появились на страницах Autosport с подачи FOTA, эта схема выглядит оптимальным вариантом решения проблемы затрат, вопрос в том, какие из предложенных мер будут приняты.

Клиентские машины

Вопрос клиентских машин будет обсуждаться в межсезонье. На клиентской машине Себастьян Феттель выиграл гонку в Монце, поговаривают, что Force India в следующем году получит фактически клиентскую McLaren - покупка мотора, коробки передач и KERS потребует соответствующей модернизации шасси, ведь силовые агрегаты тесно интегрированы в конструкцию машины, так что индийской команде останется разработать подвеску и аэродинамику, соответствующую нормам регламента.

Причина - подобного решения - высокий для частной команды уровень затрат. По слухам, контракт с Ferrari на поставку моторов в 2008-м стоил команде 17 миллионов долларов, при этом нужно было самостоятельно разрабатывать коробку передач. Контракт с McLaren обойдется в 20 миллионов, но за эту сумму Force India получит и моторы, и коробку, и KERS, и технологическую помощь. Многие считают, что с подобными контрактами связано будущее частных команд.

В FOTA обсуждается вопрос возможного использования клиентских машин, но здесь простого большинства голосов недостаточно - возможен протест со стороны частных разработчиков, к примеру - Williams. Представитель команды Адам Парр заявил, что в случае появления клиентских машин возможна подача протестов, подобных тем, что сопутствовали использованию Super Aguri "клонов" машин Honda, а Toro Rosso - решений Red Bull Technologies.

Текст: . Источник: Autosport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.