Третье место в Кубке конструкторов – лучший результат McLaren с 2012 года. Отчасти он связан с тем, что из первой тройки выбыла Ferrari, но и прогресс команды из Уокинга не вызывает сомнений.
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
К.Сайнс | 16 | 6 | 105 | 3 | 2 |
Л.Норрис | 17 | 9 | 97 | 3 | 3 |
McLaren |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2020 | 17 | 3 | 202 | 3 | 2 |
2019 | 21 | 4 | 145 | 5 | 3 |
2018 | 21 | 6 | 62 | 7 | 5 |
2017 | 20 | 9 | 30 | 6 | 6 |
2016 | 21 | 6 | 76 | 3 | 5 |
На презентации MCL35 в Уокинге цель не называли – команда и так закончила прошлый год сразу за первой тройкой, но зимним тестам руководитель команды Андреас Зайдль поставил десять баллов из десяти, высоко оценив надёжность машины.
В феврале в McLaren ввели ограничения из-за коронавируса, запретив всем посетившим Китай контактировать с сотрудниками две недели после возвращения. Первыми пострадавшими оказались китайские журналисты на тестах в Барселоне – они были недовольны запретом на общение и отменой заранее согласованных интервью. Кто тогда мог знать, что таким будет весь сезон?
Гран При Австралии отменили из-за McLaren. Из-за единственного сотрудника, чей тест на Covid-19 оказался положительным. Сейчас понятно, что делать этого не стоило, но тогда команда снялась с соревнований. За ней и остальные. Решающим оказался голос руководителя Mercedes AMG Тото Вольффа, который после консультаций с руководством компании тоже снял команду, хотя лично был против этого. Снялись и все с моторами Mercedes – им просто не оставили выбора.
В McLaren определили круг общения заболевшего коронавирусом механика – и оставили 15 сотрудников на двухнедельный карантин в Мельбурне, когда остальные отправились домой. С ними остался и руководитель команды. Ни у кого из них вирус не обнаружили, после карантина все были отпущены домой.
На этом неприятности не закончились. Остановка сезона лишила команды возможности платить по кредитам. В начале апреля исполнительный директор McLaren Racing Зак Браун назвал ситуацию «крайне хрупкой» – и призвал к серьёзным переменам – по его мнению, без серьёзных мер по ограничению бюджетов сразу четыре команды покинут Формулу 1, что угрожает стабильности чемпионата.
Зак Браун: «Если мы не договоримся о действительно серьёзном ограничении бюджетов, которые и так нечем наполнять в этом году, тогда я задам вопрос: «С какой целью противники этих мер находятся в нашем бизнесе? Я не думаю, что кто-то выступает в Формуле 1 только для того, чтобы оправдать расходы.
Складывается впечатление, что им неудобно вести честный бой с командами, которых прежде они не считали своими соперниками. А может им неудобно вести честный бой потому, что они никогда его не вели?»
Радикальное предложение McLaren о сокращении расходов до 100 миллионов долларов принято не было, но позицию команды услышали – и размер ограничений оказался более существенным, чем планировалось ранее.
Команды договорились с FIA об отсрочке перехода на новый регламент и использовании в следующем сезоне машин 2020 года, но для McLaren сделали исключение – из-за перехода на силовые установки Mercedes машину необходимо было доработать.
В McLaren не просто так лоббировали финансовый вопрос. Дела их влиятельных и обеспеченных акционеров тоже шли не лучшим образом. В McLaren Group обратились к британскому правительству за кредитом в 150 млн.фунтов для преодоления последствий пандемии, но получили отказ.
Пришлось сокращать сотрудников – компанию покинули 1200 человек, в том числе 70 сотрудников команды. В итоге кредит был получен в Банке Бахрейна, у которого с McLaren одни совладельцы.
Тем не менее, осенью в McLaren были вынуждены продать знаменитый технологический центр в Уокинге – и взять его в аренду у новых владельцев, пустив полученные средства на развитие бизнеса.
В середине мая в McLaren объявили о подписании контракта с Риккардо – вместо переходящего после окончания сезона в Ferrari Карлоса Сайнса.
Зак Браун несколько раз пытался получить австралийца, но тогда команда выступала слабо, и у Риккардо не было уверенности, что он не совершит ещё одну ошибку, как поначалу казалось после перехода в Renault. Но в McLaren прибавили, опередили Renault в Кубке конструкторов – и Даниэль дал согласие – при меньшей зарплате, но больших бонусах.
Сезон начался просто отлично. В первой гонке Ландо Норрис и Карлос Сайнс финишировали третьим и пятым, заработав 26 очков. Команда сразу оказалась на третьем месте в Кубке конструкторов, которое потом с переменным успехом удерживала.
MCL35 не была третьей по скорости машиной, но уверенная работа команды и стабильность гонщиков позволяли опережать Racing Point, у которых к тому же отобрали 15 очков за нарушение регламента.
Самым успешным этапом для McLaren стал Гран При Италии в Монце, где уже Сайнс поднялся на подиум, а Ландо финишировал четвёртым.
Были и неудачи, но не больше чем у соперников – лишь на одном этапе в McLaren не заработали очков. В плотной борьбе команд средней группы всё решили одна-две гонки, в которых удавалось прыгнуть выше головы, добиться результатов, превосходящих возможности машины.
В квалификациях Сайнс и Норрис подошли к финальному этапу со счётом 8:8 и совершенно равной статистикой, но в последний момент Ландо оказался быстрее. Ему эта победа нужнее – он остаётся в McLaren и в следующем сезоне будет бороться с очень непростым напарником – Даниэлем Риккардо, да и у Сайнса в Ferrari напарник непростой.
Не раз говорилось об удивительном балансе между гонщиками McLaren, о том, что они были почти друзьями – насколько это возможно в условиях высокой конкуренции, но очевидно, что в следующем сезоне такого комфорта не будет и у одного, и у другого.
В 2021-м у McLaren хороший шанс сделать следующий шаг. Переход на моторы Mercedes даст прибавку мощности, приход Даниэля Риккардо добавит опыта и эмоций – у болельщиков есть повод для оптимизма.