Участники: Казуки Накаджима (Williams), Ник Хайдфельд (BMW Sauber), Себастьян Феттель (Toro Rosso), Кими Райкконен (Ferrari)
Вопрос: Казуки, вы впервые приехали сюда в статусе гонщика Формулы 1. Вы изучали трассу на симуляторе?
Казуки Накаджима: Да, правда, не так много. Работа на симуляторе не похожа на реальную тренировку, но я получил некое представление о том, как следует вести себя в Спа.
Вопрос: Чем отличается работа на симуляторе?
Казуки Накаджима: Мне удалось оценить скорость машины и ее баланс в момент торможения – перед гонкой в Валенсии подобная работа очень помогла.
Вопрос: В Валенсии вы показали свой лучший квалификационный результат, в чем причина?
Казуки Накаджима: Ничего особенного – к счастью, наша машина выглядела гораздо конкурентоспособнее, чем в предыдущих гонках. Это сыграло на руку и мне, и Нико, поэтому уик-энд сложился довольно удачно, если не считать первого круга в гонке. Я чувствовал себя уверенно – после неудачных выступлений приятно вновь бороться за хорошие позиции.
Вопрос: Каковы ваши планы на следующий сезон?
Казуки Накаджима: Пока ничего не известно, но я хочу остаться в Williams – это было бы лучшим из вариантов.
Вопрос: А есть вероятность остаться?
Казуки Накаджима: Я надеюсь, да.
Вопрос: Шансы высоки?
Казуки Накаджима: Пожалуй, да, но нужно дождаться решения команды.
Вопрос: Себастьян, в Валенсии вы также показали свой лучший квалификационный результат…
Себастьян Феттель: Да.
Вопрос: Почему это стало возможным?
Себастьян Феттель: Уик-энд в Валенсии сложился для нас удачно – мы неплохо поработали в пятницу, хорошо квалифицировались в субботу и сильно провели воскресную гонку. Трудно сказать, что именно привело к успеху – мы, как всегда, старались добиться максимума. Машина была очень конкурентоспособна, мне понравилась трасса – вот и ответ.
Вопрос: В пресс-релизе Джорджио Асканелли заметил: «Должно быть, в чем-то мы поступили абсолютно верно, но я не знаю, в чём»…
Себастьян Феттель: Я уже сказал – у нас был очень удачный уик-энд. Мы много работали, чтобы добиться того, чего добились, и теперь наша задача – удержать позиции. Это будет нелегко, но если вы оцените прогресс команды по ходу сезона, то поймете – она совершенно преобразилась. У нас иное отношение к гонкам, все вокруг нацелены на успех – раньше ничего подобного не было. Здесь нет никакого секрета: мы приехали в Валенсию без новых деталей, не знали трассу, и тот успех – результат напряженной работы.
Вопрос: Ближайшие две трассы подойдут вашей машине?
Себастьян Феттель: Думаю, да. Монца уникальна, но по своим характеристикам обе трассы должны подойти STR03. В Спа много быстрых поворотов, а в Монце немало длинных прямых, на которых наша машина должна быть достаточно эффективна. Впрочем, нужно быть реалистами – в Валенсии все шло по плану, и то, что мы смогли держаться за лидерами, стало сюрпризом, однако не стоит ожидать подобного в каждой гонке. Тем не менее, необходимо реализовать свой потенциал: если нам удастся набрать очки или финишировать в районе первой десятки – будет здорово.
Вопрос: Вы помните свою прошлогоднюю гонку в Спа?
Себастьян Феттель: Она была очень короткой – во-первых, у нас возникла техническая проблема, а когда я спускался к Eau Rouge , машина отказалась поворачивать, и в результате мне пришлось сойти с дистанции.
Вопрос: Вы предпочли бы забыть тот Гран При?
Себастьян Феттель: Именно.
Вопрос: Кими, вы выиграли три предыдущих гонки в Спа…
Кими Райкконен: Да, это довольно удачное место. Надеюсь, мне повезет и на этот раз.
Вопрос: За последние несколько недель о вас было написано немало… Есть проблемы, или всему виной обстоятельства?
Кими Райкконен: Некоторые гонки сложились совсем не так, как хотелось. Были проблемы, впрочем, подобное происходит не впервые, и жизнь на этом не кончается. Мы постарались устранить все неполадки – надеюсь, нам удалось найти решение и вскоре мы вернемся на привычные позиции.
Вопрос: Вы сказали, что решение найдено, это произошло на тестах в Монце?
Кими Райкконен: Мы провели различные испытания и остались довольны машиной, но тесты не всегда показательны, на трассе могут быть совершенно иные условия. Проблемы могут вернуться, надеюсь, мы нашли причину неудач, но судить об этом пока рано. Поживем-увидим.
Вопрос: Со слов команды, после тестов в Монце результаты в квалификации должны улучшиться….
Кими Райкконен: Пожалуй, да. Не считая предыдущей гонки, на всех этапах чемпионата мы были достаточно быстры, но если застреваешь за медленной машиной - все потеряно, а в случае удачной квалификации не возникает никаких проблем. Как бы то ни было, мы стараемся прогрессировать во всем – надеюсь, у нас это получилось.
Вопрос: В Валенсии вас подвел мотор. Вы уверены, что подобное больше не повторится?
Кими Райкконен: Да. Думаю, мы знаем, в чем была проблема – гонкой ранее похожая поломка произошла на машине Фелипе. Надеюсь, мы все исправили, ведь тесты прошли гладко. Ситуация может повториться, но мы уверены в том, что все будет в порядке.
Вопрос: Ник, вы оказались в практически похожей ситуации, но на тестах в Монце показали лучший результат…
Ник Хайдфельд: Да, та же ситуация, что у Кими. Тесты прошли неплохо, но это не означает, что в Спа все пойдет по плану. Впрочем, я доволен результатами тестов в Монце – мы опробовали пару новинок, которые, скорее всего, пригодятся нам только в Италии, но мы отправляемся туда сразу после этого уик-энда, так что всё не так плохо.
Вопрос: Вы чувствуете прессинг? Марио Тайссен сказал, что ждет результатов от обоих пилотов…
Ник Хайдфельд: Я сам создаю себе прессинг, притом в большей степени, чем кто бы то ни было. Все предельно ясно – если одна машина финиширует на подиуме, а я оказываюсь девятым, нет нужды говорить что-либо.
Вопрос: Что вы собираетесь предпринять? Вы неплохо поработали на тестах, что дальше?
Ник Хайдфельд: Нужно понять проблемы и попробовать что-то изменить. В этом году я уже попадал в подобную ситуацию и полагал, что все неудачи позади, пока в Валенсии не столкнулся с теми же проблемами. Я знаю, где искать причины, и не сомневаюсь, что команде удалось добиться прогресса, однако все выяснится в ближайшие две гонки.
Вопрос: С того момента, как у вас начались проблемы в квалификации, результаты выглядят нестабильно…
Ник Хайдфельд: Так и есть. С точки зрения чистой скорости дела обстоят намного лучше, чем в начале сезона, но у меня не раз возникали проблемы с трафиком, я ошибался больше обычного. Впрочем, устранить эти проблемы гораздо легче, нежели бороться с нехваткой скорости. Результаты в квалификации не идеальны, но я доволен своим темпом.
Вопрос: Год назад в Спа вы квалифицировались шестым и финишировали пятым. Надеетесь повторить тот результат?
Ник Хайдфельд: Мы всегда рассчитываем на большее, но если я финиширую, вряд ли результат будет плохим, хотя никто не знает, что произойдет в воскресенье. Прогноз не обещает ничего хорошего – может пойти дождь, но я не беспокоюсь по этому поводу. Мне нравятся гонки по мокрой трассе, однако не могу сказать, что буду рад какой-то конкретной погоде.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, бельгийская погода может быть совершенно непредсказуемой. Что вы бы предпочли?
Кими Райкконен: Либо все время дождь, либо все время сухо – так гораздо легче. Когда встречаются оба варианта сразу, многое зависит от удачи, от решения, принятого в тот момент, когда погода меняется. Меня устроит любая погода, но сухая трасса все-таки лучше.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Кими, год назад вас преследовали такие же проблемы в квалификации, но тогда удалось с ними справиться. Опыт прошлого года может помочь решить нынешние проблемы? Или F2008 – совершенно другая машина?
Кими Райкконен: Нет, но проблемы еще остаются – год назад команда была в такой же ситуации. В этот раз мы неплохо начали сезон, но позже все пошло не так. Надеюсь, у нас получится вернуться на прежние позиции – скоро узнаем, удалось ли сделать шаг вперед, а там посмотрим, что делать дальше.
Вопрос: (Майк Дудсон) Вопрос ко всем: Дэвид Култхард недавно заметил, что без пит-стопов гонки были бы интереснее. По его мнению, дозаправки искажают результаты. В Венгрии мы видели пожары в боксах, а в Валенсии один из механиков получил травму. Интересно знать вашу точку зрения – не хотите ли вы избавиться от дозаправок, вернувшихся в Формулу 1 пятнадцать лет назад?
Ник Хайдфельд: Надеюсь, с новыми правилами в следующем году мы увидим больше обгонов, но до первых гонок нового сезона сложно судить об этом. Как мы знаем, атаковать очень трудно, поэтому нужно сохранить пит-стопы, чтобы увидеть хоть несколько обгонов.
Кими Райкконен: Сейчас большинство обгонов совершается на пит-стопах, без которых мы, скорее всего, просто ехали бы друг за другом. Иногда во время дозаправки кто-то получает травму, но таковы гонки.
Себастьян Феттель: Когда придет наш черед завершить карьеру, мы будем думать о более интересных гонках, поскольку нам предстоит просто наблюдать за ними. Честно говоря, из кокпита все выглядит очень захватывающе, скучать не приходится. Как сказал Ник, в следующем году число обгонов возрастет, надеюсь, к моменту нашего ухода гонки станут ещё интереснее.
Казуки Накаджима: По-моему, пит-стопы лучше сохранить, ведь на данный момент именно они определяют разницу между пилотами, позволяя варьировать тактику. Это вносит дополнительную интригу.
Вопрос: (Тьерри Вильмо – Le Soir) Кими, всем известно, что командные приказы запрещены, но можете ли вы лично принять решение помочь Фелипе в борьбе за титул?
Кими Райкконен: Такое может случиться, ведь мы выступаем в одной команде. Однако все зависит от результатов ближайших гонок. Надеюсь, борьба продолжится до последнего этапа.
Вопрос: Какая музыка звучит в вашем i-Pod?
Казуки Накаджима: Разная, но в основном популярные японские композиции. После переезда в Европу я с особой охотой слушаю японские песни – они напоминают о доме.
Себастьян Феттель: Я слушаю разную музыку, но предпочитаю немецкую народную.
Кими Райкконен: В основном финская музыка всех направлений. Вы все равно ее не знаете.
Ник Хайдфельд: Я слушаю разную музыку, в основном неклассическую. Немецкой народной предпочитаю R&B и хип-хоп, а стилю техно – расслабляющую.
Себастьян Феттель: Почему тебе не нравится народная музыка?
Ник Хайдфельд: Думаю, почему она нравится тебе – более сложный вопрос, не так ли?
Себастьян Феттель: Я люблю лирику.
Ник Хайдфельд: А мне нравятся улыбки на лицах исполнителей, такие же, как у тебя сейчас.
Вопрос: Можно ли назвать Eau Rouge вашим любимым поворотом, и если да, то почему?
Ник Хайдфельд: Мне легко ответить на этот вопрос – это не мой любимый поворот. В прошлые годы Eau Rouge был интереснее, но сейчас, с моторами V8 и большим уровнем сцепления, он не представляет особой сложности.
Кими Райкконен: С точки зрения пилотажа это даже не поворот, скорее прямой участок. В дождь там довольно весело, но, как сказал Ник, раньше Eau Rouge был намного интереснее, а сейчас, на более совершенных машинах, мы едем там медленнее.
Себастьян Феттель: Думаю, это очень интересный поворот, и если бы его не было в календаре чемпионата, многие бы тосковали по нему, хотя сейчас он действительно менее сложный. Я вылетел в Eau Rouge на мокрой трассе, и вот тогда на самом деле было трудно.
Казуки Накаджима: В GP2 он был хорош, но в Формуле 1 пройти его гораздо легче.
Вопрос: Если бы вы не были гонщиком Формулы 1, чем бы стали заниматься?
Казуки Накаджима: Трудный вопрос – скорее всего, чем-то связанным с гонками, только они меня действительно интересуют.
Себастьян Феттель: Если бы я не гонялся в Формуле 1, то постарался бы получить серьезное образование, занять высокий пост и говорил бы пилотам, что нужно делать.
Кими Райкконен: Нашел бы себя в автоспорте. Это всегда было частью моей жизни – не думаю, что в мотокроссе или где-то еще все сложилось бы иначе.
Ник Хайдфельд: Практически то же самое – мне нравится спорт, особенно моторный, поэтому мотогонки или ралли были бы интересным вариантом. Главное – соревноваться и путешествовать по миру.
Вопрос: (Майк Дудсон) Так какой поворот ваш любимый?
Ник Хайдфельд: Эски в Сузуке, которых в этом году мы не увидим. Подождем следующего сезона.
Кими Райкконен: Не знаю. Интересных поворотов много, трудно назвать один.
Себастьян Феттель: Да, их слишком много. Возможно, правый поворот в Монреале, ведущий к парковке, действительно неплох! Нет, на самом деле, мне нравятся все трассы и многие повороты.
Казуки Накаджима: Я согласен с Ником – эски, а также первый и второй повороты Сузуки действительно великолепны. Я не ездил там на Формуле 1, но уверен – это здорово.
Текст: Валерий Карташев