По сравнению с провальным 2015-м, в McLaren добились существенного прогресса, но всё же результаты оказались далеки от ожиданий команды и её болельщиков, а закончился сезон увольнением Рона Денниса…
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Фернандо Алонсо | 20 | 10 | 54 | 7 | 5 |
Дженсон Баттон | 21 | 15 | 21 | 3 | 6 |
Стоффель Вандорн | 1 | 20 | 1 | 12 | 10 |
McLaren |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2016 | 21 | 6 | 76 | 3 | 5 |
2015 | 19 | 9 | 27 | 9 | 5 |
2014 | 19 | 5 | 181 | 3 | 2 |
2013 | 19 | 5 | 122 | 6 | 4 |
2012 | 20 | 3 | 378 | 1 | 1 |
Закончив первый после возрождения партнёрства с Honda сезон на предпоследней строчке в Кубке конструкторов, в 2016-м легендарной команде было некуда отступать.
Ключевые проблемы силовой установки Honda – недостаточную эффективность системы ERS, уступающей около 80 сил, и конструктивные недостатки турбины, можно было устранить только в новой версии – и японцы серьёзно поработали над Honda RA616H. Инженеры McLaren столь же серьезно поработали с шасси, частично отказавшись от философии компактной компоновки – многие прошлогодние ошибки были учтены.
В середине января глава Volkswagen Motorsport Йост Капито был назначен главным исполнительным директором McLaren Racing, но к работе приступил гораздо позже. В руководстве Honda Motorsport Ясухиса Араи покинул свой пост, его заменил Юсуке Хасэгава, уже работавший в Формуле 1 в BAR-Honda и Jordan.
Новую MP4-31 представили накануне зимних тестов, на которых возникло заметно меньшее количество проблем, чем год назад, но без поломок и потерь времени вновь не обошлось – так что в Австралию отправились некоторые решения, не прошедшие проверку на тестах.
Гоночный директор команды Эрик Булье признал, что получилось не всё: «Мы хотели бы выглядеть лучше, но пока не вышли на тот уровень, к которому стремимся, и этому есть несколько причин. Мы поставили перед собой столь серьёзные задачи, что команда пока не на 100% готова».
Квалификация в Мельбурне подтвердила прогресс – оба гонщика пробились во вторую сессию, а в гонке очков заработать не удалось, Баттон финишировал 14-м, а Алонсо попал в очень серьёзную аварию.
На 17-м круге при обгоне Гутьерреса испанец зацепил соперника правым передним колесом, машина McLaren взлетела в воздух, врезалась в барьер, пролетела над зоной безопасности, дважды перевернулась в воздухе, и вновь врезалась в барьер.
Машина была разрушена почти полностью, а испанец получил травмы – из-за переломов рёбер и остаточного пневмоторакса врачи не допустили его к участию в следующей гонке.
В Бахрейне испанца заменил участник молодёжной программы McLaren, чемпион GP2 Стоффель Вандорн. Осваиваться пришлось по ходу уик-энда – какие-то инструкции по управлению машиной он читал уже в самолёте по пути на трассу, но первое очко McLaren Honda в сезоне 2016 года принёс команде именно он, закончив гонку десятым.
Перед гонкой в Китае Алонсо вновь осмотрели врачи, и на этот раз допустили его на старт. Очков заработать не удалось, на прямых машины McLaren уступали лидерам 11 км/ч. Многие решили, что повторяется прошлогодний кризис, в Honda спешно готовили обновлённую версию силовой установки, но этап в Сочи принес облегчение – показав в квалификации 12 и 14 время, Баттон и Алонсо вдвоём финишировали в десятке – ситуацию с результатами удалось сдвинуть с мёртвой точки.
В первой половине сезона лучший шанс добиться хорошего результата был у McLaren в Монако – узкая трасса не слишком требовательна к мощности двигателя, но там нужна высокая прижимная сила – и в команде использовали эту возможность, заработав 12 очков. Алонсо первым получил новую версию мотора Honda и финишировал пятым, а Баттон закончил гонку девятым.
Эрик Булье тогда скромно заявил, что и эти результаты не соответствуют задачам McLaren, но большего по ходу сезона добиться не удалось. Этот результат в McLaren смогли только повторить – уже осенью в Остине.
Мотористы Honda готовили новые решения и постепенно прогрессировали, отставание в скорости сокращалось, но в итоге при лимите в пять моторов на сезон, на машине Алонсо побывали элементы девяти силовых установок, а на машине Баттона – шести.
Любопытной оказалась причина отказа McLaren от участия в тестах новых шин Pirelli – в FIA допускали к ним прошлогодние машины с прошлогодними же моторами, ставить актуальные силовые установки на них не разрешалось, а моторов 2015 года у Honda просто не осталось.
В начале сентября в команде подтвердили состав на 2017-й, представив любопытную схему с тремя пилотами, подготовленную Роном Деннисом. Напарником Алонсо в следующем году станет Стоффель Вандорн, а Баттон пропустит сезон, но может вернуться в 2018-м, если это будет нужно команде, оставшись её послом и техническим консультантом – по этому поводу был подписан новый двухлетний контракт. Позже, по ходу финального этапа, Дженсон признался, что не планирует возвращаться в гонки.
За пару недель до этого в команде произошел громкий скандал. Слухи о том, что акционеры могут не продлить контракт с Роном Деннисом на посту исполнительного директора, ходили давно. Рон несколько раз заявлял, что не думает об отставке, и активно искал инвесторов, чтобы выкупить акции. Очередное предложение – от китайских инвесторов – он представил совету директоров в начале ноября, что вызвало резко негативную реакцию совладельцев – и они решили немедленно сместить его с поста исполнительного директора группы компаний.
Деннис искал судебной защиты, противодействуя попыткам отправить его в отставку, но суд отказал. 15 ноября Рон Деннис подтвердил уход с поста исполнительного директора McLaren Technology Group под давлением мажоритарных акционеров, но остался членом совета директоров и акционером. За последние 35 лет Деннис внёс колоссальный вклад в успехи McLaren, но теперь компанию и команду поведёт за собой Зак Браун – 21 ноября он принял предложение занять этот пост.
Шасси для сезона 2017 года в McLaren начали разрабатывать достаточно рано, Алонсо и Вандорн активно работали с её виртуальной моделью на симуляторе – в команде рассчитывают на серьёзный прогресс, такого же прогресса они ждут от мотористов Honda – работа над новой силовой установкой шла с начала года.
Юсуке Хасэгава, Honda: «Для нас сезон не закончился, мы давно сосредоточились на подготовке к 2017-му, увеличив для этого число сотрудников. Всегда существуют бюджетные ограничения, но если я смогу подтверждать затраты хорошими результатами, то руководство Honda будет и дальше гибко подходить к вопросам финансирования. Ключевой фактор – время. Нам нужно ещё какое-то время, чтобы добиться успеха».
Вандорна называют одним из самых перспективных пилотов своего поколения – будет любопытно следить за прогрессом команды и его борьбой с Алонсо...