Джеймс Аллен о тактике команд в Барселоне

Гран При Испании изобиловал событиями, и Джеймс Аллен, британский эксперт и комментатор, предлагает свой анализ гонки, подготовленный на основе инсайдерской информации, полученной от команд после финиша…

Джеймс Аллен: «Многие назвали Гран При Испании этого года одним из самых интересных, что во многом объясняется его тактической составляющей, поскольку активная борьба за лидерство развернулась в Барселоне в финальной трети гонки.

Мы также видели, что обладатель поула Марк Уэббер смог занять только четвертое место; Фернандо Алонсо, лидировавший после старта, финишировал пятым, отстав от Феттеля на круг, а Дженсон Баттон смог отыграться после того, как скатился на десятую позицию, но в итоге поднялся на подиум – и все за счет дерзкой тактики.

Виды на тактику перед гонкой

Расчеты показывали следующее: в случае, если у гонщика оставались новые жесткие шины, то вариант с тремя пит-стопами позволял проехать дистанцию на 4 сек. быстрее, чем с четырьмя.

Но свежие комплекты мало у кого сохранились: в лучшем случае, у большинства оставался единственный комплект Soft. Если же использовать прикатанную резину, то получалось, что 4 пит-стопа позволят проехать дистанцию на 10 секунд быстрее.

В первую очередь инженеры и гонщики команд исходили из того, что новые жесткие шины были намного медленнее, чем мягкие. На тренировках разница в скорости между двумя составами была на уровне 2 сек. на круге и сокращалась до секунды по мере того, как трасса покрывалась слоем отработанной резины. Поэтому любой отрезок дистанции, проведенный на жестких шинах, вел к потерям времени, и гонщики хотели побольше кругов проехать на Soft.

Но износ резины был настолько высоким, что Уэббер и Алонсо, например, уже к половине дистанции провели по три пит-стопа, а вторую половину вынуждены были проехать на жестких шинах.

Фактор новых шин

В Барселоне мы вновь увидели, насколько важно сохранить для гонки свежие шины. Несколько раз важные смены позиций происходили за счет того, что гонщик, преследовавший соперника, проводил пит-стоп на круг раньше него, и за счет этого оказывался впереди.

Себастьян Феттель таким образом опередил Фернандо Алонсо и вышел в лидеры. Он провел пит-стоп на 18-м круге и поехал настолько быстро, что обошел испанца после того, как тот посетил боксы кругом позже. Для Себастьяна было важно опередить Фернандо именно таким образом, поскольку Льюис Хэмилтон проводил более длинные отрезки и был серьезным претендентом на победу, ведь на его машине стоял комплект резины, проехавшей на 4 круга меньше.

За счет более ранней остановки в боксах Феттель смог не только обойти Алонсо, но и остаться впереди Хэмилтона после третьей волны пит-стопов, когда гонщики переходили на жесткие шины. Мы уже отмечали, что в команде Red Bull Racing всегда стараются провести пит-стоп пораньше, еще до того, как резина начнет по-настоящему терять скорость. Это характерно для их подхода к тактике.

В McLaren, наоборот, стараются подольше проехать на каждом комплекте, и в Барселоне это позволило им подобраться к Red Bull совсем близко. В Испании, за счет нескольких дополнительных кругов, им удалось добиться, что Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон оказались на чистой трассе, тогда как в Red Bull Racing испортили гонку Марку Уэбберу, поскольку после первого пит-стопа на 10-м круге он уткнулся в трафик.

Мог ли Хэмилтон обойти Феттеля за счет тактики?

Некоторые задавались вопросом, мог ли Хэмилтон обойти Феттеля за счет 3-го пит-стопа, если бы проехал на мягких шинах на один-два круга больше, когда Себастьян уже перешел на Hard.

Анализ показывает, что в этом случае на круге, предшествовавшем визиту в боксы, и круге, последовавшем после него, Феттель отыграл 2 сек. по отношению к Хэмилтону. Пит-стопы были практически идентичные по продолжительности, но первый круг на новых шинах немец проехал за 1 мин. 28,563 сек. Хэмилтон на изношенной резине был медленнее, его результаты в этот момент были на уровне 1 мин. 30 сек, и при такой скорости он все равно бы не смог опередить Феттеля.

Еще один пример, иллюстрирующий значение свежих шин, – это прорыв Ника Хайдфельда, стартовавшего с последнего места: каждый отрезок он начинал на новом комплекте и под конец едва не обошел гонщиков Mercedes GP, занявших 6-е и 7-е места. Что-то подобное Марк Уэббер сделал в Китае, а Камуи Кобаяши – в Турции. Впрочем, в Монако такая тактика будет не столь эффективной, поскольку там гонщикам помешает трафик.

Что сказалось на тактике Уэббера?

Марк Уэббер стартовал с поул-позиции, надеясь одержать победу и улучшить турнирное положение. Но в итоге финишировал четвертым. Почему?

На старте, по пути к 1-му повороту, его обошли Алонсо и Феттель. В этом году австралиец неудачно стартует: в целом за 5 Гран При Уэббер на стартах потерял 10 позиций, по две в каждой гонке.

Поскольку Феттель его опередил, это означало, что Себастьяна первого пригласят в боксы, что и произошло на 9-м круге, а Уэббер был вынужден поменять резину кругом позже. Вернувшись на трассу, он оказался в трафике позади Виталия Петрова и Дженсона Баттона, что позволило Хэмилтону, который провел пит-стоп на 11-м круге, опередить австралийца, и тот отступил на 4-ю позицию.

Затем Уэбберу не удалось обогнать Алонсо, ехавшего впереди него после второго пит-стопа, проведенного на 19-м круге. В этот момент Марк отставал от напарника на 4 сек, а через 10 кругов – уже на 11.

Следующий пит-стоп он провел очень рано – на 29-м круге, имея тактическое преимущество над Алонсо, поскольку ехал позади и мог неожиданно свернуть в боксы в момент, когда Ferrari уже не успевала отреагировать.

Но воспользоваться этим Уэбберу не удалось: в Ferrari разгадали маневр, и Алонсо свернул на пит-лейн одновременно с ним. После чего Хельмут Марко уверял, что Ferrari прослушивала радиообмен Red Bull Racing, поскольку никак иначе Скудерия не могла разгадать план его команды. Однако эта версия не получила подтверждения.

Попытаться обойти Алонсо на пит-стопе было правильным решением, но это было своего рода жертвой, поскольку Уэббер использовал свой единственный комплект мягких шин, которые проехали только 10 кругов. Как мы видели на примере Себастьяна Феттеля, они могли легко выдержать еще кругов 6-7. Именно это обстоятельство повлияло на результат Марка, и он уступил подиум Баттону.

Если говорить о ситуации в Ferrari, то гонщики Скудерии быстро “спалили” свои мягкие шины, пытаясь реагировать на тактические ходы соперников. В результате у Алонсо за 37 кругов до финиша не осталось ни одного комплекта Soft. Зато Хэмилтон смог оставаться на трассе на 6 кругов дольше, а Баттон вообще перешел на жесткие шины только за 18 кругов до финиша.

Баттон: С 10-й позиции на подиум

Как Дженсону Баттону удалось подняться на подиум, хотя сначала он был 10-м? Стартовал он плохо: по итогам квалификации был пятым, а к концу первого круга ехал на 10-й позиции. Впрочем, вскоре обогнал Себастьена Буэми и вышел на 9-ю.

В McLaren решили, что Баттон проведет дистанцию с тремя пит-стопами, и на прикатанном комплекте Soft он смог доехать до 14-го круга: при таком плане это был идеальный момент для первой замены резины, хотя за 4 лишних круга и было потеряно 8 секунд. Но зато в дальнейшем гонщик McLaren смог использовать свое преимущество: до финиша он ехал на более свежих шинах, чем соперники. Второй пит-стоп Дженсон провел на 7 кругов позже них, а третий – на 13.

На жесткие шины Баттон перешел одновременно с Уэббером, поэтому атак со стороны австралийца не опасался. Кроме того, оказалось, что машина McLaren на жестких шинах быстрее, чем RB7, так что Баттон спокойно добрался до финиша и занял 3-е место».


Материал публикуется с официального разрешения
www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.