Пресс-конференция Фабриса Лома и Чарли Уайтинга

В пятницу руководитель отдела силовых установок FIA Фабрис Лом и директор гонок Чарли Уайтинг ответили на вопросы по поводу регламента на моторы в сезоне 2017 года и далее…

Вступительное слово

Фабрис Лом: Вы знаете, что мы определились с регламентом на силовые установки в сезонах 2017, 2018 года и далее. Мы хотим объяснить, как это будет работать.

В ноябре прошлого года Стратегическая рабочая группа предоставила FIA мандат на разработку правил, отвечающих четырём поставленным целям. Первая – сокращение затрат на силовые установки для клиентских команд. Вторая – обязательство [для производителей] поставлять силовые установки. Третья – сокращение разницы [в характеристиках силовых установок разных производителей]. Четвёртая – улучшение качества звука.

Мы активно сотрудничали с производителями силовых установок, чтобы решить поставленные задачи. Мы живём не в идеальном мире, но в итоге найден компромисс, который лично я считаю удачным. Объясню, что у нас получилось.

Для снижения затрат на силовые установки для команд, прежде всего, мы озаботились снижением их стоимости, ведь мы не можем просить производителей снизить цену без снижения их собственных затрат.

Чтобы добиться этого, мы сократили число силовых установок в сезоне 2017 года до четырёх вместо пяти в этом сезоне – и без учёта числа Гран При.

В 2018-м мы сократим число элементов силовой установки на сезон до трёх двигателей внутреннего сгорания, турбин и MGU-H, и лишь двух накопителей энергии, блоков управляющей электроники и MGU-K. Таким образом, число деталей сократится почти на 50%, что приведёт и к серьёзному снижению стоимости. Кроме того, будут использоваться стандартные датчики. Это хоть и немного, но тоже снизит затраты.

Мы договорились с производителями силовых установок, что в 2017-м цена для команд снизится на 1 миллион евро за сезон, а в 2018-м – на 4 миллиона евро. В итоге клиентские команды сэкономят около 28 миллионов евро за сезон, а это уже серьёзная цифра.

Что касается обязательств для производителей – мы хотели избежать повторения ситуации, когда некоторые команды остались бы без моторов. Этот вопрос широко обсуждался. Хотелось нам избежать и ежегодной смены поставщиков в попытке получить лучшего.

В итоге разработана достаточно сложная система, суть которой в том, что если команда не имеет поставщика силовых установок, то FIA может его назначить. Мы, в свою очередь, назначим того, у кого меньшее число клиентов. Если таких поставщиков окажется двое и больше, будет брошен жребий. И с 2018 года поставки силовых установок по выбору FIA будут стоить командам всего 12 миллионов евро за сезон.

Третий момент – сближение характеристик силовых установок разных производителей. Для этого, прежде всего, нужна стабильность регламента. Мы широко обсуждали этот вопрос, в том числе даже использование обычных атмосферных двигателей без гибридных технологий, но никто не согласился – сейчас весь мир работает над этими технологиями и снижением потребления топлива.

Итак, первый шаг в этом направлении – гарантии стабильности регламента. Второй – отказ от системы условных баллов на доработку силовых установок, чтобы производители, которые сейчас отстают, смогли сократить отставание.

Кроме того, мы ограничим возможности прогресса в некоторых областях. Это сугубо технические вопросы, которые прописаны в регламенте – габариты коленвала, вес некоторых деталей, чтобы их доработка в какой-то момент остановилась. Эти ограничения будут на уровне сегодняшних лидеров, чтобы другие понимали, к чему им нужно стремиться.

В дополнение к этим мерам, мы ограничим повышение температурных режимов, чтобы избежать лишних затрат в области повышения эффективности систем охлаждения, а также зафиксируем компоновку и габариты накопителя энергии и блока управляющей электроники, чтобы избежать создания новых версий только ради повышения эффективности шасси.

Последний момент – улучшение звука. Есть мнение, что громкости недостаточно, и мы провели исследования с так называемым «генератором звука», который не является искусственным решением, но позволяет увеличить громкость и качество звука.

Это всё, что я хотел сказать. Если у вас есть вопросы, смело их задавайте.

Вопросы с мест

Вопрос: Предполагается ли как-то изменить действующее ограничение в 100 кг топлива на всю дистанцию гонки?
Фабрис Лом: На самом деле, это не входит в комплекс тех мер, которые мы обсуждали, но фактически этот лимит будет увеличен на 5 кг, поскольку это связано с новым техническим регламентом, касающимся аэродинамики и шасси, ведь машины станут намного быстрее и тяжелее, поэтому расход топлива возрастёт.

Вопрос: То есть лимит будет увеличен, хотя эту задачу вы не решали?
Фабрис Лом: Да, это не входило в число четырёх поставленных целей, но повышение топливного лимита прошло голосование и внесено в технический регламент 2017 года. Лимит увеличен до 105 кг.

Вопрос: Когда вы говорите о сближении характеристик мощности, как вы планируете убедиться, что тот производитель силовых установок, продукцию которого вы используете в качестве ориентира, на самом деле не занимается искусственным занижением показателей?
Фабрис Лом: Наш комплекс мер направлен на то, чтобы способствовать естественному сближению характеристик силовых установок. Мы не вводим его принудительно – нельзя сказать, что оно предписано. Мы просто вводим меры, которые должны способствовать реализации планов по сближению характеристик.

Его можно достичь естественным образом в условиях действия стабильного технического регламента, и мы стараемся ускорить процесс за счёт введения этих мер, но о принудительном сближении характеристик речь не идёт.

Вопрос: В какие сроки предполагается решить вопрос о сближении характеристик, ведь говорилось о том, что разница должна составлять примерно 0,3 секунды на круге на такой трассе, как Барселона? Когда предполагается этого добиться, и что произойдёт, если этот результат не будет достигнут? А если кто-то из производителей найдёт решение, позволяющее повысить время прохождения круга сразу на секунду?
Фабрис Лом: Значение 0,3 секунды – это то, что видимо, попало в прессу. Как я уже говорил, нет никаких точных предписаний, но в начале каждого сезона мы будем производить измерения, и если они не будут соответствовать нашим ожиданиям, мы просто доложим Стратегической группе, а она вынесет решение в соответствии с действующей сейчас структурой руководства Формулы 1.

Вопрос: Что касается гарантий поставок, которые прописаны в регламенте. Очевидно, что вы встретили сопротивление со стороны McLaren, поскольку в последние месяцы Рон Деннис ясно давал понять, что хочет сохранить Honda в роли поставщика только своей команды и выступает против того, чтобы они работали с кем-то еще…
Фабрис Лом: Конечно, это не связано только с McLaren, это имеет отношение ко всем командам. Это были непростые переговоры, но я думаю, что все понимают – ради Формулы 1 это должно быть реализовано. В тексте регламента предусматривается определённая защита для команд-дебютантов. Полагаю, то, что вы слышали о Honda, имелось в виду, что когда они были новичками, у них были проблемы с поставкой моторов кому-то еще. Думаю, все будут рады реализовать это соглашение.

Вопрос: Вы можете объяснить, как работает генератор звука, на чем основан принцип его работы? Вы сказали, что звук будет не на 100% настоящим, но и не подделкой…
Фабрис Лом: Еще рано об этом говорить, поскольку пока он находится на стадии разработки. Однако, чтобы его увеличить, мы используем энергию выхлопных газов, даже если она и не слишком высокая, поскольку мы её и так вторично используем. Думаю, говорить о деталях еще слишком рано, простите.

Вопрос: Вернемся к разговору о McLaren. Рон Деннис сказал, что у него эксклюзивные договоренности с Honda. Значит ли это, что по новым правилам им придется нарушить контракт и делать то, что скажут в FIA?
Фабрис Лом: Честно говоря, я не думаю, что могу ответить на этот вопрос. Это личное дело, извините.

Вопрос: В этом году Ferrari поставляет Toro Rosso прошлогоднюю версию силовой установки. Как сделать так, чтобы не допустить повторения подобной ситуации в будущем?
Фабрис Лом: Если я правильно понимаю, то в этом году такая возможность была прописана в технической директиве, а регламент на 2017-й прямо запрещает это. Если вы хотите подробности, у меня с собой есть регламент. Там ясно сказано, что все команды должны получать одинаковые спецификации, и поставщики должны готовить обновления.

Поскольку в 2017-м будут отменены условные баллы на доработку моторов, производители должны поставлять обновления клиентским командам, скажем так, своевременно. Таким образом, например, если сегодня вы получили обновления, поскольку поставили на машину новый двигатель, ваш клиент, когда в следующий раз поставит новый мотор, тоже должен получить эти обновления. Это прописано в регламенте на 2017 год и отдельно прописано в технической директиве на 2016-й.

Вопрос: Это не станет проблемой с точки зрения действующих контрактов?
Фабрис Лом: Насколько я знаю, нет. Бывают исключения – и если вы обратитесь к FIA, как это сделали в Toro Rosso, вы можете добиться, чтобы на вас это исключение распространялось, но с согласия FIA вы можете получить двигатель предыдущей спецификации, получившей омологацию.

Вопрос: По регламенту к 6 мая производители должны объявить о своем намерении поставлять двигатели на следующий сезон. По вашей информации, остались ли в настоящий момент команды, у которых пока нет двигателей?
Фабрис Лом: Крайний срок говорил о том, что производители должны были заявить о намерении поставлять моторы командам. Это сделано. Крайний срок по объявлению команд, которым производители будут поставлять силовые установки - 15 мая. Таким образом, ещё есть два дня.

Вопрос: Изначально шла речь о том, что в 2017-м и 2018-м будет ограничено давление наддува…
Фабрис Лом: Температура наддува. Будет ограничено не давление, а температура.

Вопрос: Можете подробнее объяснить, как это будет работать?
Фабрис Лом: Ограничение температуры наддува связано с охлаждением. Мы не трогаем давление, поскольку это основной показатель. Мы ограничиваем массовый расход топлива, а давление наддува может быть любым.

Вопрос: В 2018 году число блоков управляющей электроники и накопителей энергии будет ограничено до двух, но не слишком ли это жёсткие меры? Если учесть, что штрафные санкции в виде потери стартовых позиции – очень непопулярные меры, которые не нравятся болельщикам, не ставите ли вы производителей силовых установок в чересчур жёсткие условия?
Чарли Уайтинг: Я так не считаю. У нас уже были ситуации, когда в случае превышения установленных лимитов гонщики оказывались в самом конце стартового поля, поскольку отодвигать их дальше уже было некуда.

Раньше бывало, что гонщик получал все эти глупые штрафы, терял 50 позиций, плюс его наказывали и проездом по пит-лейн, и штрафной остановкой в боксах, но такую практику мы прекратили.

Так что хуже, чем смещение в конец стартового поля, уже ничего быть не может, но это произойдёт только в случае, если команда внедряет новые компоненты силовых установок. Судя по разговорам, которые я слышал, все производители считают, что вполне реально придерживаться этих ограничений, так что никаких сложностей быть не должно.

Вопрос: Чисто теоретический вопрос. Предположим, некая команда в этом сезоне использует прошлогодние двигатели, но хочет в следующем сезоне получить актуальную версию силовой установки и поэтому просит о проведении жеребьёвки. Если жребий будет в её пользу, она получит двигатель в текущей версии – возможно, это будет Mercedes или Ferrari – но когда она может просить о проведении такой жеребьёвки, и когда этот процесс может быть организован?
Фабрис Лом: Система вполне чёткая. 15 мая FIA должна получить информацию от производителей силовых установок о том, какие у них заключены контракты. Если у какой-то команды не будет ни контракта, ни опциона на двигатели, тогда федерация обратится к производителям, чтобы попытаться решить этот вопрос. Если к моменту истечения крайнего срока, а это 1 июня, контракт не будет заключён, тогда мы организуем жеребьёвку.

FIA
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.