В интервью британскому журналисту Джеймсу Аллену бывший технический директор Williams Марк Гиллан рассказал о факторах хорошего старта в Формуле 1…
«На старте есть два важных технических аспекта – температура шин и эффективность сцепления. Чтобы хорошо стартовать, важно иметь отличный контакт резины с асфальтом и стабильно работающее сцепление.
У каждого гонщика свой гоночный инженер и инженер контроля – они отвечают за подготовку машины к старту. Эта работа начинается достаточно рано по ходу уик-энда – с имитаций старта, к примеру, в Монако гонщикам разрешают проводить её после свободных заездов.
В идеале инженерам хотелось бы, чтобы гонщик отрабатывал старт именно с того места на стартовом поле, которое он рассчитывает занять в воскресенье. В этом случае инженеры могли бы проанализировать контакт шин и асфальта, их температуру и предполагаемые параметры настройки сцепления, которые позволили бы избежать пробуксовки. Поиск настроек сцепления идёт постепенно – важно найти тот оптимальный момент, когда оно срабатывает стабильно.
На прогревочном круге гонщики повышают температуру задних шин, выводя её в рабочий диапазон – инженеры контролируют и руководят действиями гонщика. Некоторые пилоты жаловались, что при старте с поула Нико Росберг слишком медленно проезжает прогревочный круг, в результате у остальных шины остывают – очевидно, у Mercedes нет с этим проблем.
Важное значение имеют и сцепные свойства асфальта. Самый очевидный пример – прошлогодний этап в Остине, где грязная половина стартового поля обеспечивала настолько плохое сцепление по сравнению с чистой, что в Ferrari решили снять пломбу с машины Фелипе Массы, чтобы Алонсо мог стартовать с чистой стороны. Обычно разница между двумя сторонами стартового поля при прочих равных – одна-две позиции в первом повороте.
В последние годы Ferrari удавалось хорошо стартовать, компенсируя неудачные выступления в квалификации. В чём секрет хорошего старта? На самом деле, нужно собрать воедино все перечисленные факторы, предоставив гонщику возможность стабильно и предсказуемо их использовать.
Непосредственно перед стартом гонщик отпускает один из подрулевых лепестков сцепления, поддерживая обороты мотора в районе 13000 в минуту – или то значение, которое укажет инженер, а когда гаснет последний огонь светофора, отпускает второй рычаг. В этот момент важно обеспечить оптимальный крутящий момент, с одной стороны избежав пробуксовки, с другой – не допустив резкого снижения оборотов мотора, тогда старт пройдёт хорошо.
Добиться безусловно точной работы гонщиков в этот момент, учитывая серьёзный прессинг на старте, крайне сложно, именно поэтому пилоты стартуют недостаточно стабильно. В Ferrari смогли оптимизировать системы управления машиной, добившись большей стабильности, чем у соперников».