F1ЛОС’офия: Между прошлым и будущим

-- 1 --

Осенью прошлого года легендарная группа Eagles, которой можно ставить памятник за один только Hotel California, после долгого молчания выпустила новый альбом, да не простой, а двойной. Работа получилась крепкая и серьезная, что не удивительно: говорят, эта пластинка должна стать последней в творчестве американских «орлов», поэтому они хотят запомниться человечеству как птицы высокого полета. На втором диске там есть интересная, довольно философская по содержанию песня Frail Grasp On The Big Picture, что можно попытаться истолковать, как «Слабое понимание картины в целом», где мы слышим такие строчки: «У тебя нет ни малейшего представления о том, что такое любовь на долгие годы, и такие вечные вопросы, как “Кто опять не закрутил колпачок на этой чертовой зубной пасте?” или “Чья очередь выносить мусор?”, никак не вписываются в твои романтические истории...»

Нам трудно судить о том, какие представления о любви были у Мика Хаккинена и Эрьи Хонкканен, или у Рона Денниса и его теперь уже фактически бывшей супруги Лизы, но можно предположить, что они не совпали с тем реальным опытом, который эти люди приобрели за долгие годы семейной жизни. Что характерно, и одна, и другая пара считались в мире Формулы 1 едва ли не образцовыми, однако это не помешало им разбежаться аккурат в канун Дня Святого Валентина, праздника всех влюбленных.

Британские таблоиды, подметив, что особняк Деннисов в Уокинге уже опустел, начали подсчитывать, сколько глава McLaren будет вынужден заплатить своей бывшей второй половине по итогам бракоразводного процесса. Исходя из того, что состояние Рона измеряется суммой около $300 млн., а брак длился целых 22 года, высказываются предположения, что Лиза может претендовать на полные 50 процентов. Daily Express, со ссылкой на экспертов в области семейного права, пишет, что сэр Пол Маккартни, как ожидается, выплатит Хизер Миллс, своей «экс», что-то порядка $120 млн. Т.е. развод Денниса обещает стать едва ли не самым дорогостоящим в британской юридической практике.

Газета приводит любопытные рассуждения неназванного друга семьи Деннисов, который уверяет, что сообщение о разводе стало для всех настоящим шоком: «Они казались идеальной парой. Никогда не было ни малейших признаков того, что в истории с разводом может фигурировать кто-то еще. Рон, всего в этой жизни добившийся тяжелым трудом, – очень целеустремленный человек, всецело преданный своему делу. Кто-то, возможно, сочтет его просто скучным. А Лиза, американка из Калифорнии, женщина темпераментная и очень привлекательная. В каком-то смысле это была странноватая пара, но создавалось впечатление, что у них все хорошо».

Мне доводилось наблюдать мадам Деннис на гонках в гостевых покоях McLaren, и я готов подтвердить слова безымянного друга теперь уже разваливающейся семьи. А как человек, чей опыт жизни в браке будет подольше, чем у этой пары, которая, кстати, в нынешней трудной ситуации просит прессу проявить должный такт и уважение, все же позволю себе осторожный комментарий.

Помните хрестоматийную фразу Толстого про счастливые и несчастливые семьи, с которой начинается «Анна Каренина»? Это к тому, что причин, по которым люди расстаются, может быть великое множество. И думаю, я не одинок в своих предположениях, что прошлогодняя шпионская эпопея, те потрясения, которые пережила команда McLaren, и, которые, разумеется, добавили немало седых волос Рону Деннису, тоже сыграли свою роковую роль, так или иначе повлияв на атмосферу и внутри его семьи. Говорят же, что беда не приходит одна.

Как известно, шпионская тема далеко не исчерпана: Деннис, Мартин Уитмарш, его правая рука, и Падди Лоу, еще один представитель высшего менеджмента McLaren, в ближайшее время должны будут предстать перед итальянскими блюстителями законности и давать показания. Можно подумать, накануне сезона им больше нечем заняться. И еще: не один год ходят слухи, что Рон Деннис, разменявший седьмой десяток, всерьез подумывает об отставке. Однако, если ему придется покинуть капитанский мостик в нынешней ситуации, фактически, он уйдет проигравшим. Причем, проигравшим на всех фронтах. В общем, как говорят в нашей стране, положение мистера Денниса – хуже губернаторского.

-- 2 --

Макс Мосли

Но не все персонажи любимого сериала, имя которому Формула 1, пребывают в кислом настроении. Посмотрите, к примеру, на Максимилиана Мосли, «лучшего друга» Денниса. Я далек от мысли, что один истинный английский джентльмен может себе позволить злорадствовать по поводу несчастий другого истинного английского джентльмена, но ведь в прошлом году именно он открыто и в весьма нелицеприятных выражениях высказывался в адрес главы McLaren, что, как вы понимаете, настроения Деннису тоже не поднимало. Но тут уж – на войне как на войне.

Так вот, Макс Мосли в интервью лондонской Times с удовольствием поведал, что лично он в отставку точно не собирается и в ближайшем будущем намерен провести в жизнь ряд серьезных реформ, которые должны пойти на пользу «Королеве автоспорта». И только тогда он, может быть, подумает о передаче полномочий. Курс реформ известен: радикальное сокращение бюджетов и серьезное «озеленение» Формулы 1.

Переговоры по поводу бюджетов на 2009-й уже начались, и, хотя Мосли пока избегает каких-то конкретных цифр, он говорит о целях экономических преобразований так: по его мнению, даже «команда со средним бюджетом должна работать с прибылью».

«Представители одного из крупных автопроизводителей говорят, что, если удастся сократить бюджеты настолько, – комментирует президент FIA, – что больше не придется ежегодно тратить по $400 млн., а лишь $100 млн., или меньше, то они останутся в Формуле 1 навсегда. Если же расходы остаются на прежнем уровне, оправдать их могут только победы, но ясно, что все сразу выигрывать не могут».

The Times приводит парочку цифр, так, для справки: прошлогодний бюджет Ferrari приблизительно оценивается в $450 млн., но больше всех денег потратила Toyota – в районе полумиллиарда. Однако Ferrari хотя бы выиграла чемпионат, а вот в случае с японцами дело обстоит куда сложнее... Кто забыл, еще раз взгляните на итоговую таблицу Кубка Конструкторов.

«Это абсурд, когда команды тратят огромные деньги ради призрачного преимущества, – продолжает Мосли. – Аэродинамические трубы не останавливаются ни днем, ни ночью, расходуется колоссальное количество энергии, чтобы отыграть какую-то десятую секунды – этому не может быть оправдания...»

Мосли также дал понять, что не покинет президентский пост, пока не увидит плоды внедрения новых перспективных технологий: «До того, как я выйду в отставку, я, безусловно, хочу увидеть, как заработает KERS (Система рекуперации кинетической энергии), и появятся условия для создания сверхсовременного высокотехнологичного двигателя, который мы ждем в 2013 году».

Президент FIA дал понять, что, вполне вероятно, надо ждать реформ и в шинной области: «К 2009-му году команды должны будут снизить прижимную силу на 50%, чтобы упростить обгоны. Весь этот сложный аэродинамический обвес отлично работает в спокойном воздухе, но картина меняется, когда машина попадает в зону турбулентности позади другой машины. Но сильно подозреваю, что на деле будет не 50%, а явно меньше – все это мы уже проходили. Поскольку шинную сферу контролирует FIA, мы можем просто снизить уровень сцепления с трассой. Я могу сказать Bridgestone: “Сделайте шины жестче”. И, если мы зайдем по этому пути достаточно далеко, то машины снова начнут скользить».

Президентский срок длится четыре года, так что если Мосли (которому сейчас 67), в 2009-м будет переизбран вновь, то он продолжит работать до 2013 года. The Times напоминает, что впервые он возглавил FIA 15 лет назад, и до сих пор его позиции весьма сильны, несмотря на то, что в прошлом году Мосли оказался под огнем серьезной критики за его роль в показательной порке McLaren. И дело тут даже не в том, что наказали команду Рона Денниса, а в том, что Renault за аналогичные проделки была фактически прощена.

Однако Максимилиан Освальдович не расстраивается, а вовсе даже наоборот, склонен к шуточкам в свой адрес. «Если я не выживу из ума, то останусь в должности до октября 2009-го я, – говорит Мосли. – О том, что будет дальше, еще предстоит очень и очень серьезно подумать. Есть вероятность засидеться дольше, чем следовало бы, особенно если дела складываются относительно неплохо... Но я ничего не имею против критики в мой адрес: в нашей семье мы всю жизнь ругались. Люблю читать блоги, где люди просто жутко гневаются в мой адрес, это очень забавно. Меня мало кто защищает...»

В общем, такое ощущение, что сегодняшняя Формула 1 находится в какой-то переходной фазе, между славным прошлым, о котором слагают легенды, и, по версии Мосли, еще более светлым будущим. Главное, верить в то, что FIA ведет спорт правильной дорогой. Вот только настоящее малость подкачало: сплошные скандалы, разборки, ругань.

Разводы, разумеется, не в счет, поскольку это все-таки из сферы частной, так сказать, приватной. Вот только есть ощущение, что все в этой жизни взаимосвязано...

Как поют те же Eagles: «Мы молимся нашему Богу, ...он правит нами с небес, ...и все наши проблемы будут решены. Главное – мы в него верим, если только речь не идет о деньгах или сексе...»

Вам не хочется дописать: и о Формуле 1?


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё