Вероятно, эта песенка вам знакома в исполнении Boney M., хотя вообще-то она была написана знаменитым Коулом Портером еще в 30-е годы. Но не о музыке пойдет речь: в данном случае нас интересует лишь старая, как мир, бизнес-идея, заключенная в самом названии песни. Продажная любовь была, есть и будет ходовым товаром, во все эпохи, при любом общественном строе и на любом идеологическом и религиозном фоне. А уж какие развесистые и причудливые формы все это приобрело в наше просвещенное время!.. В широком смысле и глобальном масштабе. Например, ту же Формулу 1 все труднее и труднее любить бесплатно, очередное подтверждение чему лично я получил во время отпуска, который проводил в милой моему сердцу Финляндии.
Понятно, что в стране, знаменитой своими гоночными традициями, к автоспорту особое отношение, и, разумеется, глупо было бы упускать возможность как-то на этом заработать: с нынешнего года по тамошнему ТВ в полном объеме чемпионат мира показывают только по платному каналу. И если прошлым летом я с удовольствием следил за Гран При Германии из финской глубинки, из домика, который стоял в лесу на берегу озера, то в этом году, чтобы посмотреть прямую трансляцию из Нюрбургринга, мне пришлось вернуться в Россию на два дня раньше, чем планировал. Оказалось, что по открытому каналу MTV3, который традиционно, вот уже много лет показывает Ф1 в Суоми, по воскресеньям теперь идет только часовая выжимка из событий гонки, начинающаяся сразу после финиша. А все прямые трансляции можно посмотреть только на цифровом канале MTV3 MAX, для чего нужен специальный «черный ящик» и оплаченная подписка. Доступ к этому каналу пока можно получить за 80 евро, т.е. каждая гонка обойдется вам примерно в 4,7 евро.
Вроде бы, недорого, однако выяснилось, что никто из моих друзей и знакомых, живущих в Финляндии, не стал париться и оформлять эту подписку: все они просто перестали смотреть Ф1. Они и раньше не были фанатами автоспорта, но иногда не отказывали себе в удовольствии глянуть гонку-другую. Поскольку теперь это сопряжено с какими-то новыми трудностями, они просто решили для себя, что, собственно, не так им и нужна эта самая Ф1. Все равно в новостях сообщат результаты и покажут парочку ключевых моментов.
И как-то мне стало немножко грустно. С одной стороны, это, безусловно, примета нашего времени, и удивляться тут нечему: с 1 сентября 2007 года телевидение Финляндии полностью переходит на цифровое вещание, и во всех финских домах появятся вышеупомянутые «черные ящики» или просто телеприемники последнего поколения. С другой стороны, я вспоминаю события 10-летней давности, начало сезона 1997 года, когда в России вообще прекратили показывать Ф1, а мистер Экклстоун отобрал права на трансляцию гонок у любимого Eurosport: тогда меня выручала Финляндия, я ездил туда смотреть гонки, благо жил меньше чем в 300 км от границы. А теперь, выходит, и там не особо посмотришь?..
При этом я прекрасно понимаю, что эта моя маленькая обида – она такая, совсем детская, несерьезная. В конце концов, отечественное РЕН-ТВ, к счастью, исправно показывает чемпионат: значит, надо жить, да радоваться. Ну, а вдруг, неровен час, и они затеют какие-нибудь платные игры? Тогда уж, видимо, придется раскошеливаться, поскольку теперь уже бежать некуда: обложили со всех сторон. Хотя есть у меня чувство, что это произойдет еще не завтра…
Между прочим, в последнем номере F1 Racing рассказывается, в частности, о новом поветрии, которое только-только зародилось в Великобритании: Ф1 теперь можно смотреть в кинотеатрах! Компания Supervision Media организовала показ гонок на большом экране с цифровым качеством (HDTV) и многоканальным звуком Dolbi 5.1, и говорят, это пользуется неплохим спросом, несмотря на то, что цены на билеты на такое «кино» в два раза дороже, чем на обычный сеанс: удовольствие стоит целых 15 фунтов ($30,5). Это я еще готов понять, здесь хоть ясно, за что деньги берут. Но когда в отдельно взятой стране вообще прекращается нормальный показ гонок по открытым каналам – как-то это не очень правильно, по-моему. В общем, восторжествовала Love For Sale: платите бабки, и любите свою Ф1, сколько влезет.
Что же касается того шоу, которое на глазах у всего прогрессивного человечества разворачивается в недрах самой Ф1 – вы поняли, что речь все о тех же шпионских страстях – то теперь уже не поймешь, к какому жанру его отнести. Все начиналось, вроде бы, как экшн-триллер, а теперь вошло с откровенно фарсовую фазу. Причем, похоже, что продолжение следует… Остается лишь надеяться, что все эти разборки не слишком повлияют на ход чемпионата: хотелось бы, чтобы судьба сезона решалась на трассах, а не в зале суда, и не в кабинетах бюрократов из FIA.