Минувшие выходные не могли похвастать насыщенной гоночной программой, да и событий мирового значения, по сути, не было. Зато нам представился отличный случай поговорить о двух любопытных, но мало известных широкому кругу поклонников автоспорта соревнованиях – речь пойдет о гонках, проходящих в рамках Болонского моторшоу, и бразильском кузовном чемпионате Stock Car Brazil, финальный этап которого состоялся на Интерлагосе.
Stock Car Brazil
К сожалению, финал бразильского кузовного чемпионата Stock Car Brazil, который принимала у себя трасса Интерлагос в Сан-Паулу, оказался омрачен трагедией. В гонке «младшей» серии Stock Car Light погиб Рафаэль Сперафико - представитель популярной в Бразилии гоночной семьи, насчитывающей аж девять пилотов. Самые известные из них - выступавшие в международной Формуле 3000 и заокеанской серии Champ Car Рикардо, Родриго и Алекс Сперафико. Рафаэль был самым младшим из этой четверки братьев. Ему было всего 26.
Авария произошла в скоростном повороте Arquibancadas – в том же месте, где во время Гран При Бразилии’99 в аварию угодили Стефан Сарразен, а в 2003-м - Фернандо Алонсо. Вот только безопасность и прочность бразильских сток-каров оказалась далеко не такой высокой, как у машин F1. После вылета и удара о стену, автомобиль Сперафико отбросило обратно на трассу, где в него на скорости около 180 км/ч влетел Ренато Руссо. Машину Рафаэля от удара разнесло буквально в щепки – от нее остался один лишь остов каркаса безопасности. Но он гонщика не спас – подоспевшие к месту аварии медики вынуждены были констатировать смерть, наступившую вследствие полученных травм головы.
Ренато Руссо (это именно он в прошлые выходные выиграл бразильскую 500-мильную картинговую гонку вместе с Рубенсом Баррикелло, Тони Канааном, Фелиппе Джаффоне и Лукасом ди Грасси) также получил серьезные травмы и незамедлительно был доставлен в госпиталь. К счастью, сейчас врачи считают его состояние стабильным, угрозы для жизни гонщика нет.
Трагедия заставила заговорить о безопасности автомобилей, участвующих в серии Stock Car Brazil. Ведь в похожей аварии на гонке немецкого чемпионата DTM, в апреле этого года, Том Кристенсен, чью Audi точно также протаранили в водительскую дверь, отделался сильными ушибами и уже через пару месяцев вернулся за руль.
Вообще в бразильском чемпионате сток-каров выступают четыре модели машин: Chevrolet Astra, Mitsubishi Lancer, Volkswagen Bora и Peugeot 307 Sedan. Только, как и в американском NASCAR (кстати, главная серия Stock Car Brazil также носит название Кубок Nextel) ничего общего с обычными автомобилями они не имеют. Это так называемые «силуэты», внутри которых спрятана трубчатая рама из стали и карбона. Мотор – 16-клапанный V8, развивающий около 450 л.с. Но благодаря закиси азота, эта цифра может резко возрастать – правда такой возможностью каждый гонщик имеет право воспользоваться по ходу гонки только три раза. Вес машины (вместе с пилотом и рабочими жидкостями) составляет 1250 кг.
История Stock Car Brazil ведет свое начало с 1979 года. Первая гонка стартовала 22 апреля в Рио-Гранде ду Сул, победа тогда досталась Аффонсо Джаффоне. Серия набирала обороты, в 1982-м организаторы даже попытались придать чемпионату статус международного – две гонки прошли в португальском Эшториле, но опыт оказался неудачным (прежде всего из-за стоимости заокеанских этапов), с тех пор гонки Stock Car Brazil проходят исключительно в Южной Америке.
С 2005 года в чемпионат стали приходить автопроизводители, и Stock Car Brazil перестал быть моносерией, каковым, по сути, являлся до этого. Это стало поворотным моментом – вслед за автомобильными компаниями подтянулись солидные спонсоры, гонки стали транслировать по телевидению, в результате чего популярность первенства возросла еще больше.
Повышенному интересу со стороны торсиды способствует и то, что в серии выступает немало известных гонщиков, среди которых встречаются и экс-пилоты Формулы 1. Например, в сезоне-2007 в Stock Car Brazil участвовали хорошо знакомые поклонникам «королевских гонок» со стажем Шику Серра, Энрике Бернольди, Лучано Бурти, Тарсо Маркес, Рикардо Зонта, Антонио Пиццония. Но настоящей легендой гонок бразильских сток-каров является Инго Хоффман. В середине 1970-х он провел в составе команды Copersucar шесть Гран При в Формуле 1, но успех и слава пришли к нему на родине – он 12 раз становился чемпионом серии Stock Car Brazil, одержал в общей сложности 100 побед и, несмотря на свой возраст (ему уже 54), продолжает гоняться. В минувшем сезоне он занял шестое место.
А чемпионом в этом году стал Кака Буэно. Именно он набрал большее количество очков в четырех заключительных гонках сезона (в серии Stock Car Brazil действует система плей-офф, по которой титул разыгрывают между собой десять лучших пилотов по итогам первых девяти этапов, получающих начиная с десятой гонки одинаковое количество очков). За рулем своей Mitsubishi Кака выиграл три гонки из 12 и заработал 200 тысяч долларов призовых за победу в чемпионате. Кстати, в прошлом сезоне титул также достался ему, а до этого он трижды подряд становился серебряным призером первенства.
На этот раз вице-чемпионом стал Родриго Сперафико – брат погибшего Рафаэля…
Bologna Motor Show
Проходящее в эти дни ежегодное моторшоу в итальянской Болонье – это не просто выставка автомобилей и мотоциклов. Это действительно целое шоу, в рамках которого проводится большое количество различных автомотоспортивных соревнований.
Мало кто знает, что в 1988-1996 годах в рамках Болонского моторшоу проходили… гонки Формулы 1! Конечно, это не были гонки в том виде, в каком мы привыкли их видеть.
Выглядело это примерно так: на старт каждого заезда выходили два гонщика, которые стартовали в разных концах специально огороженной трассы и проходили два круга. Пилот, показавший лучшее время, проходил дальше по турнирной сетке и, в конце концов, двое лучших встречались в финале. Эти соревнования носили название Trofeo Indoor Formula 1, что можно перевести как «Формула 1 в зале». Непонятно, почему организаторы из итальянской автомобильной федерации (а именно под ее эгидой проводились эти состязания) выбрали такое название, ведь гонки проходили на улице (более логично звучит неофициальное название - Bologna F1 Sprint).
Каждый год в декабре в Болонью приезжали настоящие «конюшни» и гонщики Формулы 1! Правда, в основном это были команды-аутсайдеры, которые не хотели упускать уникальный шанс выиграть гонку F1! Так, в 1988 году победа досталась Алексу Каффи на Dallara, в 1989-м – Андреа де Чезарису (BMS Dallara), в 90-м – Джанни Морбиделли (Minardi), в 91-м – Габриэле Тарквини (Fondmetal), в 92-м – Джонни Херберту (Lotus), в 93-м – Рубенсу Баррикелло (Jordan), в 95-м – Джанкарло Физикелле (Minardi), а в 96-м первым стал Ярно Трулли за рулем Benetton. Вот такие были гонки!
К сожалению, Болонское моторшоу 1996 года стало последним, в рамках которого прошла гонка Формулы 1. Некоторые команды (как например, Ferrari и Toro Rosso в этом году) продолжают приезжать в Болонью, но лишь для демонстрационных заездов. Зато именно соревнования Trofeo Indoor F1, по сути, стали последними незачетными гонками в истории Формулы 1.
С 1997 года вместо F1 в Болонье стали проходить гонки на машинах Формулы 3000. В этом году они прошли уже в 11-й раз. На этот раз через отборочные стадии в финал пробились два француза – Пьер Рагю и Николя Прост, сын четырехкратного чемпиона мира Формулы 1, Алена Проста. В первом заезде Рагю на две десятые оказался быстрее Проста и это предопределило его победу, поскольку во второй дуэли они показали абсолютно одинаковое время! Любопытно, что для них обоих это было первым опытом пилотирования машин F3000.
В Болонье проводится множество и других соревнований, на самых разных автомобилях и мотоциклах, главным из которых является раллийная парная гонка памяти Аттилио Беттеги – известного итальянского раллиста, погибшего на ралли Корсика 1985 года. Кстати, на старт Bettega Memorial-2007 выйдет его сын, Алессандро, пошедший по стопам отца и также ставший гонщиком (в минувшем сезоне он дебютировал в чемпионате мира по ралли, причем по иронии судьбы это произошло именно на Корсике). Это соревнование пройдет 16 декабря и по традиции закроет программу моторшоу.