Сейчас команды используют систему KERS, запасающую энергию в аккумуляторах, но её эффективность и габариты оставляют желать лучшего, хотя поставленная цель – отработка технологий, которые могут использоваться в конструкции дорожных машин – в этом случае более всего соответствует текущему тренду.
При этом многие считают, что система с маховиком имеет лучшие перспективы – с точки зрения компактности, эффективности и простоты. В сезоне 2013 года Формула 1 перейдёт на новый регламент в конструкции двигателей, сейчас обсуждаются поправки, касающиеся других элементов силовой установки, в том числе и системы рекуперации. Окончательное решение пока не принято, но очень возможно, что за основу будет взят унифицированный вариант KERS с маховиком.
В начале 2009-го компания Flybrid представила систему с маховиком, коробкой передач и трансмиссией особой конструкции. При весе всего в 24 кг, её мощность достигала 80 сил. С тех пор удалось сделать шаг вперёд, а если будет принято решение об использовании подобных систем в Формуле 1, возможен ещё более серьёзный прогресс.
Джон Хилтон, ведущий специалист Flybrid: «Системы на аккумуляторах не очень эффективны. Проблема в том, что на каждом круге в вашем распоряжении есть 800 кДж, а по регламенту можно использовать только 400 кДж – системе достаточно иметь 50% эффективность, чтобы отвечать этим требованиям. К сожалению, сейчас не стоит задача добиться максимального КПД.
Насколько я знаю, в регламенте на сезон 2013 года планируется поднять энергию на одном круге до 2 МДж, поэтому требования к эффективности значительно возрастут.
В KERS на аккумуляторах происходят большие потери при преобразовании электрической энергии в химическую, и наоборот. Наша система – полностью механическая, в ней нет преобразования энергии. Потери всё равно существуют, но они на 20% меньше, а это – около 2.2 дополнительных секунды на круге.
Почему механическая KERS так и не использовалась в гонках? Когда в середине сезона 2007 года заговорили о том, что KERS нужна уже в 2009-м, риск был слишком велик – у нас не было ответа на некоторые вопросы, не возникавшие в случае с электрической системой. Решение с аккумуляторами менее эффективно, но проще в реализации, поэтому все выбрали такой вариант. К тому же, тогда многие автопроизводители активно прорабатывали гибридные системы – это совпадало с общим трендом.
Сейчас ситуация изменилась. Система с маховиком наполовину легче, наполовину компактнее и более эффективна – это поняли и команды, и производители – в 2013-м появятся первые дорожные машины с маховиком».
Представители технических служб команд, вместе с FIA, обсуждают дальнейшие поправки к регламенту на 2013-й, очень возможно, что нас ждут сюрпризы…