Команды Формулы 1 уделяют огромное внимание аэродинамике машин. Главный инженер McLaren Мэтт Моррис рассказал о том, как тот или иной элемент влияет на эффективность…
Переднее антикрыло
Переднее антикрыло, носовой обтекатель и воздуховоды передних тормозов оказывают наибольшее влияние на аэродинамику современных машин Формулы 1. Их задача не только в том, чтобы обеспечить прижимную силу в передней части, но и заставить эффективно работать всю машину.
Переднее антикрыло имеет очень сложную структуру, состоит из цельных и отдельных композитных материалов и металлических деталей – всего их около двухсот. Сборка антикрыла – достаточно сложный процесс, поскольку это не тот случай, когда детали можно просто скрепить болтами.
От концепции до появления готового антикрыла на трассе проходит от шести до восьми недель, а по ходу года используется от двух до трех версий. В этом году наше второе переднее антикрыло будет представлено в Барселоне.
Заднее антикрыло
Основная задача заднего антикрыла – генерация прижимной силы в задней части машины. Его структура гораздо проще, чем у переднего. Регламент накладывает множество ограничений в этой области, но мы можем модернизировать его с целью увеличения прижимной силы или разработать спецификацию с низким уровнем для Спа и Монцы.
Заднее антикрыло с низким уровнем прижимной силы требует создания новых торцевых пластин и иной конфигурации. От первоначальных набросков до финального варианта тоже проходит от шести до восьми недель.
Воздуховоды передних тормозов
Как ни странно, их основная задача не только в охлаждении тормозов! Разумеется, они охлаждают суппорта и диски, но главное – они формируют воздушный поток вокруг колес. Тепло от тормозов передается на шины и команды используют воздуховоды для изменения их температуры.
После переднего антикрыла, конструкция воздуховодов занимает второе место по сложности. Они служат для охлаждения дисков, суппортов, управления аэродинамическим потоком, температурой шин, а также охлаждения электронных блоков управления. Чтобы всё это работало эффективно, нужно правильно сконструировать поперечные рычаги и подшипники. В итоге вся система состоит примерно из ста деталей, и команда готовит небольшие обновления практически к каждой гонке.
Днище
Каналы в днище направляют потоки воздуха к задней части машины и диффузору, создавая прижимную силу. Это очень сложная конструкция, состоящая из множества элементов, в которую постоянно вносятся коррективы. В 2016-м команда использует уже третью версию днища, на которую в передней и задней части установлены обновления.
Жизненный цикл у днища примерно такой же, как и у переднего антикрыла – максимум два или три существенных изменения по ходу сезона. На создание нового днища уходит от шести до восьми недель.
Носовой обтекатель
Как и переднее антикрыло, носовой обтекатель распределяет воздушные потоки. Кроме того, этот элемент деформируется во время аварии, поглощая энергию удара, поэтому должен быть проверен и одобрен FIA перед тем, как использоваться в гонках.
Носовой обтекатель довольно сложно создавать – сейчас все команды создают невероятно короткие обтекатели, из-за чего сложно пройти краш-тесты FIA. В результате вы решаетесь на новую концепцию обтекателя только в том случае, если она даст существенный выигрыш в аэродинамике. Как только вы приняли решение по носовому обтекателю, конструкция остальной части машины строится вокруг него.