Считается, что финны в массе своей – народ по-северному суровый, сдержанный, скупой на слова и проявления эмоций. Вряд ли кто-то возьмётся опровергать эти стереотипы, ведь достаточно вспомнить манеру общения с прессой, которую уже столько лет демонстрирует Кими Райкконен, и других доказательств просто не надо. Это, кстати, не помешало ему стать одним из самых популярных гонщиков мира. Но не задумывались ли вы, что финские гонщики как раз потому такие быстрые, что у них вся страсть выливается не в сотрясения воздуха, не в мимику и жесты, а также прочие театральные эффекты, но исключительно в скорость?
Валттери Боттас на Кими и похож, и не похож одновременно. Общие черты национального характера, конечно, чувствуются и в нём, но он всё-таки другой. Один ветеран финской гоночной журналистики как-то мне сказал, что по популярности Валттери до чемпиона мира 2007 года далеко, потому что уж больно он правильный. Далее он конкретизировал, что финский народ всегда с большим пониманием относился к некоторой склонности Кими к разного рода нездоровым излишествам и любил своего героя не только за успехи в Формуле 1, но и за всяческие шалости. Впрочем, всё это вроде бы в прошлом, ведь теперь Кими – серьёзный человек, отец семейства, и ему, наверное, уже не до излишеств. Да и карьера его в любом случае подходит к завершению, как ни крути. Конечно, велика вероятность, что ещё сезон он проведёт в Ferrari вместе с Себастьяном Феттелем, но сегодня мы не об этом.
У Валттери Боттаса, очевидно, свои представления о том, как нужно действовать, чтобы всё было hyvä. В смысле, хорошо. И судя по тому, как идут его дела в этом году, он на верном пути. Приложится ли к его победам за рулём Mercedes сначала всенародная финская, а затем и всепланетная вненациональная любовь, покажет будущее, но идёт он своим путём. В том числе, как бы нелинейно, через желудок соотечественников.
Есть в Финляндии близ местечка Настола, где Валттери родился, одно малоприметное придорожное кафе, начисто лишённое какого-либо внешнего лоска и гламура. Выглядит оно, как рядовая шофёрская харчевня, называется Lähde-Kioski и уже более 30 лет стоит рядом с трассой 12, что идёт из Раумы в Коуволу через Тампере и Лахти. Однако это единственное место в мире, где изголодавшиеся путешественники могут отведать Боттас-бургер, который подаётся там на основе эксклюзивной договорённости с Валттери с тех пор, как он выступает в Формуле 1.
Именно туда, в Lähde-Kioski, лежал мой путь в один из июльских дней во время недавнего финского отпуска. Всё было так рассчитано, чтобы к этой кафешке подъехать ближе к вечеру, когда самое время подкрепиться кружкой кофе и какой-нибудь плюшкой. Вообще-то я не большой любитель гамбургеров, но в данном случае, как вы понимаете, интерес к Боттас-бургеру был не только желудочный, но и профессиональный.
Паркуюсь на просторной площадке, где до меня устроили пит-стоп несколько финских водителей грузовиков. Вхожу в заведение и сразу вижу целую витрину памятных вещей, связанных с Валттери: тут и шлем, в котором он гонялся в молодёжных сериях, и гоночные перчатки, и фирменная рубашка-поло Williams образца 2012 года, когда Боттас был ещё тест-пилотом. Разумеется, с автографом. На стенах – коллекция фотографий той поры, когда будущий победитель Гран При занимался картингом и делал первые шаги в формулах. Видеть всё это приятно и где-то даже радостно: чувствуется, своего земляка здесь уважают.
В меню на самом видном месте значится Bottas-Burger: котлета, сыр чеддер, салат, помидоры, красный лук и майонез. Версия с одной котлетой – 6 евро, с двумя – 7,70.
Я заказал с одной, налил кофе и устроился за ближайшим к стойке столиком, погрузившись в процесс дегустации. Что сказать? Было действительно вкусно – то ли в котлетку натолкали каких-то интересных специй, то ли в майонез, то ли и туда, и туда, но в этой лёгкой пикантности ощущалась некая оригинальность всей многоэтажной конструкции, которая была сооружена на глазах клиента.
Говорят, главные секреты приготовления Боттас-бургера – в специальной рецептуре говяжьей котлетки и в майонезе, куда вроде бы добавляется сок манго. А ещё говорят, что в рейтинге популярности среди пунктов меню заведения он занимает второе место, уступая только местному кебабу.
Кстати, когда Валттери бывает в родных краях и заглядывает в Lähde-Kioski, он тоже предпочитает не бургер имени себя, а что-нибудь менее калорийное. Оно и понятно, гонщику надо соблюдать жёсткую диету. Журналисты же могут позволить более легкомысленное отношение к своему рациону, поэтому я насладился уникальным блюдом сполна. Причём пришлось проявить определённую силу воли, а также воззвать к собственному разуму, чтобы не заказать второй Боттас-бургер, потому как первый был действительно хорош. Мне в тот день предстояло проехать ещё более 200 км, а пилотировать даже гражданскую технику, а не только гоночную, лучше всё-таки налегке.
Заказывая Bottas-Burger, я честно предупредил персонал Lähde-Kioski, что намерен не только отведать их фирменное яство, но и дать ему всестороннюю оценку. В ответ меня попросили поделиться своим мнением – в буквальном смысле по горячим следам. Поэтому, закончив трапезу, я вернулся к стойке и честно сказал, что всё очень даже понравилось. И решил, типа, сострить: предложил заведению добавлять в Боттас-бургер по котлете с каждой очередной победой Валттери.
Сейчас, говорю, на его счету две победы – в Сочи и в Австрии – и всё логично, вы предлагаете желающим бургер с двумя котлетами. Но согласитесь, интересно же, как будут развиваться события дальше? До какого количества котлет может дойти дело в перспективе?
«А мы уже сейчас, если кто-то просит, делаем Боттас-бургер с тремя котлетами!» – не моргнув глазом, парировала подавальщица. И едва заметно улыбнулась.
Остаётся только пожалеть, что данных о зависимости статистики продаж именных бургеров от успехов Валттери нет, даже приблизительных, а ведь это тоже любопытно! На этом материале можно как минимум кандидатскую защитить! Если подойти к делу по-настоящему вдумчиво и заручиться поддержкой заведения. Остаётся только определиться, к какой отрасли знаний отнести подобные изыскания: к физкультурно-спортивной или к сфере общепита? Скорее всего, как многое в наше время, такая работа должна появиться на стыке нескольких околонаучных областей и носить синтетический характер. Впрочем, мы отвлеклись, тем более что это дело будущего.
Ещё находясь под воздействием гастрономических впечатлений, я поблагодарил персонал кафе и продолжил свой путь. А лежал он в район городка Иматра, тоже, кстати, славного своими гоночными традициями, но двухколёсными: с 1964-го по 1982-й там 19 раз проводился этап чемпионата мира по мотогонкам, вошедший в историю как Гран При Финляндии. Впрочем, меня интересовал не этот Гран При, а другой, венгерский, и не на двух колёсах, а на четырёх, потому как второй раз за долгие годы мне предстояло смотреть гонку не в редакции и не в медиа-центре трассы, а где-то на нейтральной территории. Причём где именно, я ещё не знал.
Непродолжительный интернет-сёрфинг привёл к следующим результатам: в Иматре есть как минимум два паба, где регулярно и по полной программе идут трансляции Формулы 1, и я заранее решил наведаться в оба заведения, чтобы оценить обстановку. В первом из них, как мне показалось, царила довольно суровая рок-н-ролльная атмосфера, и в другой раз я бы остался именно там, но продолжил изыскания и, пожалуй, не прогадал. Заведение с неоригинальным названием Street Cafe понравилось мне больше, было оно, скажем так, понейтральнее, значит, публика в нём во время сессий венгерского уик-энда должна собираться скорее гоночная, чем музыкально-пивная.
Вежливый бармен на неплохом английском подтвердил, что они действительно показывают и квалификацию, и гонку, а места в одном из двух залов гарантированно будут, так что ничего заранее бронировать не надо.
В общем, два дня подряд в час назначенный я появлялся в этом пабе, заказывал безалкогольное финское пиво (кстати, довольно вкусное), ибо был за рулём, и в результате получил весьма любопытный опыт просмотра гонки вместе с финской публикой. Впрочем, публики было немного, и социальный портрет её примерно такой: молодёжи не было вообще, у неё нашлись какие-то другие дела (возможно, всё объяснялось великолепной летней погодой), а вот некоторое количество господ, а также дам более солидного возраста к началу сессии подтягивалось. И, разумеется, ими в ходе сессии в большом количестве потягивалось пиво – настоящее, в отличие от моего 0,0%.
Публика оказалась, что называется «с понятием»: она адекватно реагировала на те или иные моменты сессий; те, кто знал друг друга, видимо, по предыдущим совместным просмотрам, активно обсуждали острые ситуации и ключевые эпизоды. Что именно они говорили, я не в курсе, поскольку не владею финским, но одно могу констатировать с уверенностью: Кими по-прежнему вызывает у финских болельщиков более яркую позитивную реакцию, чем Валттери. Любым успехам ветерана Формулы 1 посетители кафе радовались явно громче, а когда Кими упёрся в машину Себастьяна Феттеля и задавал недвусмысленные вопросы команде, что делать дальше, ведь соперники из Mercedes уже приближались, болельщики по-настоящему переживали и даже расстроились, когда в Ferrari решили сохранить статус-кво.
В отличие от Mercedes, гонщики которой устроили настоящую чехарду на трассе: сначала Валттери пропустил вперёд Льюиса Хэмилтона, затем в последнем повороте гонки тот вернул позицию напарнику. Казалось бы, оба финна поднялись на подиум, что ещё нужно моим соседям по кафе?! Нет, они, конечно, обрадовались, и когда Валттери неожиданно финишировал третьим, зал дружно издал некий одобрительный возглас, но на их месте я бы выразил свои чувства громче, даже после безалкогольного пива.
Однако, сами понимаете, это же финские болельщики, и внешние проявления их страстей по определению более сдержанные, хотя в каких-то случаях тоже могут быть бурными и вырываться наружу – однажды я был тому свидетелем. Недавний опыт просмотра гонки Формулы 1 вместе с финской публикой – не первый в моей практике. А первый был в далёком уже 2000 году, когда Кими даже не выступал в чемпионате мира, зато по-прежнему блистал Мика Хаккинен, тогда уже двукратный обладатель титула.
Дело происходило на Гран При Бельгии, и это была памятная гонка, ибо как раз на ней произошёл «обгон века», благодаря которому Мика Хаккинен опередил Михаэля Шумахера и победил. Надо сказать, что я сидел на трибуне в окружении целой толпы финских болельщиков, которые по ходу гонки вели себя не менее раскрепощённо, активно и громко, чем, скажем, те же итальянцы или бразильцы. Мне так показалось, по крайней мере. А когда Мика заложил тот самый знаменитый манёвр, трибуны просто взорвались – это был какой-то невероятный фейерверк эмоций…
Так что я бы не стал преуменьшать страстность финской публики. Возможно, по абсолютной шкале по темпераменту они уступают представителям каких-то южных народов, но это не значит, что душа у них не поёт и не прыгает от радости или не съёживается от огорчений. Но смотреть гонки вместе с этой публикой очень даже приятно. При случае готов продолжить.
И ещё. Когда отпуск подходил к концу, буквально в последний вечер в финских краях мне позвонил практически родственник, который уже пару лет как перебрался в Суоми. Формулой 1 он не очень интересуется, но тут к нему в гости зашёл молодой сосед, тоже бывший наш, ныне постоянно проживающий в сопредельной стране. И оказалось, что этот незнакомый мне джентльмен – давний гоночный болельщик и читатель нашего сайта, а отдельное внимание он уделяет текстам вашего покорного слуги, так или иначе касающимся финской тематики. Что тоже, наверное, можно понять, учитывая его географическое положение. Чего скрывать, автору было приятно – остаётся надеяться, что эти рассуждения ему тоже попадутся на глаза.