Один из ключевых факторов успеха в Формуле 1– планомерная доработка машины по ходу сезона. После запрета на проведение тестов инженерам приходится полагаться на моделирование и пятничные свободные заезды, но не всегда разработанные новинки оправдывают ожидания. В интервью британскому F1Racing технический консультант Marussia Пэт Симондс рассказал о сложностях решения этой задачи…
Пэт Симондс: «В последние двадцать лет значимость моделирования постепенно возрастала – от работы с пропорциональными моделями машин в аэродинамической трубе до сложных программ расчёта прочности, позволивших значительно увеличить надёжность машин.
Появление активной подвески в начале 90-х способствовало активному использованию моделирования – сначала применялись относительно простые математические модели, потом их сложность увеличилась, что в итоге привело к появлению современных мощных компьютерных симуляторов, позволяющих максимально реалистично имитировать поведение машины на трассе для инженеров и гонщиков. Сейчас команды, приезжая на первые тесты, уже понимают, чего ждать от новой машины.
Самая плодотворная область доработки машины по ходу сезона – повышение эффективности элементов аэродинамики. По ходу сезона конфигурация антикрыльев, кузовных панелей и диффузора серьёзно меняется, но дорабатывается и механика, и элементы подвески. Предварительно новинки тестируются на симуляторе, а потом команда работает с ними во время пятничных свободных заездов, оценивая эффективность, надёжность и другие факторы. Доработка машины касается не только физических деталей, но и программных решений – картографии двигателя, алгоритмов работы коробки передач – в рамках, разрешенных регламентом.
Сейчас команды на зимних тестах в основном работают над обеспечением надёжности базовых систем, а многие новинки откладывают до первой гонки сезона, что с одной стороны позволяет инженерам и конструкторам максимально оптимизировать эти решения, получив определённый резерв времени, с другой – говорит об уверенности команд в их инструментах моделирования.
Прежде машина обновлялась несколько раз в год – к началу европейской части сезона, к середине чемпионата и перед финальными гонками. Сегодня этот процесс идёт постоянно – команды привозят новинки на каждый Гран При, хотя действительно масштабные изменения в конструкции машины по-прежнему требуют длительной проработки.
В ситуации, когда большая часть работы с машиной проводится в виртуальной среде, крайне важно добиться корреляции результатов компьютерных вычислений с поведением модели в аэродинамической трубе и реальной машины на трассе. Если такой корреляции нет, команда уступит соперникам в темпах доработки машины, а в худшем случае будет двигаться в ошибочном направлении, увеличивая отставание.
Формула 1 – это очень непростой спорт, в котором аутсайдерам порой приходится прилагать даже более серьёзные усилия, чем тем, кто ведёт борьбу наверху».